В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации все регионы приступили к анализу и осмыслению того, как цели, озвученные Главой Государства, отражены в основных документах регионального уровня. Не стала исключением и Ульяновская область. В Стратегию социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года внесены коррективы, которые вступили в законную силу.

Смотрим, что это за изменения, и получаем пояснения у руководителя проекта АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», Эллы Кругловой, которая курировала эту работу.

— Элла Валерьевна, расскажите, что представляет собой обновлённая стратегия социально-экономического развития Ульяновской области?

Сразу сделаю акцент на том, что обновлённая – это не значит, что изменены приоритеты развития Ульяновской области. Наоборот, стратегические приоритеты и направления развития области остались неизменными. Они долгосрочные и были определены в момент разработки стратегии совместно с населением (проходили широкие общественные обсуждения документа), с бизнес-сообществом, с министерствами и ведомствами, экспертным и научным сообществом. Вместе с тем, стратегия развития любого субъекта Российской Федерации должна быть «живым» документом, который учитывает и сложившуюся социально-экономическую ситуацию, и уже достигнутые показатели и реализованные проекты, и общефедеральные направления и цели развития. Было бы абсолютно неправильно принять в 2015 году стратегический документ и на этом успокоиться.

Поэтому при корректировке стратегии решались несколько задач.

Первая задача —  привести цели, задачи и основные показатели стратегии развития Ульяновской области в соответствие с целями и задачами «майского» Указа Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которые по — сути являются общенациональными и должны проникнуть на все уровни управления. Ведь как повысить качество жизни населения, повысить реальные доходы населения, увеличить продолжительность жизни населения – задачи не только федерального уровня, но и задачи каждого конкретного субъекта Российской Федерации, его правительства, под этими задачами нужно «подписаться» и решать в приоритетном порядке.

Поэтому первое, что было сделано, — это проведён анализ действующей областной стратегии развития. Также попросили наших коллег – экспертов из Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации подвергнуть стратегию подобному анализу. Сторонняя оценка всегда необходима и хороша, т.к. в работу включаются совершенно независимые люди. По итогам был получен «вердикт», что приоритеты, цели и направления развития Ульяновской области, представленные в стратегии, соответствуют целям и направлениям вышеназванного Указа Президента Российской Федерации. В  стратегии развития Ульяновской области также поставлены цели по обеспечению роста благосостояния жителей Ульяновской области и улучшению качества их жизни, повышению ожидаемой продолжительности жизни населения, повышению результативности деятельности организаций здравоохранения, улучшению жилищных условий семей, поставлены цели по созданию безопасной и качественной транспортной инфраструктуры, повышению темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, развитию инноваций и привлечению инвестиций, созданию высокопроизводительных рабочих мест, цели по снижению темпов сокращения численности населения Ульяновской области, по снижению уровня бедности и ряд других целей для достижения достойного качества жизни населения, устойчивого роста экономического потенциала и повышения конкурентоспособности региона. Скажу даже больше: стратегические цели развития Ульяновской области соответствуют всем целям в области устойчивого развития, сформулированным Организацией Объединённых Наций, под которыми «подписались» страны мира, в том числе и Россия.

Что же поменялось?

Скорректированы значения некоторых целевых показателей, чтобы соответствовать и сегодняшней потребности населения в качестве оказания государственных услуг, и показателям, обозначенным в Указе. Как пример, скорректированы в сторону увеличения значения целевых показателей ожидаемой продолжительности жизни населения в Ульяновской области (до 80 лет к 2030 году, по итогам 2018 года значение показателя составило 72,5); доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 60% к 2030 году, скорректированы в сторону уменьшения пороговые значения показателей смертности населения (пороговое значение к 2030 году – не более 12,8 чел. на 1 тыс. населения, в прошлом году этот показатель был равен 14,0),  значения показателя уровня бедности населения (с 16,2% по итогам 2018 года до 7,6% к 2030 году).   Под каждый изменённый показатель был скорректирован состав задач и основных мероприятий для его достижения.  Ведь чтобы достичь того или иного показателя, нужно подумать, за счёт чего он может быть достигнут, что принесёт наибольшую пользу. В сфере здравоохранения, например, была переработана система мероприятий: исключены те, что уже выполнены (как например, строительство Перинатального центра) и добавлены новые, позволяющие максимально достичь стратегической цели. Это разработка и реализация программ борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, ввод в эксплуатацию высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России, строительство новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселениях, где в настоящее время отсутствует доступность медицинской помощи, строительство нового корпуса инфекционного отделения ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева», организация  центров амбулаторной онкологической помощи; создание маммографического референс-центра на базе областного онкологического диспансера, сокращение кадрового дефицита в сфере здравоохранения и ряд других мероприятий.

