Изъятие частных земель под создание объектов, предусмотренных Генпланом Ульяновска уже невозможно, сообщило министерство экономического развития РФ в ответ на запрос ульяновского юридического агентства «Кучембаев и партнеры».

Как отмечается в письме Минэкономразвития, согласно Земельному и Градостроительному кодексам, возможность изъятия частных земель под создание дорог, сетей или других объектов ограничена тремя годами с даты принятия проекта планировки территорий, предписывающих их создание. Для проектов по действующему Генплану города срок уже прошел.

Генплан Ульяновска был принят в 2007 году. Согласно законодательству, для его реализации необходимо принятие других документов территориального планирования. В частности, проектов планировки территорий (ППТ). ППТ для Ульяновска принимались в основном в 2009-2010 годах.

Именно ППТ предусматривают размещение объектов общего пользования на ранее застроенной, в том числе и частной, территории. При создании таких объектов — дорог, инженерных сетей и других — необходимо изъятие земель уполномоченными, в зависимости от значения строящегося объекта, органами власти.

Но ППТ в части изъятия земель имеют ограниченный срок действия. Согласно ч. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса, он составляет три года для ППТ, принятых после 1 апреля 2015 года. ППТ принятые ранее перестают действовать в этой части спустя три года посоле принятия этой нормы, то есть с 1 апреля 2018 года.

Минэкономразвития РФ в письме от 22.07.2019 №Д27и-24719 в ответ на запрос юридического агентства «Кучембаев и партнеры» подтвердило, что правило это действует и для более ранних ППТ.

Ознакомиться с письмом можно по ссылке.

Цитата: «В связи с этим в настоящее время принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения на основании проектов планировки территории, утвержденных до 1 апреля 2015 года, не представляется возможным».

«Мы обратились в Минэкономразвития в связи с участием в деле по строительству многоквартирного дома на улице Воробьева, начатому ООО «Магазин новостроек». Застройщик оформил все документы на строительство, но ульяновские суды после обращения прокуратуры признали его незаконным. Причиной стало размещение в Генплане на участке застройщика территории общего пользования — дороги и зеленой зоны. При этом никаких работ по оформлению земли под эти зоны до сих пор не начато, – объясняет руководитель юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев. – Более того, город отменил красные линии по ним. Минэкономразвития четко поясняет, что, раз работы начаты в срок не были, изъятие земли под них уже невозможно. Значит, и их строительство не состоится. Таким образом, застройщик имеет право распоряжаться находящейся у него в собственности землей. Это разъяснение мы будем использовать при защите интересов застройщика в Верховном суде».
Но, отмечает Алмаз Кучембаев, позиция Минэкономразвития по применению Генплана Ульяновска в части изъятия земель под инфраструктурные объекты имеет значение для всего города. Она подтверждает, что градостроительная документация города устарела, и ее положения более не могут расцениваться как реальная перспектива развития Ульяновска.

Специалисты оценивают эту ситуацию неоднозначно. С одной стороны, это снимает ограничения с правом хозяев-частников пользоваться принадлежащей им землей. С другой, ограничивает органы власти в градостроительной работе. Так, начатое в 2019 году изъятие земель ГСК в Засвияжском районе под расширение дороги по улице Камышинской также может оказаться незаконным.

«Минэкономики прямой дорогой направляет нас в тупик. Не будет дорог – рано или поздно будет коллапс. Не понимаю политику партии и правительства. Нет ресурсов на строительство, но резервировать территории под инфраструктуру-то можно. Потом за триллионы бюджетных денег эти же дороги будут прямо через жилье прорубать», – комментирует ульяновский архитектор Олег Владимиров.

Разрешением этой проблемы должно стать принятие нового Генплана Ульяновска и новых ППТ к нему. Разработка Генплана была начата еще в 2014 году, но он до сих пор не принят. Сроки утверждения документа не ясны, так как горадминистрация отказалась принимать работы, выполненные РосНИПИ урбанистики.

«Минэкономразвития подтвердило, что Генплан Ульяновска окончательно устарел. Сейчас он не используется, а лишь перекраивается точечно под нужды конкретных проектов, – отмечает Алмаз Кучембаев. – Это приводит лишь к большей разрозненности при застройке территории города. А не к ее упорядочиванию, как того требует система территориального планирования».

Принятие новой документации территориального планирования, как ожидается, даст органам власти больший срок для их реализации в части изъятия земель. По инициативе минэкономразвития РФ, в Федеральном Собрании рассматривается законопроект о продлении срока действия ППТ в этой части до шести лет. Но новый срок будет использоваться только для документов, принятых уже после одобрения этого законопроекта.