100 лет назад, в июле–октябре 1919 г. по Волге и Каме прошёл пароход. Он вышел из Нижнего Новгорода 4 июля. У него было революционное название «Красная Звезда» и революционные задачи.

Разрушая старый мир, большевики стремились избежать смыслового, идейного вакуума и наполнить новую жизнь новым содержанием. Неграмотным и малограмотным людям необходимо было разъяснять политику партии, чтобы обеспечить поддержку в условиях Гражданской войны, которая ещё бушевала в Нижнем Поволжье, на Дону, в Сибири, на Дальнем Востоке. В марте 1919 г. по Симбирской и Самарской губерниям прокатилось Чапанное восстание.

Новая революционная вера в большевистские идеи, в светлое будущее должна была проникнуть в сознание красноармейцев, рабочих и крестьян и заменить веру в бога. Агитаторы от РКП (б) не стеснялись использовать привычные для народа формы и образы. Так Всероссийский Исполнительный Комитет опубликовал «Десять Заповедей Пролетария». Плакаты того времени изображали революционных вождей и красноармейцев в виде Георгия Победоносца, поражающего копьём гидру контрреволюции.


Советские агитационные плакаты периода Гражданской войны

В Российской империи о духовных нуждах людей, лишённых возможности исполнять свой религиозный долг, заботились плавучие храмы. Первым таким постоянным храмом стал в 1910 г. «Святитель Николай Чудотворец» – собранный в своё время в Криушинском затоне под Симбирском бывший пароход «Криуши» (в 1900–12910 гг. – «Пират»). А в советской России по стране поехали футуристически оформленные агитпоезда, по рекам пошли агитпароходы, в небо поднялись агитационные самолёты. Для деревенской страны это было невиданное зрелище. Людям, жившим фактически в средневековье, являли в ярком оформлении «великие замыслы партии».

В 1919 г. при ВЦИК был создан Отдел агитпарпоездов (агитационных пароходов и поездов). 4 июня 1919 г. «Красная Звезда» отправилась в свой первый рейс по Волге.


Пароход плёса Рыбинск-Самара «Царь Михаил Федорович», конец XIX в.

Судьба «Красной Звезды» не менее интересна, чем история судна «Криуши». Двухвинтовой товаропассажирский двухпалубный пароход со стальным (клёпаным) корпусом и деревянной надстройкой был построен в 1913 г. по заказу волжского пароходного общества «Самолёт». Корпус будущего судна был выполнен в г. Хобокен в Бельгии на заводе общества Cockerill, а паровые машины суммарной мощностью 3000 л. с. – на Воткинском заводе на притоке Камы (современная Удмуртия). Размеры судна впечатляли: длина корпуса составляла 73 м, ширина около 8 м. В каюты было проведено электрическое освещение. Пароход поражал великолепными салонами. Он получил название «Царь Михаил Федорович» в ознаменование 300-летия династии Романовых. Под этим именем судно до 1917 г. усердно перевозило пассажиров и грузы по Нижней и Средней Волге. В 1917–1919 гг. судно сменило название на «Антон Чехов».

В 1919 г. пароход превратили в агитационный. Он получил название «Красная Звезда». На штурвальной рубке была установлена двухметровая красная звезда в электрических лампочках, 2 радиомачты. Пароход был украшен разноцветными флажками. К его борту пришвартовали мелкосидящую, покрашенную в ярко красный цвет баржу, на которой оборудовали кинозал на 600–800 мест. Кроме этого там были организованы выставка технических новинок «Электричество в деревне», киноустановка, театральная сцена, склад агитационной литературы, радиостанция. В специально сооружённой палубной постройке располагались типография для выпуска ежедневной многотиражной пароходной газеты, которая так и называлась – «Красная Звезда». Баржу можно было использовать в качестве дебаркадера, что давало возможность остановки практически в любом месте.

Пароход и баржа были украшены рисунками, плакатами, кумачовыми полотнищами с лозунгами: «К борьбе, к труду!», «Бей разруху дружным упорным трудом!», «Честь и слава героям труда!», «Труд – наше спасенье, праздность – преступление!», «Смерть врагам революции!» и др. На нарисованной на барже раскрытой белой книге красовалась надпись: «Буржуазия держала народ в темноте, советская власть открыла ему дорогу к просвещению». Внутри пароход и баржа также были обвешаны агитационными плакатами.


Агитационный пароход «Красная Звезда», 1919 г.

На стоянках устраивались митинги, лекции, беседы, спектакли, концерты, давались советы по организации деятельности органов советской власти, «Бюро жалоб» принимало жалобы от населения. В состав коллектива агитпарохода «Красная Звезда» входил кинооператор, который производил хроникальные киносъёмки. На стоянках на палубу приглашались местные жители для коллективного прослушивания радиопередач.