Более широко отразили в новой редакции стратегии приоритеты развития цифровой экономики, внедрения цифровизации во все сферы жизнедеятельности и повышения производительности труда.

— Я видел и новые проекты включены в текст стратегии…

Да. Добавлен ряд объектов и проектов (наряду с теми, что уже есть в стратегии), которые должны быть реализованы в Ульяновской области до 2030 года. Это и проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры: строительство II пускового комплекса первой очереди строительства мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске, строительство автодорожных обходов городов, мероприятия по развитию речного транспорта в Ульяновской области, организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, создание авиационного пассажирского международного узлового аэропорта (хаба) Ульяновск (Баратаевка), что позволит увеличить  и пропускную способность указанного аэропорта, и  привлечь для осуществления своей деятельности в Ульяновской области российские и иностранные пассажирские и грузовые  компании. Это и проекты по созданию инновационного кластера в Ульяновской области, комплекс проектов  «Технокампус 2.0 – Технологическая долина 2.0 – Сантор», реализация которых обеспечит концентрацию на относительно небольшой территории (впоследствии призванной стать отдельным муниципальным образованием) образовательных, научных, исследовательских и бизнес-организаций, что обеспечит их постоянное взаимодействие,  реализацию новых идей, проектов и стартапов, развитие технологического предпринимательства и развитие новой образовательной модели, когда образование и практика становятся неотъемлемыми частями единого целого. Это и проект по созданию кластера возобновляемой энергетики в Ульяновской области. В 2018 году на территории Ульяновской области была введена в эксплуатацию ветровая электростанция с установленной мощностью 35 МВт. Уже в 2024 году у нас должно быть построено пять-шесть ветропарков суммарной мощностью 250 МВт. Это и проекты в сферах образования, науки, туризма, экологии, предпринимательства и других сферах, о которых можно ещё долго говорить, но хотелось бы поговорить и о второй задаче по корректировке стратегии.

Итак, вторая задача заключалась в том, что стратегия региона должна раскрывать, что сейчас позволяет Ульяновской области быть мировым креативным регионом, какие есть проекты и достижениях, которые позволяют Ульяновской области быть конкурентоспособной и узнаваемой на мировом уровне, и содержать информацию о достижениях в развитии региона, которые ожидаются в перспективе до 2030 года. Здесь, несомненно, требовалось более глубокое осмысление и анализ потенциала отраслей.

И наконец, третья задача – чисто техническая. Обновили ряд данных статистики, скорректировали и расширили перечень документов, положения которых учтены в стратегии, актуализировали информацию о государственных программах Ульяновской области, утверждаемых в целях реализации стратегии.

— Про мировой регион я не ослышался? Что это значит и можно подробнее?

Я ожидала некоторого скептицизма, поэтому постараюсь всё объяснить и сократить число соответствующих комментариев к этой статье про «центр Вселенной», «безграничные фантазии» и тому подобное.

Идея, вложенная в эту задачу, проста. Ни для кого не секрет, что по ряду показателей Ульяновская область опережает другие субъекты Российской Федерации, и значения этих показателей ежегодно растут, но есть и такие показатели и проблемные поля, над которыми придётся ещё работать и работать… Все данные по социально-экономическому развитию области публикуются в СМИ, являются открытыми, поэтому большой акцент делать на этом не стану.

Здесь речь совсем о другом. Думаю, жители Ульяновской области, которые родились и выросли на этой земле меня поймут. Ульяновская область – это не просто обычный субъект Российской Федерации, это регион, у которого есть своя гордость, есть своя история, это родина знаменитых и талантливых людей и родина многих проектов, известность о которых не ограничивается лишь территорией региона, а выходит даже за пределы страны.

