Алкоголизм в России, как и большинство подобных социальных проблем, носит системный характер, который затрагивает все стороны жизни человека. Особенно заметен удар алкоголя по демографии России.

В целях осуществления социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 был утвержден перечень нацпроектов, в состав которого вошли 2 приоритетных – «Здравоохранение» и «Демография». Министерство здравоохранения Ульяновской области является одним из кураторов данных национальных проектов на территории региона.

В.В. Путин напомнил, что национальные проекты имеют определяющее значение для экономики и социальной сферы всей страны, всех регионов. «Люди должны почувствовать положительный эффект нацпроектов, которые, в конечном итоге, нацелены, прежде всего, на повышение качества жизни граждан страны», ‒ подчеркнул президент.

На территории Российской Федерации за последние четыре года Федеральный проект «Трезвая Россия» и ВГТРК проводят совместное экспертно-аналитическое исследование, итогами которого являются официально опубликованные национальные рейтинги трезвости субъектов России.

По словам главы государства, особенно важно, что этим занимаются именно представители общественности. В.В. Путин обратил внимание, что масштабы алкоголизма в стране резко сократились. «Антиалкогольная кампания дает очень хороший результат, ‒ констатировал он. ‒ И она никому не вредит».

Проблема алкоголизма является большой бедой как для общества России в целом, так и для Ульяновской области, в частности.

Учитывая мировой и отечественный опыт работы по противодействию пьянству и алкоголизму Правительством Ульяновской области были определены следующие проблемные направления:

– доступность алкогольных напитков для населения;

– распространенность нелегального (в том числе и суррогатного) алкоголя;

– отсутствие системной работы по вовлечению населения в безалкогольные формы досуга;

– неэффективность наркологической помощи населению, страдающему алкогольной зависимостью.

Исходя из этих направлений Губернатором Ульяновской области
С.И. Морозовым для АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» на 2019 год была утверждена одна из приоритетных тем исследования по противодействию алкоголизму в регионе «Исследование факторов, способствующих снижению потребления алкоголя и табакокурения населением Ульяновской области».

Экспертами АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» был проведен анализ факторов, способствующих снижению потребления алкоголя населением Ульяновской области.

Представим основные положительные результаты антиалкогольной политики за 2011-2017 гг., проводимой Правительством Ульяновской области совместно с врачебным сообществом ГУЗ УОКНБ:

1.Смертность по причине «Случайное отравление алкоголем» сократилась на 54,6% или на 154 чел.

2.Число состоящих на учете с диагнозом «Алкоголизм и алкогольные психозы» в лечебно-профилактических учреждениях снизилось на 20,2% или на 4014 чел.

3.Численность женщин, страдающих алкогольной зависимостью, сократилась на 30,7% или на 119 чел.

4.Число детей в возрасте до 14 лет, находящихся под наблюдением в связи с психическими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, уменьшилось на 44,4% или на 16 чел.

5.Численность поставленных на профилактический учет в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями снизилась на 68,7% или на 156 чел. (на 61,2% или на 35,5 чел. в расчете на 10 000 подростков), а в связи со злоупотреблением алкоголя – на 66,7% или на 4 чел. (на 60% или на 0,9 чел. в расчете на 10 000 подростков).

6.Значительно уменьшилась численность пациентов, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями, на 72,2% или на 216 чел. (на 67,1% или на 52,8 чел. в расчете на 10 000 подростков).

Однако кардинальные решения в проводимой антиалкогольной политике зависят от регионального сообщества наркологов.

Подробнее о мерах, способствующих снижению уровня потребления алкоголя жителями Ульяновской области, нам рассказал главный врач ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Михаил Владимирович Белянкин.

 

Положительный опыт региона в реализации антиалкогольной политики.

– По данным национального рейтинга, опубликованного на сайте «Трезвая Россия», Ульяновская область поднялась с 39 места и находится на 25 строчке среди 85 субъектов РФ, среди субъектов ПФО – на 3 месте. Как Вы оцениваете данную позицию?

В качестве основы для составления данного рейтинга были выбраны 6 наиболее важных критериев оценки степени трезвости регионов, по которым на территории региона прослеживается положительная динамика. Этому способствовало использование ряда методик по диспансерному учету на примере Оренбургской области, был рассмотрен опыт Самарской области по работе с людьми, которые находятся в тяжелой стадии алкогольного опьянения, а также внедрены навыки Кировской области по реабилитационной работе с пациентами, страдающими алкогольной зависимостью.

 

– Какими региональными мерами в профилактике и борьбе с пьянством и алкоголизмом мы можем гордиться?

