Сегодня мы начинаем серию публикаций отрывков из недавно вышедшей книги «Иван Иноземцев. Жаль, что время уходит…». Она – об удивительном ульяновце, участнике Великой Отечественной войны, враче, коллекционере старинных часов, фотографе, снимавшем Ульяновск на протяжении нескольких десятилетий.

Владимирский общественный сад. 1907 г.

После Ивана Павловича Иноземцева (1913-2006) остались его воспоминания о пережитом, в том числе и о нашем городе, которые вошли в книгу. Это миниатюры с множеством деталей жизни прошедших эпох, их событиями, людьми, бытом и неповторимой атмосферой. Предлагаем некоторые из этих зарисовок вниманию наших читателей.

Китайцы в России

В 1927 году наша семья жила в Ульяновске на Никольском спуске, около Нового Венца. И мы с братиком все лето бегали по этому бульвару с рогатками. На Венце были красивые аллеи, клумбы с цветами, и цвели липы.

К вечеру там собиралось много гуляющей публики, открывались пивные киоски, играл духовой оркестр, и американцы заводили свои игральные рулетки.

Однажды появился сибиряк с медведем и гармошкой. Под гармошку медведь топал и кружился. Публика бросала около медведя копейки. И однажды на Венце появились китайцы. Рослые грязные китайцы с босыми ногами. Они устраивали представления, глотая ржавые шпаги. Красивые китаянки в разноцветных шелковых халатах мелкими шагами на деревянных колодках ходили по Венцу и продавали свистульки, жужжалки и красивые бумажные веера. Грязные китайчата бегали по Венцу, выпрашивали копеечку и на ломанном русском языке распевали похабные частушки. За это их жестоко избивали.

Мы с братиком накупили у китаянок свистулек и жужжалок, свистели и жужжали несколько дней. А однажды подняли такой свист в квартире, что у матери заболела голова.

В 1928 году китайцев в Ульяновске уже не было. Их выгнали якобы за шпионаж.

Беспроигрышная лотерея

В один из праздничных дней 1927 года для развития авиации в СССР, которой у нас тогда почти не было, в Ульяновске организовали лотерею. Она проходила на Новом Венце. На эстраду навезли разного барахла, старинные граммофоны и книги. Подвезли и большой грузовой автомобиль. А рядом на скамейках организовали торговлю новой обувью, одеждой и посудой. Играл духовой оркестр.

Собралось много народа. У всех было праздничное настроение. На Волге, около старой пристани, летал гидросамолетик и поднимал в воздух желающих на два круга.

Очереди стояли и в кассу, и на посадку. Всем хотелось выиграть автомобиль или старинный граммофон. Но выигрывали все или книжку, или красивый носовой платок. А билет стоил дорого -25 копеек. На эти деньги можно было хорошо пообедать два раза. И вот, наконец, учительница выиграла автомобиль. Ее предупредили, что у автомобиля нет какой-то детали, и он не заправлен бензином. Все стали поздравлять счастливую женщину и рассматривать автомобиль. Оказалось, что у автомобиля не было мотора. Его прикатила лошадка.

Учительница тут же продала автомобиль за три рубля и тут же на эти деньги купила простые новые туфли.

А граммофоны долго крутили старинные пластинки. Они вообще не разыгрывались в лотерее, а лишь служили приманкой.

Гидросамолетик быстро прекратил полеты: в кабине много наблевали, особенно дети, и нужно было чистить.

Спиртное тогда не продавали, пьяных не было, и праздник прошел очень весело.

«Искусственный человек»

В 1928 году мы с братиком все лето лазили через забор во Владимировский сад (парк Свердлова) смотреть представления на эстраде.

Пристраивались на скамеечку к женщинам и смотрели, затаив дыхание. Милиция с плетками, звеня шпорами, ходила вдоль забора и выискивала мальчишек-хулиганов. На эстраде выступали певцы, юмористы и фокусники. Один из фокусов был с якобы искусственным человеком. Из-за кулис вытащили на эстраду искусственного человека, изобретенного московским инженером за один рубль. Человек был голый, в одних трусах и раскрашен в ярко-красный цвет. На обклеенном бумагой лице были нарисованы большие глаза и рот до ушей с оскаленными зубами. Он качался и его с трудом установили. Потом он по команде поднимал руки и поворачивал голову. Зрители с удивлением смотрели. Потом пригласили на эстраду двух молодых женщин рассмотреть поближе и ощупать «искусственного человека». Женщины стали ощупывать, а «изобретенный человек» подпрыгнул и закричал: «А быр-быр!» Женщины отскочили и от испуга обмочились. Побежали за эстраду в туалет. А человек снял маску, поклонился публике и удалился за кулисы.

На Волге. Фото И.Н. Иноземцева. 1928 г.