На пароходе работала библиотека, в которой были собраны труды деятелей революционного движения, а также много книг, брошюр (например, «Какие народы живут в России»), календарей по сельскому хозяйству, произведения Л. Толстого, И. Тургенева, В. Короленко, Д. Бедного, Д. Лондона, Г. Уэльса, учебники «Живое слово», «Букварь новой народной школы».
Политическим комиссаром на пароходе был В.М. Молотов, представителем Народного комиссариата просвещения – Н.К. Крупская. На пароходе была группа хорошо подготовленных инструкторов-агитаторов. В состав агитколлектива входили приехавшие из Москвы два певца, три драматических артиста и трое музыкантов. На «Красной Звезде» был даже мотоциклист для связи.

Агитируя за советские порядки, пароход прошёл во Волге от Нижнего Новгорода до Казани, затем по Каме до Перми, после чего вернулся на Волгу, спустился ниже Саратова, почти до района военных действий в районе Царицына, и поднялся в Нижний к зимней стоянке в Доскинском затоне. В общей сложности с 4 июля по 20 октября пароход сделал 61 остановку. Двигался он только ночью, дни проводил на стоянках.

Чем занималась команда агитаторов парохода из120 человек? Посмотрим на примере первого месяца рейса. Было сделано более 15 остановок; проверена работа, даны указания и обследовано 15 прибрежных пунктов и городов. Было проведено 47 заседаний с партийным и советским активом, устроено несколько лекций и совещаний с работниками народного образования. За это время было проведено 60 митингов, на которых выступило 70 ораторов и присутствовало до 70 тыс. человек. На 48 сеансах, организованных в кинематографе «Красной звезды», побывало до 40 тыс. человек. Сельскохозяйственную выставку, открывшуюся 15 июля, посетили 4500 человек. Было отпечатано и распространено много воззваний, листовок, газет, а также продано и роздано бесплатно много политической, художественной и агротехнической литературы. За эти дни было рассмотрено 200 жалоб, большое количество которых было разобрано на месте.

Листовки «Красной звезды» были написаны ярким, простым языком, доступным пониманию широких крестьянских масс. Они были разнообразны и по темам: «Трудящиеся, учитесь управлять вашей страной», «Кто такие коммунисты», «Что дала работницам советская власть», «Крестьянка, к тебе наше слово», «Заботы о семьях красноармейцев», «Электричество в деревне» и др.
Наиболее популярные темы митингов: «Мировая революция», «Две власти», «За что борется Красная Армия», «В чем сила Красного фронта». На барже организовывали выставки. Известно о выставках: «Электричество в деревне» и «Об охране материнства и младенчества».

Проводили сеансы кинохроники. В пропагандистских целях демонстрировался фильм «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» (1919 г.). Показывали фильмы: «Мозг Советской России» (рассказывал обо всех народных комиссаров), «Красную репку» (как белогвардейцы пытались вырыть и уничтожить Красную армию), и «Советское лекарство» (как буржуи излечился от всех своих болезней общественными работами). На пароходе регулярно выходила пароходная газета «Красная Звезда. Агитаторы читали лекции. Распространяли множество агитационных плакатов.


Агитационные плакаты, 1919 г.

«Красная Звезда» в Симбирской губернии

В Симбирской губернии «Красная Звезда» останавливалась Симбирске (29 августа –1 сентября), Сенгилее (2 сентября), Новодевичьем (3 сентября), Ставрополе (Тольятти, 4–5 сентября) и Сызрани (12 сентября). На обратном пути пароход делал продовольственные остановки в Ставрополе (12 октября) и Симбирске (14 октября) и стоянку в Шиловке (13 октября).

Про продовольственные остановки надо сказать отдельно. Это не пополнение запасов продовольствия парохода, как можно подумать. В 1919 г. Поволжье и Прикамье были основными источниками хлебоснабжения воинских частей и центральных промышленных городов, а способом решения проблемы была продразвёрстка. На «Красной Звезде» В.М. Молотов не только агитировал и читал лекции, он ещё руководил работой заготовительных организаций, мобилизовывал транспортные средства, следил за отправкой продовольствия в Москву и Петроград.  Девять тысяч пудов пшеницы и ржи было собрано в Поволжье в октябре 1919 г. и отправлено в Петроград (это сведения только из одной телеграммы В.М. Молотова Петроградскому совету). Одновременно в другой телеграмме Молотов рапортует об отправке продовольствия трудящимся столицы. То есть Чапанка ничему не научила. Рабочие и красногвардейские отряды силой забирали у крестьян хлеб.

Выполняя обязанности политкомиссара «Красной Звезды», Молотов одновременно принимал участие в планировании работы водного транспорта Поволжья и Прикамья.  В это время происходила переброска военных частей и грузов с восточного на южный фронт, и на барже и пароходе «Красная Звезда» перевозились тысячи красноармейцев.