Наш закон «Выходного дня» принят одним из самых первых и признан одним из самых лучших среди 14 субъектов ПФО, поскольку позволил сохранить наибольшее число жизней и счастливых семей.

 

– Каким регионам-соседям был передан опыт по профилактике и борьбе с алкоголизмом?

Профилактическим опытом мы поделились с Республиками Чувашия, Марий Эл и Татарстан, Оренбургской и Самарской областями. Приведу пример: специалистами ГУЗ УОКНБ была разработана региональная программа «Займись собой». Она действует на сегодняшний день и распространяется на лиц, которые никогда не употребляли алкоголь и наркотики. Таким пациентам дается подсознательная установка на ведение ими здорового и трезвого образа жизни. Нашими коллегами из всех регионов ПФО была дана положительная оценка этого проекта. Все замечания и дополнения, предоставленные нам, в нее вносятся.

 

– Изучался ли врачебным сообществом ГУЗ УОКНБ международный опыт по профилактике и борьбе с алкоголизмом?

Да, главный нарколог Ульяновской области посетил многие скандинавские страны, среди которых наиболее регламентированными в вопросах регулирования продажи алкоголя законодательным путем считаются Швеция и Финляндия. В них действует госпрограмма, в которой одним из пунктов прописано, что свободная продажа пива и подобных ему напитков может продаваться без ограничений, остальная продукция крепкостью более 4,5 градуса – подлежит реализации только через алкомаркеты, находящиеся в единичных количествах в черте города. Нам следует перенять данный опыт.

 

– Можете ли назвать субъект Российской Федерации, являющийся «регионом-идеалом» или «регионом-эталоном» в профилактике и борьбе с пьянством и алкоголизмом?

Все лучшее из других регионов в борьбе с алкоголизмом мы берем, всеми нашими лучшими примерами делимся. Но «региона-идеала» или «региона-эталона» среди 85 субъектов Российской Федерации, в котором не было бы проблем по данному направлению, не существует.

Например, в Чеченской Республике, в которой введены очень жесткие ограничения по употреблению населением алкоголя и которая возглавляет национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации – 2018, не простая ситуация с употреблением наркотических веществ.

 

– Среди всех видов промышленной продукции Ульяновской области значимым является пиво, производство которого из года в год возрастает. Исходя из фактического уровня продажи данного вида продукции на душу населения соотношение потребления населением Ульяновской области крепкого алкоголя к пиву составляет 1:4. О чем свидетельствует данное соотношение и есть ли вероятность угрозы, так называемой, «пивной алкогольной зависимости»?

Нас (врачей наркологов-психиатров) в целом данное соотношение относительно удовлетворяет. Есть, так называемый, «средиземноморский» и «северный» типы употребления алкоголя. На сегодняшний день мы постепенно переходим от северного типа к средиземноморскому, в основе которого доминирующими являются слабые алкогольные напитки и вино. Не скрою, что есть такие понятия как «пивной алкоголизм», «пивной живот» и «пивная грудь» (у мужчин), но эти изменения развиваются гораздо медленнее тех изменений, которые возникают от употребления крепкого алкоголя. Поэтому на продолжительность жизни и снижение уровня смертности в целом такое соотношение будет влиять менее губительно, чем соотношение 1:1, когда крепкие алкогольные напитки употребляют на уровне пива.

 

– Существуют ли нормы потребления пива, оказывающие и способствующие росту вреда на жизнь и здоровье человека?

Да, имеются. В переводе с абсолютного спирта не более 10 грамм в день, то есть не более одного стакана объемом 250-300 мл в день. При этом объеме не возникает статистически значимых осложнений, явно связанных с алкоголем.

 

Какие меры могут способствовать снижению потребления пива населением Ульяновской области?

Производителям необходимо уменьшить объем расфасовочной тары с 1,5 и более до 0,5 литра, поскольку у потребителей не будет возникать желания допить все до конца. Более действенной мерой может стать рост цен на реализуемую алкогольную продукцию.

 

Проблемы в реализации антиалкогольной политики на региональном уровне.

– По результатам совместной работы экспертов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» со специалистами ГУЗ УОКНБ было выяснено, что уровень заболеваемости алкогольными психозами, превышающем среднеобластные данные, регистрируется в таких муниципальных районах, как городе Новоульяновск, Карсунский, Вешкаймский, Сурский и Цильнинский районы. Что способствует возникновению данной ситуации?

Вышеуказанная динамика наблюдается на фоне кадрового врачебного дефицита в ГУЗ УОКНБ.