Мировая известность города Ульяновска издавна связана с тем, что этот город является родиной величайшей в истории личности – В.И.Ульянова (Ленина). И как бы долго не велись споры профессионального сообщества о роли этой личности в истории, но уверена, что спроси любого иностранца, и он ответит, кто такой Ленин. Для большинства жителей и гостей области Ульяновск остается прежде всего родиной В.И.Ленина. Благодаря сохранившемуся наследию советского периода, Ульяновская область имеет преимущества в сравнении с другими субъектами Российской Федерации в развитии тематического туризма и обеспечении известности за рубежом туристических проектов, реализуемых в Ульяновской области. Но это далеко не всё. Приведу ещё несколько примеров. Как бы кто скептически не относился к продукции нашего Автозавода, но  ещё с 20 века она известна не только в России, но и за пределами страны. Предприятие неоднократно представлялось на международных выставках, спортивных состязаниях, одерживало победу в различных мероприятиях международного уровня. Наши УАЗики успешно проходят дистанцию марафонов, буквально в 2015  российский внедорожник УАЗ ПАТРИОТ принял участие в легендарном марафоне Дакар по территории Южной Америки, успешно пройдя всю дистанцию гонки. И что касается гонок, то ещё в 1992 году Филипп Марторелли стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам на нашем 469-м УАЗе. Организация деятельности на ряде промышленных предприятий Ульяновской области также отвечает мировым стандартам, их продукция востребована в зарубежных странах. Так, например, в Ульяновской области осуществляет свою деятельность АО «АэроКомпозит», который по своим масштабам входит в первую тройку заводов мирового уровня по созданию крыла самолёта и подобные технологии в мировом авиапроме ещё никто не применял. Ульяновская область по праву носит звание Авиационной столицы, наш авиационный кластер с 2012 года стал первым в России участником Европейского аэрокосмического кластерного партнёрства.

В сфере спорта Ульяновская область воспитала 3 Олимпийских чемпионов, 2 сурдлимпийских чемпионов, 4 призёров Олимпийский игр, 32 чемпиона мира, которыми гордится наш регион и имена которых известны во всем мире. В некоторых странах мира вообще нет ни одного Олимпийского чемпиона, а это в относительно небольшом субъекте Российской Федерации –их 3: Захаревич Ю.И., Константинов В.В., Крылов В.В. Это ли не мировая известность, не мировой регион? И к 2030 году по прогнозам регионального Министерства физической культуры и спорта у 29 воспитанников спортивных организаций нашей области есть большой потенциал стать чемпионами и призёрами в спортивных состязаниях мирового уровня.

В сфере культурной политики мировую известность нашему региону приносит бренд «Ульяновск — литературный город ЮНЕСКО». На сегодняшний день эта международная программа объединяет 116 городов из 54 стран мира, при этом г. Ульяновск – единственный город в Сети креативных городов ЮНЕСКО, представляющий Российскую Федерацию. Наряду с Ульяновском статус «Литературный город ЮНЕСКО» присвоен городам Барселоне (Испания), Любляне (Словения), Львову (Украина), Монтевидео (Уругвай), Ноттингему (Англия), Обидушу (Португалия), Багдаду (Ирак). Участие г. Ульяновска в программе «Креативные города ЮНЕСКО» даёт шансы административному центру Ульяновской области участвовать и в конкурсном отборе на получение статуса «Книжная столица мира» в 2021 году и последующих годах.

В перспективе планируется, что геопарк «Ундория» Ульяновской области получит статус «Глобальный геопарк ЮНЕСКО» и войдёт в сеть геопарков мира. А Национальный парк «Сенгилеевские горы» к 2030 году планируется развить в полноценную точку притяжения российских и международных туристов. И это лишь совсем малая часть примеров из тех, что позволяют ульяновцам быть гордыми за свой регион. Поэтому в стратегическом видении развития Ульяновской области до 2030 года отражены такие моменты, будущие проекты и достижения, которые позволят нашему относительно небольшому субъекту Российской Федерации быть успешным и «узнаваемым».

— Теперь, как говорится, дело за малым. Всё это реализовать.

За каждый показатель стратегии, за достижение целей стратегии каждый руководитель профильного министерства или ведомства несёт персональную ответственность. В целях реализации стратегии в ближайшее время будет подготовлен соответствующий план мероприятий, который будет содержать комплекс первоочередных мер по достижению стратегических целей и решению поставленных задач с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения. С прошлого года на уровне закона установлено обязательство ежегодно отчитываться перед Законодательным Собранием Ульяновской области о ходе реализации стратегии и плана мероприятий.  Поэтому мониторинг и контроль за ходом выполнения плана мероприятий позволят повысить эффективность реализации стратегии. Достижение стратегических целей будет также осуществляться посредством программного метода управления. Продолжится реализация как уже действующих, так и новых государственных программ Ульяновской области. Кроме того, сейчас активно внедряются проектные методы в управлении, утверждены приоритетные региональные проекты, которые также направлены на выполнение целей стратегии.