24 июля на заседании Законодательного Собрания первый заместитель председателя Заксобрания выступил с предложением о реформировании системы исполнительной власти. Гвоздев предложил Морозову забрать должностные обязанности Смекалина. Фактически предложен сценарий возможного роспуска правительства. В телеграм-каналах и некоторых СМИ появилась информация, что нынешнего председателя регионального правительства Смекалина “отправят” в Димитровград. Такой сценарий озвучивается несмотря на то, что обязанности градоначальника уже исполняет бывший замглавы республики Хакасия, представитель КПРФ Богдан Павленко. 

Мы решили спросить мнение ульяновских политиков и экспертов: насколько, по их мнению, правдоподобны эти сценарии, и какие решения действительно может принять губернатор.

И.о. первого заместителя главы Ульяновска Михаил Сычёв:

– Губернатор провел встречи с лидерами фракций Заксобрания. Он обратился к ним с предложениями по переформатированию работы. Было озвучено одно предложение (Гвоздев предложил Морозову забрать должностные обязанности Смекалина). Других не поступало. СР не готовило предложений по причине того, что у нас фракции нет. Предложения могут быть любыми. Губернатор обменивается мнениями, чтобы жизнь для населения была максимально лучше. Думаю, тут возможен абсолютно любой формат. Будет роспуск или нет, решать губернатору. Те, кто подают такие предложения, должны подготовить мотивирующую и обосновывающую часть. Ранее губернатор уже был одновременно председателем правительства и главой региона. Соответственно, были определенные результаты. Мне сейчас сложно дать оценку тех предложений, которые прозвучали.

Президент Ульяновского общественного Фонда «РАПИР» Дмитрий Травкин:

– Я бы разделил это событие на две части. Первая часть — все, что связано с возможной реорганизацией правительства. Дело в том, что мы увидим действие, которое планируется провести по законопроекту. Порядок деятельности правительства и руководителя правительства Ульяновской области регулируется соответствующим региональным законом. Пока о внесении в законодательное собрание такого законопроекта не слышал. Если меняется структура органов государственной власти Ульяновской области, соответственно у нас есть субъекты законодательной инициативы, которые имеют право вносить подобные законопроекты. К ним относится, разумеется, и губернатор Ульяновской области. Мы услышали предложение со стороны депутатов Законодательного собрания (имеется в виду выступление Гвоздева). Насколько мне известно, на данный момент законопроект никем не внесен. Поэтому я предлагаю дождаться проекта документа, чтобы потом обсуждать. Пока его нет, все остальное – гадание на воде. Пока все ограничивается простором фантазии комментирующих, чего не хотелось бы. После выступления губернатора в ходе отчета перед Законодательным собранием региона и анализируя содержание его выступления на ПМЭФ, надо понимать, что мысль о необходимости реорганизации структуры исполнительной власти региона повторяется регулярно. Это объясняется необходимостью перезагрузить деятельность исполнительной власти для более качественной реализации указов Президента и нацпроектов. В этом смысле это абсолютно правильное решение. Но какой она будет, предлагаю анализировать тогда, когда будет на руках проект соответствующего нормативного акта. Вторая часть вопроса — переход Смекалина в Димитровград. Мы работаем в четком правовом поле и назначения на муниципальные должности в МО возможны лишь в результате проработки определенной процедуры. Все, кто интересуется политикой, внимательно следят за многосерийным процессом, связанным с попыткой наделить кого-либо полномочиями высшего должностного лица в МО “город Димитровград”. Для этого необходимо проведение конкурса, решение конкурсной комиссии, которая представляет не менее двух кандидатур Совета депутатов и решение совета депутатов МО. Иных возможностей, кого-либо наделить данными полномочиями в правовом поле не существует. Опять же тут можно комментировать только слухи. В Ульяновской области может быть все что угодно. Надо понять, мы комментируем слухмейкеров или делаем анализ реальных событий политической повестки региона. Я всегда предлагаю останавливаться на втором. Комментировать слухи не продуктивно.

