На следующих выборах роль самовыдвиженцев возрастет. Они будут опираться на близкие им общественные движения, убежден ученый, заместитель директора ульяновского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Виктор Григорьев

– Виктор Валерьевич, к выборам  в 16 округе было приковано повышенное внимание и политических кругов, и наблюдателей. Основная причина – возросшая политическая конкуренция. Исход выборов снова стал непредсказуемым. Ваши основные ощущения от них? 

– Рассуждая о ситуации в данном случае, как независимый эксперт, наблюдатель со стороны, я не разделяю мнения ряда специалистов, считающих, что политическая конкуренция возросла.  Возможно, формально. Да, было 16 соискателей, на финишную прямую вышли 12, которые по логике должны были растащить голоса. Но этого не произошло. Самовыдвиженец Андрей Князев набрал больше голосов, чем все остальные соперники, вместе взятые. Он сознательно не выдвигался от партии, чтобы не политизировать обстановку. Муниципальный округ, местная власть, людей беспокоят реальные земные вопросы, а не большая политика. «Единая Россия» сделала необходимые выводы из кампании прошлого года и одержала крупную победу, важную для нее, потому что символично получить такой мощный успех, или хотя бы пройти в выборную структуру именно в городе, где традиционно, независимо от действующей власти, всегда сильны оппозиционные настроения.  Да еще и 16 округ, если вдуматься, потенциально электорат коммунистический, левый. Здесь живет много пенсионеров, людей старших поколений, рабочий класс, труженики автозавода и механического, автовокзала, бывшего таксопарка. Однако представитель КПРФ Гурьянов  здесь был просто разгромлен с многократным перевесом. Это говорит о том, что людей не ярлыки политические интересуют, а конкретная личность. А ведь коммунист очень рано начал здесь предвыборную  работу, у него было много времени и весь ресурс его партии.

– Победил Андрей Князев – самовыдвиженец, поддержанный “Единой Россией”. Это новая политическая конфигурация, раньше на подобное не шли ни партия, ни кандидаты. Князев, объясняя свое решение о самовыдвижении, сказал, что причина – в желании избежать политизации кампании. Судя по результату, расчет был сделан верно. Это действительно некое новое развитие региональной политики или ситуативный маневр, связанный с прессингом, под которым оказалась ЕР? 

Если взять шире, в целом, по стране, в выборных регионах партия власти сделала, с учетом рейтингов и проведенного анализа, хорошую работу над ошибками. В то же время мы понимаем, что в прошлом году «Единая Россия», поначалу по всем показателям уверенно лидировавшая, как всегда, на этот раз попросту  стала жертвой непредвиденных должным образом форс-мажорных обстоятельств, конкретно – повышения пенсионного возраста, который правительство не раз обещало не увеличивать.

Поэтому и голосование прошло не против единороссов, а против сил, с которыми эту организацию ассоциируют, а ведь ЕР, строго говоря, – это партия парламентского большинства, ее вряд ли можно назвать партией власти в общепринятом, скажем, западном или даже классическом понимании. Где партия, победив на выборах, формирует кабинет министров и определяет всю внутреннюю и внешнюю политику до следующих выборов. У «Единой России» таких возможностей никогда не было. Будем объективными, как бы не относиться  к этой, безусловно, влиятельной общественной силе.

В этот раз во всей стране и у нас ЕР провела более тщательный отбор кандидатов, скамейка запасных у них хорошая, не хуже, чем у футбольного топ-клуба. Разработали стратегию, в том числе отдельных кандидатов, известных, узнаваемых, харизматичных, независимых. Сработал и эффект новизны. Использовали более современные способы ведения кампании. Работая с избирателями, обсуждали их конкретные проблемы и пути их решения. Эффективно применяя политику малых дел и кардинально отличаясь этим от конкурентов.

Эти направления будут усиливаться. Разумеется, нельзя исключать и учет прессинга, и ситуативное маневрирование, о котором вы говорите. Сейчас так, реагируя по ситуации, должна поступать любая партия. Все очень быстро меняется. В жизнь, в том числе и политическую, социальную вступает совершенно новое поколение, с другим мировоззрением.

– Все ожидали жесткой схватки между Князевым и Гурьяновым, но ее не получилось. Почему КПРФ так слабо провела эту кампанию? 

Да, они потерпели сокрушительное поражение. И, если так пойдет дальше, это станет прологом думской кампании 2020-го года. Они стремились к победе, делали все возможное, но сработали, видимо, менее эффективно. Да и не было на их стороне такого могучего козыря, как в прошлом году, когда в некоторых округах победа сама упала к ним в руки без всяких усилий и работы с избирателями. Возможно, не сам Гурьянов, который со своей командой бился до последнего,  а его соратники из КПРФ посчитали, что выборы промежуточные, не столь важные. Есть такое мнение, но я так не думаю. Князев и его группа поддержки просто сработали лучше. Они знают потребности избирателей, говорят с ними на одном языке.  Гурьянов, вероятно, не убедил, не смог предложить ничего внятного, отсюда и разгром, поставивший КПРФ в сложное положение в начале нового политического сезона и в канун важнейших для Ульяновска выборов в городскую Думу.

