Напомним предысторию. На аппаратном совещании в конце июля Морозов поручил провести «сплошную инвентаризацию» выданных разрешений на строительство. По его словам, общественные слушания в регионе крайне неэффективны, в итоге мы имеем «бардак с застройкой».  Позже стало известно, что губернатор подписал указ о создании Совета по вопросам градостроительной деятельности, который, в том числе займется проблемой «точечной застройки». Заявлено и о создании новых нормативных актов, которые очертят дополнительные контуры «единичной» городской застройки.

Мы продолжаем разговор на тему “точечной застройки”. В начале августа беседовали на эту тему с лидером ульяновских единороссов, первым заместителем председателя ЗСО Василием Гвоздевым. Он был одним из тех, кто озвучивал проблему и заявлял, что партия ее собирается решать. По его словам, в регионе начали инвентаризацию выданных разрешений на строительство и разработку новых нормативных документов. Сегодня более предметно поговорили с министром строительства и архитектуры Алсу Садретдиновой. Она нам рассказала, что по итогам проведенной инвентаризации были выявлены проблемные объекты, по которым сейчас проводит проверку прокуратура. И в чем главное содержание проблемы?

По мнению Садретдиновой, проблема появилась из-за не совершенствования документов градостроительного зонирования: генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки) не стыкуются между собой. Вторая причина – город должен развиваться, а жители получать новое жилье.

– По Конституции гражданин вправе знать, какое строительство будет идти у него под окнами, во дворе. Если человек купил квартиру 30 лет назад, в его дворе никогда ничего не было и вдруг там появляется что-то (павильон, киоск или офисный центр),  его обязаны проинформировать должным образом. Не исключено, что человек не купил бы там квартиру и не переехал, понимая, что перед его окнами построят еще что-то. Косвенно, но мы нарушаем его среду проживания, и должны согласовывать данные процедуры, если это не предусмотрено квартальной застройкой.
В итоге мы получаем проблему проведения процедуры публичных слушаний. Объявления о проведении таких слушаний публикуется обычно в муниципальной газете, но кто ее читает? Я считаю, что и город, и районные администрации, и власти в целом должны проводить нормальные слушания. Приводить застройщика, или он сам должен выходить к жителям и спрашивать их предложения и слушать претензии. В диалоге и споре рождается истина. Понятно, что могут быть и категоричные высказывания, этого избежать тоже нельзя. Нужно с этим считаться.
Другая история с жилищным строительством. У города должно идти развитие, а возведение жилья – приоритетный проект. Но оно тоже не должно быть в ущерб. И тут надо общаться с людьми, доказывать, чтобы появление жилого дома улучшит инфраструктуру района. 

– Разрешение на строительство жилого дома не появляется ниоткуда? Его выдают, опираясь на какие-то расчеты?
– Да, разрешение выдается на основании государственной экспертизы. При этом эксперты несут персональную, в том числе уголовную ответственность за выданное разрешение. Если экспертиза положительная, то все нормы соблюдены. Например, инсоляция, то есть солнце в квартирах будет происходить по определенным часам. Так же есть зоны допустимого размещения строительства.  Для это есть определённые расчеты. Поэтому говорить о том, что какое-то строительство незаконно и неправильно – мы не имеем права. Выданные разрешения у нас оспаривает суд, они же имеют право отозвать решение экспертизы.
Другой вопрос – неудобство людей. У них появляется “шумный сосед”: вбивают сваи, работает грузовая техника. Но со стройкой приходит всё: и хорошее благоустройство, и новые детские площадки, и реконструкция коммуникационных сетей, и хороший архитектурный облик, и дороги. Это – неоспоримые улучшения, но только после сдачи объекта.

Получается корень проблемы в том, что до людей не доносят информацию по предстоящему улучшению. А вносимые поправки в документ это должны исправить?
– В первую очередь застройщик вместе с властью (орган, который выдает разрешение) должны выйти к людям. Мы не должны спрашивать, будет там объект или нет, мы говорим о предложениях и спрашиваем их мнение. Сказать, что объекта не будет, мы не можем, так как уже есть разрешение, а оно выдается на основание экспертизы. Людей в этом случае можно понять, когда нет полной информации, они начинают додумывать и волноваться. И правильно делают.

– По итогам проведенной инвентаризации что можете сказать?
– Мы выходили в муниципалитет с проверкой. На сегодняшний день в 2019 году было выдано 144 разрешения на строительство. Из них большая часть – жилищное строительство. Отмечу, что у нас по плану – реализация нацпроекта возведения миллиона квадратных метров жилья. И мы обязаны его выполнить. При этом не должны ущемлять интересы жителей: ни тех, которые уже живут в своих домах, ни тех, кто ждет жилья. Просто есть некоторые управленческие решения, которые приводят к конфликтам. Если все делать по процедуре, то такого не будет.

– По этим 144 разрешениям планируется проведение повторных публичных слушаний? Выявлены ли какие-то проблемные участки.
– Разрешения уже выданы и подвергать их сомнению мы не можем. Если появятся какие-то неоднозначные моменты, мы готовы выходить на дискуссии. При этом по нескольким объектам, в которых мы увидели признаки нарушения, проверку начала прокуратура. Их сотрудники изъяли дела, поэтому мы детально эти объекты рассмотреть не смогли. Эта работа продолжится после возвращения документов. Проблемные точки были обнаружены в Завияжском районе.

– Если говорить об анонсируем документе (распоряжении правительства)- что в нем будет и что с его появлением изменится?
– Мы даем муниципалитету рекомендации привести в соответствие с требованиями законодательства документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Мы говорим о том, что до выдачи разрешения, рассматривать проектную документацию, в том числе и жилищного строительства, необходимо на заседании градостроительного совета. Этот орган сейчас вновь возрожден в администрации Ульянвоска. На эту площадку так же можно приглашать жителей или инициативную группу.
Кроме того, мы рекомендуем внести изменения в ПЗЗ в части обеспечения территорий четко прописанным социальным функционалом: с размещением хозяйственных, игровых, спортивных площадок, в том числе проездов для пожарной техники, пешеходных дорожек, стоянок для временного хранения транспорта.
Рекомендуем внести в нормативные акты, регулирующие процедуру проведения публичных слушаний, изменения, которые будут предусматривать повышение доступности и открытости участия граждан в обсуждениях. Также реализацию соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни.

– Но все эти пункты идут с пометкой “рекомендация”. То есть муниципалитет теоретически их может не соблюдать. 
–  Мы не можем запретить. Согласно 131 закону о местном самоуправлении, органы государственной власти могут муниципалитету только рекомендовать. Обычно наши рекомендации соблюдаются.