Депутат ЗСО Александр Чепухин:
– До 2016 года, это как раз был период моей работы первым заместителем председателя правительства, фактически я был тогда первым замом Морозова, так как он возглавлял правительство. Я считаю, что это была одна из самых разумных схем управления регионом, которая заключалась в укрупнении министерств. У нас были весомые министерства. Возможно сейчас и обсуждается возврат к этой модели управления. Чтобы у нас сельское хозяйство было, как и раньше — совмещено с руководством лесным хозяйством. Возможно, имеет смысл выделить экологию в какой-то отдельный комитет, так как неправильно, что природные ресурсы и экологический надзор над природными ресурсами это одна структура. Это одно из противоречий, но остальное было, на мой взгляд, очень логичным. Я понимаю, что при таких условиях нагрузка на министра будет больше, но в этом нет ничего страшного. Если это стратегически важное направление для региона, не страшно, если первый заместитель председателя правительства будет и -тире- министр самого важного направления. Как это было в моем случае.
Единственное, конечно, будет очень много первичных документов, это большая ответственность, когда ты подписываешь все финансовые документы. Но такая ответственность дисциплинирует. Сейчас первые заместители председателя ничего не подписывают. Первичные документы все у министров. Поэтому получается разрыв по отраслям экономики. Если первый заместитель будет по соцсфере, – он должен будет возглавлять и самое тяжелое министерство. Например, Министерство образования. Это в качестве предложения, подчеркну. Естественно, первый заместитель по финансам, конечно, должен возглавлять и минфин. Возможно их даже «первыми» называть не надо, просто – заместитель. Останутся ещё какие-то министерства, которые не войдут в эти крупные объединенные. И еще следует подумать, нужно ли вообще само название «министерство». При этом министерство спорта никуда не «пришьешь»: спорт он и есть спорт. Но можно туда добавить молодежь.
Надо меньше разводить бухгалтерий, юридических лиц, сократить все АНО и подведы. Это все стоит огромных денег. Некоторые министерства вообще непонятны в плане функционала. Например, Министерство развития международных и межрегиональных отношений. Мало кто понимает, чем оно занимается. Достаточно, чтобы был какой-то человек на правах советника губернатора и всё. Надо менять форму взаимодействия правительства с людьми, с бизнесом, с различными организациями. По абсолютному большинству – выстраивать их с чистого листа.
По поводу “отправки” Смекалина в Димитровград. Сейчас в соцсетях и в комментариях в СМИ я вижу бурное осуждение: всё активное сообщество многодетных семей Димитровграда выступило за Смекалина. Я считаю, что они должны не только в комментариях в интернете это писать. Они же выбрали своих депутатов городского совета, пусть скажут своим депутатам, чтобы они пригласили Смекалина в мэры города. В Димитровграде много инвестиций, много нового – это как раз то, чем занимался Смекалин. Возможно, если люди к нему выйдут с таким предложением, то ему будет это интересно.

Председатель Ульяновской городской избирательной комиссии Вадим Андреев:
– У губернатора есть право определять структуру органов исполнительной власти. Это исключительная прерогатива. Несколько лет назад казалось удивительным, что в регионах имеются такие громкие названия, как министр, заместитель председателя правительства. Это тенденция появилась во второй половины нулевых. Сейчас практически не осталось субъектов, где нет таких громких названий. Но мое частное мнение, что для субъектов федерации названия подобного рода слишком громкие. Наверное, отделы и управления более уместны. Прошла же федеральная инициатива, что президент в стране должен быть один и не должны так именоваться главы республик. Так, наверное, и правительство должно быть одно в стране. Это, подчеркну еще раз, моё частное мнение, как юриста и гражданина.
Что касается вопроса про Димитровград, это исключительно компетенция представительного органа в соответствии с действующим уставом и региональным законом. Я, опять же как гражданин, имеющий высшее юридическое образование, являюсь сторонником прямых выборов руководителя муниципального образования. Ничего лучше, я считаю, нет.