Коэффициент совместительства по региону составляет 2 (по РФ – 1,6, по ПФО – 1,6). В 11 муниципальных образованиях области врачи психиатры-наркологи работают совместителями менее чем на 1 ставку: в 2 районах – на 0,25 ставки, в 8 районах – на 0,5 ставки, в 1 районе – на 0,75 ставки.

На ставку врача «Психиатр-нарколог» работают только в 12 муниципальных районах: Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Николаевский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский, Сурский, Майнский, Карсунский, Новоспасский и городе Димитровград.

Такая обеспеченность врачами может быть исправлена за счет программы «Земский доктор». До определенного времени молодые врачи наркологи-психиатры могли себя реализовать и в сельской местности. Поскольку в сельской местности численность населения гораздо ниже, чем в городе, поэтому с этого года на федеральном уровне специальность «Психиатрия-наркология» была исключена из общего перечня молодых претендентов. При этом психиатры-наркологи имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности, как отдельно взятого региона (Ульяновская область), так и Российской Федерации в целом.

 

– С какими проблемами сталкиваются сотрудники ГУЗ УОКНБ в борьбе с алкоголизмом и алкогольными психозами?

 Одной из массовых проблем является отсутствие тесной связи с участковыми полицейскими, оказание услуг доставки органами правопорядка в медучреждение лиц, представляющих социальную угрозу.

Не в полном объеме доведены до окончательной стадии намерения, озвученные Законодательным Собранием Ульяновской области (борьба с ростом числа рюмочных и «разливаек»), не поддержан на федеральном уровне законопроект о запрете продажи алкоголя с содержанием этилового спирта от 16,5% лицам до 21 года. Все озвученные инициативы должны быть доведены до конкретного решения и иметь силу на территории всей России.

Не менее важной и, наверное, самой «дорогостоящей» является проблема, связанная с материально-техническим обеспечением. Дело в том, что большое значение уделяется объективным методам лечения состояния опьянения любого (алкогольного и наркотического). Достаточно сложная аппаратура требуется как на уровне муниципальных образований, так и на областном.

На сегодняшний день за счет областной целевой программы обеспечиваем потребность всех районов региона в алкометрах и в ближайшие три года при условии стабильного финансирования обеспечим предварительными аппаратами исследование на наркотики все муниципальные образования.

Согласно нормативной документации в наркодиспансерах должен быть жидкостный хроматограф, стоимость которого от 45 млн. руб. Такие хроматографы имеются далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Кроме этого, необходима замена 3 хроматографов, стоимость которых варьирует в пределах 5-7 млн. руб. При таких расходах без федеральной поддержки Ульяновская область не обойдется.

ГУЗ УОКНБ требуются дополнительные единицы микроавтобусов для осуществления выездов в муниципальные образования.

 

– Можно ли решить обозначенные проблемы через реализацию федерального национального проекта «Здравоохранение»?

ГУЗ УОКНБ подал заявку на обеспечение обозначенными видами аппаратуры, но каких-либо конкретных движений по финансированию и приобретению этой техники пока нет.

 

Как видно, все изменения в сфере антиалкогольной региональной политики, подкрепленные статистическими данными за последние семь лет, имеют многообещающий характер.

Так ли это на самом деле? Для получения объективной оценки обратились за пояснениями к доктору экономических наук, заместителю генерального директора АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Максиму Геннадьевичу Светунькову.

– Эффективность ограничительных мер весьма спорна. Если государство ограничивает легальный рынок, то эти границы преодолевают нелегально. Одним из побочных результатов ограничительных мер государственного регулирования продажи алкоголя стало увеличение доли контрафактного алкоголя. Давайте скажем честно, какой смысл запрещать продавать алкоголь в магазинах, когда в стране разрешено самогоноварение?

Если посмотреть на те абсолютные значения статистических показателей, которыми оперируют работники здравоохранения, то эффективность запретительных мер вообще вызывает сомнения. В Ульяновской области убыль населения с 2011 по 2018 год составила почти 44 тысячи человек, а смертность о причине «Случайное отравление алкоголем» за этот же период сократилась всего на 154 человека. Если сопоставить и другие показатели с убылью населения, то напрашивается сам собой следующий вывод: эти показатели сократились по причине того, что просто людей стало меньше.

На мой взгляд ограничительная политика государства была направлена не в ту сторону, надо бороться не с легальной продажей алкоголя, а с конкретными проблемами, например, со смертностью по причине «Случайное отравление алкоголем». Надо изучать случаи, выявлять общие закономерности и тогда можно вводить адресные и точечные меры государственного воздействия. Тогда будет реальный эффект.