В конце августа 1919 г. агитпароход, согласно плану, стоял в Симбирске. Здесь дислоцировались крупные красноармейские воинские части, поэтому основная митинговая работа велась среди красноармейцев.  В.М. Молотов был основным лектором, так как Н.К. Крупская из Перми отправилась в Москву.

30 и 31 августа в городе агитаторами «Красной Звезды» в Симбирске были проведены несколько митингов среди красноармейцев, на патронном заводе, среди граждан на темы: «За что борется Красная Армия?», «В чем сила Красного Фронта?», «Муравьевщина, Григорьевщина и Мироновщина», «Две власти», «Работа предателей в тылу Красного Фронта». Были прочитаны лекции на тему: «Кто может называться коммунистом» и «Предтечи социалистического труда» (о коммунистических субботниках).

2 сентября 1919 г.  «Красная звезда» отшвартовалась в Сенгилее. С лекциями выступали Молотов и другие агитаторы.    Утром 3 сентября агитпароход ушёл. Город стал жить своими повседневными заботами. Продолжала свирепствовать эпидемия тифа, заразные бараки были переполнены.

4-5 сентября 1919 г. «Красная звезда» побывал в Ставрополе.  12 сентября 1919 г. следующая крупная остановка – Сызрань.  Здесь на «Красной Звезде» встречали М.И. Калинина и агитколлектив поезда «Октябрьская Революция», который направлялся на Урал и в Туркестан. Михаил Иванович осмотрел агитпароход, выставку, радиостанцию и «дал положительную оценку этому “пловучему” учреждению ВЦИК».

Литературные аналогии

Летом 1925 г. писатель И. Ильф был на Волге на пароходе «Герцен», на котором Наркомфином проводился тираж крестьянского займа. Эта поездка иронично описана в романе «12 стульев». Название парохода в романе выбрано не случайно. Здесь прямая аналогия с «Красной Звездой». Скрябин – настоящая фамилия политкомиссара реального агитпарохода В.М. Молотова.  Ещё один маленький штрих. В списке сотрудников   парохода «Красная Звезда» есть некий Ф.Ф. Тыщенко – мальчик. Мальчиком на пароход «Скрябин» и романе взяли Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

20 октября, закончив свой первый агитационный рейс, «Красная звезда» вернулась в Нижний Новгород.  Пароход сделал за время путешествия 61 остановку, агитработники «Красной звезды» посетили 93 места, в там числе губернские города: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Симбирск, Саратов; 21 уездный город, крупные заводы и около 40 сёл и деревень, обследованы были 75 советов и 71 партийная организация; сельскохозяйственную выставку посетило свыше 50 тыс. человек. На 196 сеансах кинематографа побывало 225 тыс. зрителей; на 202 митингах, организованных «Красной звездой», участвовало 305 тыс. человек.

Судьба парохода.

Пароход «Красная Звезда» совершил по Волге ещё три агитационных рейса – в 1919, 1920 и 1921 гг.  До начала 1960-х гг.  он работал на регулярных рейсах в Волжском, а затем в Камском речных пароходствах. После списания в 1963 г. «Красная Звезда» использовался в качестве плавучего дома отдыха Ижевского механического завода имени 60-летия СССР. С 1968 г.  пароход «Красная Звезда» стал возить отдыхающих из Сарапула на турбазу «Крутые горки».  В один из паводков судно было повреждено во время весеннего ледохода.   По некоторым сведениям, остов судна в конце 1980-х гг. разбирался на металл. Но появились фотографии 2013 г., на которых видно, что судно ещё живо и стоит в затоне на Каме. Вопрос о его восстановлении поднимался в печати в Перми.

Сохранились несколько кинохроник агитрейсов «Красной Звезды», в архивах есть фотографии внешнего и внутреннего оформления баржи и парохода. Сохранилась и библиотека парохода в количестве около 3,5 тыс. экземпляров книг и брошюр.


«Красная Звезда», плавучий дом отдыха. Сер. 1960-х гг.


«Красная Звезда» в затоне Н. Курьи на Каме (крайний слева), 2013 г.

Ведущий специалист Центра развития истории и культуры региона Качкина Т.Б.

Литература:
Агитпарпоезда В. Ц. И. К. Их история, аппарат, методы и формы работы. Сб. статей/ Под ред. В. Карпинского. М., 1920; Гофман, И. К истории первого агитпарохода ВЦИК «Красная Звезда» // Вопросы истории. 1948. № 9. С. 63–70; Жерновков С. Первый агитрейс за советскую власть парохода «Красная Звезда». М., 2017; Регистр СССР. Список речных судов / Ред. Н.Я. Волпянский. М., 1926.