Мужчина пришел к ульяновскому массажисту Александру Швыркунову с жалобой на постоянные боли в одной части тела, а через несколько посещений причина их обнаружилась совсем в другом месте. Как опытный специалист, работая лишь руками, способен найти и устранить причины регулярных или застарелых болей?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

От бедра и выше

Эту историю Александр рассказывает как одну из самых сложных в его практике. Посетитель жаловался на боль в пояснице, в области крестца и на задней поверхности бедер. Каждое утро мужчине приходилось начинать с зарядки и растяжения мышц, иначе боль не отпускала весь день.

Швыркунов начал с диагностики, выявив гипертонус задней поверхности бедер. Гипертонус — это компенсация слабости каких-то еще мышц. Ослабленными оказались большие ягодичные мышцы. Но приводить в порядок пришлось не их.

Эти мышцы, объясняет специалист, связаны с верхним шейным отделом позвоночника. Еще дети, когда им поднимают голову, подгибают ноги, и эта связь остается на всю жизнь. Казалось бы, причина найдена верная: после коррекции положения верхнего шейного отдела позвоночника, боль из мышц ушла, гипертонус снялся. Но на следующий день мужчина сообщил, что проблема с позвонками возвращается.

Значит, надо было искать дальше. Обнаружилось, что и глубокие мышцы шеи пребывают в гипертонусе. Они на воздействия не реагировали, пока Александр не попросил больного открыть рот. Тогда наконец мышцы ослабились.

В результате специалист начал работать с височно-нижнечелюстным суставом. Его проработка дала уже стойкий положительный результат. А почувствовавший себя лучше мужчина вспомнил, откуда проблема взялась — с давней травмы, удара в лицо с одной стороны.

Через мыщцы — к внутренним органам и психике

«Сказать терапевту, что боль в пояснице была связана с этим суставом – он не поверит», – подводит итоги взаимодействия с больным Александр Швыркунов. Массажем Александр занимается 15 лет, весной 2018-го он официально получил новую специализацию — закончил двухгодичный очно-заочный курс в Институте прикладной клинической кинезиологии. Терапевт и вправду преподаваемым там методам работы с болью может не поверить. Прикладная кинезиология относится к альтернативной медицине, специалистов по ней не так много в России и тем более — в Ульяновске. Что заставило успешного массажиста, работающего в одном из медцентров в Ульяновске, обратиться к этой методике?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

– Пока я работал, у меня появлялись вопросы по выздоровлению пациентов. Одним массаж помогал очень хорошо, другим не помогал, третьим — ни то, ни се. Стали возникать вопросы, почему так, что еще нужно сделать, чтобы помочь, избавить человека от боли. И я в интернете вышел на прикладную кинезиологию, увидел ролики и подумал, что она как раз дает ответы.

– Чем именно она вас заинтересовала, ведь существует немало методов воздействия на пациентов руками – от мануальной терапии до распространившейся сейчас остеопатии?

– Джордж Гудхарт, основатель прикладной кинезиологии, когда создавал ее, объединил наработки поколений – акупунктуру, мануальную терапию, остеопатию, неврологию. Мы с остеопатией идем рядом, я изучаю самостоятельно и ее.

– В чем же тогда особенность прикладной кинезиологии?

– Есть так называемый «треугольник здоровья», который все первопричины заболеваний делит на три типа — связанные со структурой тела, с биохимией организма и психологией. Наша задача — выявить первопричину плохого самочувствия.

Работаем от жалобы, заполняем диагностическую карту, выясняем анамнез и начинаем с визуальной диагностики состояния больного. По ней выявляем так называемый приоритетный регион, с которого начинаем работать. Далее идет в ход мышечный тест как главный диагностический инструмент. Именно его Гудхарт добавил к уже имеющимся наработкам, когда создавал прикладную кинезиологию.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Это тестирование тонуса мышцы. Неврологи стучат по сухожилиям своими молоточками, а мы состояние организма проверяем по мышцам. Давно известно, что мышцы ассоциированы с внутренними органами и эмоциональным состоянием человека. Поэтому состояние мышц может указывать на более глубокие нарушения в организме.

Наша задача — найти слабую мышцу и то, что может ее усилить. Если находится гипертонус, значит, он компенсирует какую-то еще слабость.

– Насколько в этот момент важен контакт с больным? Тем более, что о прикладной кинезиологии знают пока немногие.


– Контакт с пациентом важен в любой медицинской специальности, и для врача, и для среднего медицинского работника. Если у пациента нет доверия специалисту, об успешной работе можно не говорить. Если больной доверяет полностью, то наша диагностика и коррекция успешна в 90 процентах случаев.

Обычно мышечное тестирование я предлагаю, когда уже начат массаж и пациент идет на контакт, выдавая кучу жалоб. Хотя сейчас уже появились больные, приходящие именно за этими методами.

– Вы сказали о 90 процентах успешной коррекции. Как именно и с какими жалобами вы можете помочь?

– Жалобы могут быть самые разные. Чаще всего это головные боли, головокружения, онемение конечностей, боли в спине, в суставах.

По мышцам мы диагностируем проблему. Потом смотрим с так называемой провокацией региона. Это манипуляции на теле, когда-то что-то шевелим, двигаем, а потом заново тестируем — есть ли реакция, реагирует ли мышца. Если мышца в результате дает усиление, делаем все, чтобы восстановить ее тонус. Мануальные терапевты трастовыми техниками с этим умеют работают. В кинезиологии коррекция идет очень мягкими техниками, дискомфорта у больного быть не должно. Он возможен, если только к проблеме уже присоединился отек. После воздействия мы снова тестируем мышцу. И так постепенно продвигаемся.

Общий курс может быть разным. Кому-то нужно приходить каждый день долгое время. Кому-то достаточно побыть на одном сеансе, следующий назначаем через неделю.

Бывает, что и обычным массажем можно решить проблему, только более глубоким и с пониманием первопричины. Например, если в тренажерном зале пациент перестарался, где-то застудил, это проблемы с мышцей или нервом, который мышца раздражает.

Можно также использовать кинезиотейп — специальный пластырь, хлопчатобумажный, гипоаллергенный. Он клеится на пораженную мышцу, обезболивает, обеспечивает более гармоничное движение в суставе, улучшает мышечную работу, кровообращение. Обычно это временное облегчение для больного, но иногда пластырь помогает и решить проблему. Держаться он может до пяти дней.

– Раньше вы были просто массажистом, сейчас, как указывается в документах об образовании, стали специалистом по контролю состояния здоровья с использованием методов мышечного тестирования. Буквально у вас в руках — возможность глубокого воздействия на больной организм. Как вы принимаете ответственность перед больным, которая на вас ложится?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

– Я, безусловно, эту ответственность осознаю. Если у меня есть сомнения, если я получаю нечеткий мышечный ответ, я останавливаюсь. Мой принцип – «не уверен, не обгоняй». Очень часто при проработке проблемы можно выйти на психосоматику, ведь мышцы ассоциированы и с эмоциями тоже, а не только с внутренними органами. Есть специфические тесты, чтобы понять, действительно ли человек хочет быть здоров. И если я вижу проблему в этом, можно отправить больного к психологу. Также в случае сомнений направляю больного на УЗИ, МРТ, к неврологу, гастроэнтерологу и другим узким специалистам.

Я знаю, что практическая кинезиология — не панацея. Но вижу, что мне и моим больным она дает ответы на многие вопросы и помогает решать давние проблемы.