Кто как не сами студенты могут оценить качество образования, условия обучения в образовательной организации. Представляем Вам результаты проведённого исследования. В опросе принял участие 2471 обучающийся 37 профессиональных образовательных организаций Ульяновской области. Большинство респондентов (88,7%) удовлетворены обучением Рис. 1. Удовлетворённость обучением в образовательной организации Как студенты оценивают уровень получаемых ими знаний? Получаемые знания по большинству предметов студенты считают основательными и достаточными. Это свидетельствует о высоком уровне преподавания профессиональных дисциплин практически во всех ссузах. Хуже обстоят дела с уровнем владения иностранным языком (7,3% считают получаемые знания недостаточными) и компьютерными технологиями (9% считают получаемые знания недостаточными). Хотя более половины респондентов оценивают получаемые ими знания как достаточные, здесь отмечена и самая большая доля неудовлетворённых. В большей степени не удовлетворены уровнем преподавания:
Данный факт часто подтверждается в процессе трудоустройства. В эпоху цифровизации и международной кооперации данные компетенции выходят на первый план. А слабое владение резко снижает конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда. Необходимо заметить, что зачастую низкий уровень знаний первокурсников по иностранному языку и информатике затрудняет процесс дальнейшего освоения этих дисциплин. Эта проблема не только техникума или колледжа, она перетекает из школы. Решать её необходимо комплексно, делая акцент на совершенствовании подготовки школьников по данным дисциплинам. Рис. 2. Оценка получаемых знаний В чём студенты колледжей испытывают дефицит в процессе обучения? 30,5% опрошенных хотели бы дополнительно бесплатно овладеть рабочей профессией (сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, автоэлектрик, массажист, электрик, кассир, продавец) или закончить курсы вождения автомобиля, косметологии, визажиста, массажа, бармена, курсы по ораторскому искусству, культуре общения, психологии, основам предпринимательства, 1с: предприятие, web-дизайну. 29% респондентов высказались за необходимость увеличить часы практики, в том числе на предприятиях и государственных учреждениях, в других городах. Помимо опыта работы студенты хотели бы получить и запись в трудовую книжку. Большинство из них (34,5%) хотели бы во время обучения получить водительские права. 14% хотели бы изучать актуальные языки программирования, высказались за увеличение часов информатики, программирования, изучение профессиональных компьютерных программ. Качество образования во-многом зависит от уровня преподавательского состава образовательной организации. Большинство респондентов весьма высоко оценили уровень преподавательского состава. Таблица 1 Для справки: Доля преподавателей, имеющих высшее образование, составляет в целом 88,6%. Профессионализм и уровень знаний преподавателей не подвергается сомнению. А вот педагогические качества и степень объективности преподавателей оценены не столь высоко. Доля неудовлетворённых педагогическими качествами преподавателей составляет 1-3% от числа опрошенных в 9 учебных заведениях, доля неудовлетворённых объективностью преподавателей выше — от 1% до 8 %. Немаловажное значение в образовательном процессе имеют условия обучения: состояние зданий, учебных кабинетов, оснащённость оборудованием, инструментами, литературой. Материально-техническую обеспеченность ссузов большинство студентов оценили достаточно высоко. При этом, не все студенты разделяют это мнение. Обучающиеся Ульяновского техникума отраслевых технологий и дизайна, Сурского агротехнологического техникума не удовлетворены низкой обеспеченностью образовательной организации компьютерами и оргтехникой. Ульяновского техникума отраслевых технологий и дизайна, Димитровградского техникума профессиональных технологий ссылаются на устаревшее оборудование, нехватку инструментов и материалов. Студенты Колледжа государственной и муниципальной службы, Радищевского технологического техникума, Ульяновского техникума отраслевых технологий и дизайна, Ульяновского медицинского колледжа, Ульяновского педагогического колледжа сетуют на отсутствие или недостаточное количество лабораторий, специализированных аудиторий. Рис. 3. Оценка материально-технического обеспечения профессиональных образовательных организаций Социально-бытовую инфраструктуру (наличие и состояние общежитий, столовых, мест общего пользования и др.) студенты оценили на «хорошо», за исключением общежитий (37% оценили на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»). Рис. 4. Оценка состояния социально-бытовой инфраструктуры Для справки: Суммарная площадь общежитий на 100 студентов Главным критерием качества образования является востребованность специалиста – выпускника ссуза – на рынке труда. 38,1% студентов начинают работать уже во время учёбы, 47% из них работают не по получаемой специальности, 29% — по специальности. Большинство респондентов (59,2%) планируют после окончания обучения работать по полученной специальности, 13,9% — не связывают свою работу с получаемой специальностью, 26,9% — пока не определились. 56% высоко оценивают свои шансы на трудоустройство после окончания образовательной организации, 24,7% полагают, что их шансы трудоустроиться не велики. Рис. 5. Оценка обучающимися своих перспектив на рынке труда Для справки: Уровень трудоустройства выпускников ссуззов в первый год после окончания образовательной организации в Ульяновской области составляет 50,5% (по РФ- 61,8%). На вопрос «Если бы Вам пришлось выбирать специальность