Причем, я хотел бы отметить, что экономическая наука уже лет 30 как доказала, что запретительные меры государственного регулирования менее эффективны, чем меры «подталкивания к желаемому поведению». В 2002 году за наработки в данном направлении получил Нобелевскую премию по экономике Даниэль Канеман, а в 2017 году – Ричард Тайлер. Результаты их исследований нашли применение не только в сфере государственного регулирования, но и в практике бизнеса. Чтоб было понятно, о чем идет речь и не углубляться в теорию, приведу пример. Думаю, что многие жители Ульяновска наблюдали при посещении торгового центра «Аквамолл», что тележки магазина «Ашан» посетители оставляли где хотели. Эти тележки мешали движению автомобилей и пешеходов, а кроме того порождали лишние издержки для работников самого магазина. Эта проблема была решена просто и изящно: на тележки установили замки, сцепляющие их друг с другом. Для того, чтобы получить тележку необходимо было в замок вставить 10 рублей. Если хочешь получить назад 10 рублей, то надо тележку соединить с другой. В результате этого решения посетители сами стали ставить тележки на место. Думаю, что эффективность этого решения намного выше, чем любые запретительные меры со стороны администрации торгового центра или магазина.

В государственном регулировании при решении проблем алкоголизма так же надо исходить из понимания того, что необходимо добиться в конечном результате. Если нужно решать проблему, связанную с отравлениями контрафактным алкоголем, то запрещать продажу алкоголя в магазинах после 20.00 бесполезно, там его доля невелика, а механизмы контроля эффективны. Контрафактный алкоголь приобретают у знакомых, друзей, родственников, то есть механизм реализации здесь совсем другой, нелегальный, а при условии того, что самогоноварение разрешено, контролировать невозможно. Здесь решение возможно только в двух видах:

    • 1.ввести государственную монополию на производство и продажу алкоголя, и запрет самогоноварения даже для личного потребления. Эта мера решит большую часть проблем, о которых говорят медики. Но в существующих условиях она нереализуема, так как она затронет интересы алкогольного лобби на всех уровнях власти и будет мощное сопротивление этому решению. Надо будет не только принять это решение, но и адаптировать под него нормативно-правовую среду, изменить деятельность силовых структур, сломать сложившиеся хозяйственные отношения и т.д. А кроме того, уже сейчас выросло целое поколение самогонщиков, которые легко из данной сферы не уйдут. Поэтому данный вариант, несмотря на всю его привлекательность, не может быть реализован в современной России;

2.снизить нормативные требования для легализации малых винокурен. Сейчас лицензия на производство алкоголя стоит больше 9 миллионов рублей. Приобрести ее могут только крупные производители. Все остальные работают нелегально и формируют, так называемый, «черный рынок», доходы от которого в большинстве случаев идут на развитие других его секторов и являются источником пополнения бюджетов криминальных структур. Если стоимость лицензии на производство снизить, например, до 300 тысяч рублей, то большая часть этих винокурен легализуется, будет платить налоги, отчисления с заработной платы, а кроме того, они станут более доступны для проверок. Обилие производителей на данном рынке создаст серьезную конкурентную среду, что приведет к увеличению качества продукции, расширению ее ассортимента, снижению себестоимости продукции, росту доходов государства и т.д. Часть медицинских проблем тоже будет решена, хотя, может быть, не так эффективно, как в первом варианте.

В любом случае, проблемы, связанные с алкоголизмом и его последствиями, нельзя решать наскоком. Здесь должна быть неспешная и серьезная работа, к которой необходимо привлекать специалистов из различных отраслей. Прежде всего, нужно четко ставить цели, которые необходимо достичь, а уже потом разрабатывать меры государственного регулирования.

Как Вы считаете, насколько эффективными были меры государственного ограничения продажи алкоголя?
  • ограничения были неэффективны, проблемы, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя, никак не решились (67%, 63 голосов)
  • ограничения были эффективны лишь в некоторой мере, употреблять алкоголь стали меньше (23%, 22 голосов)
  • ограничения были эффективными, большая часть проблем, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя, была решена (10%, 9 голосов)

Всего проголосовало: 94


Загрузка ... Загрузка ...
Среди Ваших знакомых есть ли люди, занимающиеся самогоноварением?
  • да (76%, 328 голосов)
  • нет (24%, 102 голосов)

Всего проголосовало: 430


Загрузка ... Загрузка ...

Какие алкогольные напитки Вы употребляете?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Как Вы относитесь к предложению о легализации частных винокурен?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...