– В день выборов Куринный и Гибатдинов уехали в Казань, оставив Гурьянова одного. Куринный, вопреки своему обыкновению, даже не приехал на округ поддержать своего кандидата. Почему? 

Думаю, они не враги своей партии или себе, раз уехали в Татарстан, значит, посчитали, что так поступить правильнее. Люди они чрезвычайно опытные, успешные, в избирательных кампаниях поднаторевшие. Кроме того, надо учитывать, что они тоже у себя в КПРФ изучали ситуацию, делали замеры, трезво оценивая ситуацию, понимали, что Гурьянова, несмотря ни на что, ждет оглушительное фиаско. И чего впрягаться, агитировать, рискуя подорвать репутацию и имидж? Береженого Бог бережет. Хотя по-товарищески, может, это и плохо. Они поступили не как лейтенант Петр Петрович Шмидт, который принял бой с превосходящими силами российского флота на обреченном «Очакове». Я же говорю, начинает править бал другое поколение, прагматичное.

 – КПРФ выдвинула Гурьянова – человека с очень неоднозначной репутацией. В обкоме кадровый кризис?  Если да, то сможет ли КПРФ набрать пул кандидатов на выборы 2020? 

– То, что в КПРФ кадровый кризис, причем многолетний, это не требующая доказательств аксиома. Долгое время к ним вообще никто не шел, особенно молодежь. И положение с кадрами особо не меняется у них уже десятилетиями. То и дело возникают случайные люди. И в аппарате, и среди кандидатов на выборы особенно. Выборы 2018-го года показали все это чрезвычайно наглядно. Да и весь год их работы в структурах власти. В Законодательном Собрании области, в муниципальных образованиях. Думаю, если они сделают кадровую работу важнейшим приоритетом, засучив рукава, кропотливо возьмутся за дело, беря пример со своих оппонентов из «Единой России», то ситуацию постепенно улучшат. Но за год это сделать трудно. Тем более кадровый кризис у нас сейчас во многих сферах.

– Сюрприз – напористая кампания, третье место и неплохой для первого раза результат Ильи Гурова. Есть ли у самовыдвиженцев подобного рода (людей без партийной поддержки) будущее в политике? 

– В условиях относительно  низкой явки, обычной на такого рода выборах, важно мобилизовать сторонников. Гурову это удалось, поэтому он и вышел на третье место, немного, всего лишь около двухсот голосов уступив Гурьянову. Безусловно, у самовыдвиженцев есть будущее, и время у них есть. Надо верить в победу, жить этим, вложить всего себя, максимум инициативы и активных действий, даже не денег, а работы, нацеленности на успех. Уверен,  прошла эпоха случайных людей в политике, случайных попутчиков, опоры на них. Это дело становится профессией.

У самовыдвиженцев хорошие шансы, но при определенных условиях. Нужна либо опора на какие-то общественные силы, либо мощная группа поддержки. У них может  быть мало своих ресурсов, надо привлекать внешние. Если у самовыдвиженца есть политическое чутье, если он понимает даже не осознанные самим избирателем потребности и желания. Важно, если у кандидата и его избирателя либо общая судьба, скажем, оба воевали, общая жизнь, соседи, земляки, общий интерес, например, экология или что-то другое, возникает понимание, – это твой кандидат, твой человек.

– ЛДПР и СР практически не вели кампанию, но получили по 10 процентов каждая. Почему, обладая столь серьезной электоральной основой, местные ячейки столь пассивны? 

 Я и в данном случае думаю, что они хорошо изучили предвыборный расклад, увидели безоговорочное лидерство Князева, поняли, что против лома нет приема. Возможно, для них эти промежуточные выборы не имели такого значения. Ведь через год будут новые здесь же. Они использовали эту кампанию, как пробный шар, разведку, какой-то опыт. И решили накапливать силы для кампании будущего года. Или же поняли, что теоретически победить можно, но надо потратить колоссальные ресурсы, чтобы остановить уверенно и без проблем идущего к власти Андрея Князева, которому, кстати, не пришлось тратить много ресурсов. И эффект новизны сработал, и умение общаться с людьми, и конкретные действия, та самая политика малых добрых дел – это мощное оружие.

– Основные характеристики грядущих выборов 2020 – какие они, по-вашему? 

– Думаю, драматургия будет гораздо более увлекательной, а политическая конкуренция существенно увеличится. Многое будет зависеть от активности избирательной кампании. Электорат должен быть вовлечен полностью, пропитан духом и перипетиями выборов, понимать, что решается его дальнейшая жизнь во многом, его комфорт, его устремления, реализация его насущных желаний.

Полагаю, что на выборы пойдут в Думу те же партии. Возрастет количество самовыдвиженцев, но они будут опираться на близкие им партии. Как в этом году победитель Князев. Не секрет, что его активно поддержали  Засвияжское местное отделение партии «Единая Россия» и некоторые депутаты. ЕР после этой победы, если не будет форс-мажоров серьезных в экономике или политике, одержит верх снова. Сила этой партии уже два десятилетия – в ежедневной работе с людьми. Другие партии, их оппоненты, трудятся от выборов до выборов, поэтому и проигрывают. Структурированная, постоянно работающая организация обычно побеждает.

Беседовал Джангир Мехти-Заде