То есть, 75,9% студентов удовлетворены качеством и условиями обучения в той образовательной организации, в которой они обучаются. Это высокий показатель. 7,3% респондентов не удовлетворены той образовательной организацией, в которой обучаются, и не выбрали бы обучение в ней сегодня. Причины разные: ошибся с выбором профессии, возникали сложности в общении с сокурсниками, а у кого-то и с преподавателями, не получилось в полной мере соответствовать требованиям образовательной организации и другие. Но! В любом случае, это определённый сигнал для руководителей следующих образовательных организаций: Радищевский технологический техникум, Ульяновский социально-педагогический колледж, Ульяновский медицинский колледж, Ульяновский фармацевтический колледж. При том, что две последние образовательные организации весьма популярны среди абитуриентов, при опросе студентов получили такие оценки. Удовлетворены условиями обучения в образовательной организации студенты Кузоватовского технологического техникума, Ульяновского физкультурно-спортивного техникума Олимпийского резерва, Димитровградского механико-технологического техникума молочной промышленности, Новоспасского технологического техникума, Старомайнского технологического техникума, Ульяновского техникума экономики и права. Рекомендации обучающихся по повышению качества образования и улучшению условий обучения Наиболее насущные проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения, — устаревшая материально-техническая база, неудовлетворительное состояние зданий, неразвитая социально-бытовая инфраструктура. 16,5% респондентов считают необходимым для повышения качества обучения, в первую очередь, обновить материально-техническую базу (закупить новое оборудование, компьютеры, инструменты, стенды, мебель). 13% предлагают привести состояние зданий в нормативное состояние, произвести ремонт крыш, замену окон, ремонт внутренних помещений. 12% делают акцент на улучшении социально-бытовой инфраструктуры (обустроить туалеты в помещениях, раздевалки, построить бассейн, предусмотреть места для курения, места отдыха и т.д.). Т.е. большинство респондентов не устраивают условия обучения, связанные, прежде всего, 9,2% респондентов подняли вопрос выделения материальной помощи нуждающимся, повышения стипендий. 6% предлагают увеличить часы практики, расширить места прохождения практики, повысить качество организации практики, предусмотреть оплачиваемую стажировку. 2,3% студентов полагают, что для повышения качества образования необходимо «омолодить» кадровый состав, привлекать на работу в образовательные организации квалифицированных преподавателей, имеющих опыт работы по профессии (специальности). В наибольшей степени удовлетворены качеством образовательных услуг, условиями обучения студенты следующих образовательных организаций:
В меньшей степени удовлетворены комфортностью и условиями обучения студенты образовательных организаций:
«Результаты исследования направлены в Министерство образования и науки Ульяновской области для сведения и принятия соответствующих мер по совершенствованию деятельности профессиональных образовательных организаций Ульяновской области с целью приведения их в соответствие с запросами и ожиданиями основных потребителей образовательных услуг — обучающихся», — сообщила Наталья Антонова, руководитель проекта Центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «ЦСИ Ульяновской области». «Получение обратной связи, оценка деятельности образовательных организаций непосредственно получателями образовательных услуг – то, без чего невозможно выстраивать работу по модернизации системы образования. Некоторые проблемы для нас не новы (устаревшая материально-техническая база, дефицит кадров и др.), и мы стараемся не просто устранять их, а предупреждать их появление. Комментарий Талгата Хайрутдинова, и.о. директора департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области: Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
![]() |
|
|
Козьма Прутков
Вопрошая младенца о взрослой жизни, ожидай много интересного.
Неравнодушный
Отношение к 18-19 летним юношам и девушкам как к младенцам приводит к тому, что они вырастают потребителями, не способными принимать решения. Работать 38% из них уже могут, а к их мнению относительно качества обучения прислушиваться не серьёзно. Вот и в целом к народу не прислушиваются — что простой люд понимает во взрослой жизни?!
не о том вы
Студент сможет оценить качество своего образования тогда, когда сможет: говорить на иностранном языке и понимать иностранца, создать и внедрить программный продукт. Какие критерии оценки качества преподавания студентами, только начинающими познавать предмет? Хорошо шутит препод? Или?
такие вопросы нужно задавать не студентам,
А от работавшим хотя бы год специалистам. Студенты узнают о том, как их учили, по своей зарплате и должности после нескольких месяцев работы.
По зарплате и должности можно судить о степени родства или связях с начальством, а не о качестве образования.
То, что студенты сами признают, что им не хватает знаний по определенным предметам и практических навыков, что их учат на оборудовании, которое уже не используется на производстве, это абсолютная правда. Лучше всего об уровне образования скажут КАДРОВИКИ предприятий, которые при нехватке кадров месяцами не могут найти подходящие.
Гость
И без знания иностранного языка сейчас уже никуда. Клёпальщики, сборщики нужны со знанием английского. Технологий в рашке нет, пользуем чужие.
Гость
88 процентов преподавателей с высшим образованием, это нарушение должно быть 100 процентов. Кто кого учит.
Житель 50 лет ВЛКСМ
О каком повышении престижа рабочих профессий можно говорить, когда сузы финансируются по остаточному принципу? И что решат 60 млн.на все учреждения? Всем не хватает рабочих кадров. А стимулировать развитие профтеха никто не хочет. Оборудование устаревшее. Кому нужны токаря на станках прошлого века 16К20?