В нашей традиционной рубрике “малый бизнес здорового человека” расскажем про ульяновских ребят из Мануфактуры БалалайкерЪ. С 2013 года они занимаются производством фольклорных музыкальных инструментов: выпускают балалайки, колёсные лиры и музыкальные аксессуары. Их инструменты можно заказать через интернет, купить оптом и в розницу, с доставкой по всей России или в музыкальных магазинах Москвы. Узнать товар легко — на лопатке инструмента есть специальная печать с изображением бренда. Подробнее об этом проекте нам рассказал управляющий Мануфактуры Сергей Ключников.

В год со станков производства сходит свыше 1,5 тысячи балалаек. Здесь их делают по двум типам. Первые используют в профессиональных кругах, а вторые — на завалинках, для любителей аутентичного фольклора. Со слов Сергея Ключникова, секрет изготовления прост. Прежде чем сделать ту или иную модель, нужно изучить исторический образец инструмента: что с ним происходило, где и кто его мастерил.

Мы с моим товарищем Евгением Харламовым играли на балалайках, ездили в разные экспедиции, чтобы поучиться крестьянской игре на этом инструменте. Заметили, что интерес у молодежи к  балалайкам все больше, а доступных инструментов, в том числе по цене и по определённым характеристикам — нет. Большие советские фабрики по производству балалаек разрушены, а новое поколение им на смену не пришло. Я говорю про особый тип инструмента, который называется традиционная балалайка. Они практически исчезли с полок прилавков. При этом потребность их приобрести у людей имеется. Мы увидели эту нишу и стали в ней работать. Сейчас можно сказать, что этот ресурс неисчерпаемый. 

Сейчас многие делают академические балалайки, а производителей традиционной осталось единицы и те, в основном, частные мастера. Ближайшие конкуренты ульяновских ребят находятся в Санк-Петербурге. По словам Сергея, традиционным инструментом активно интересуются молодые люди в возрасте 20-35 лет из больших городов. Они и есть их целевая аудитория.

– Традиционная балалайка от академической отличается, но для обывателя их различия не очевидны. Самый характерный признак — струны. У традиционной они металлические, а у академической — нейлоновые. В итоге получается совершенно разная музыка, звук… все другое. Несмотря на то, что инструменты внешне похожие, они разные по своей сути.

Почти за семь лет ребятам удалось вырасти из небольшого надомного производства до нормальной мануфактуры. Сейчас они трудятся в небольшом цеху на улице Попова, 18а. Их производство — это не три человека-энтузиаста, а сплоченная команда из 15 профессионалов. При этом материалы они закупают на Урале и на юге России.

– Мы пытались закупать местные материалы, у нас в регионе растут деревья, способные звучать, но их никто нормально не заготавливает. Пока местные мы не используем. Для своих инструментов мы в основном используем елку, клен, березу, грушу, ольху. Инструменты делаются наполовину вручную. Они все типовые (есть модельный ряд): есть строго регламентированные размеры, шаблоны, особенности конструкции и акустические характеристики. При этом они все со своей изюминкой.

Когда ульяновские мастера встали на этот путь, то они не понимали, куда он их приведет. Сейчас же у них есть планы по расширению линейки, например, заняться производством гитар.

– В целом мы хотим сделать в Ульяновске культурно-музыкально производственный кластер. У нас в городе есть еще один проект — Музей балалайки. Он тоже сейчас перезапускается. В результате мы хотим все это объединить, чтобы Ульяновск в будущем ассоциировался с местом, где процветает музыкальное производство и какая-то культура с этим связанная.

Производство: