Судья Ленинского районного суда Юлия Потешкина, рассматривающая дело по обвинению Эдуарда Шабалина, сегодня удовлетворила ходатайство Никаса Сафронова о проведении допроса потерпевшего посредством видеоконференцсвязи в одном из столичных судов. Трансляция намечена на 26 сентября.

Как следует из заявления Сафронова, присутствовать лично на судебном заседании он не в состоянии из-за травм, полученных в результате ДТП, случившегося 12 сентября в Подмосковье.

Гособвинитель Николай Косенков попросил суд ходатайство потерпевшего удовлетворить, а вот обвиняемый оказался против, заявив, что некоторые материалы дела необходимо предоставлять на обозрение истцу лично. Судья, не увидев законных оснований для отказа, ходатайство Сафронова удовлетворила.

Пока же суд рассматривает дело в отношении предполагаемого мошенничества Шабалина при проведении в 2013 году выставки другого художника – Андрея Архангельского. Как считает обвинение, подсудимый провел её за счет Мемцентра, а полученные от Минкульта РФ 1,6 миллиона рублей положил в карман.

Сегодня в суд в качестве свидетеля был приглашен известный в Ульяновске учёный, в прошлом директор Ленинского мемориала, а ныне его старший научный сотрудник Валерий Перфилов.

Он подтвердил, что разработка концепции передвижной выставки, вся подготовительная работа, а также её организация и проведение целиком легла на плечи сотрудников Ленинского мемориала.

– Участвовать в конкурсе Минкульта РФ на право организации выставки изначально должен был Ленинский мемориал, но срок для подачи письменных заявок был пропущен, а участвовать в электронном аукционе мы не могли по техническим причинам, – пояснил Перфилов.

Всем необходимым для участия в электронных торгах владело ООО “Гелиос-групп”, которое на тот момент возглавлял Майис Дадашов, заместитель директора (Шабалин) Ленинского Мемориала. Оно в итоге и выигрывает конкурс, получив на свой счёт 1,6 миллиона рублей.

Для сравнения, сам Перфилов-старший (в Мемцентре также работает его сын), как идейный вдохновить и координатор проекта получил за свою работу 15 тысяч рублей, остальные сотрудники Мемцентра – от трех до 10 тысяч рублей. Перфилов-старший признался, что получил свою долю и деньги остальных в конвертах из рук Шабалина.

В ходе допросов на этапе следствия Валерий Перфилов, как и другие свидетели, заявлял, что при получении денег никакие ведомости и договоры не подписывал. Теперь же ему представили на обозрение собственный автограф в ведомости некоего ООО “ТТК”. Что это за организация и почему он расписывался в документах этой фирмы, свидетель пояснить не смог.

Было видно, что Перфилову, как человеку интеллигентному и прямому, с самого начала было неприятно участие во всей этой истории с перевозкой картин в легковушке, конвертами с деньгами и суточными в 100 рублей. Свидетель заметно нервничал, постоянно уходил в пространные рассуждения и, наконец, признался: “Я в совершенной растерянности!”

Напротив, предельно собранной и последовательной выглядела второй сегодняшний свидетель, заявленный по эпизоду о передаче в аренду ООО “Триумф” площадей Ленинского мемориала по сильно заниженной стоимости.

Директор департамента экономики, финансов и права регионального минкульта Марина Михеева пояснила, что при заключении договоров аренды понижающие коэффициенты тогдашним директором Мемцентра Шабалиным были применены неправильно. На снижение стоимости, по её словам, могут рассчитывать некоммерческие организации, общественные организации, объединения инвалидов и тому подобное, – все те, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. ООО “Триумф” к таковым явно не относится.

– Применение понижающих коэффициентов, как и прейскурант цен, учреждения подведомственной сети должны обязательно согласовывать с учредителем в лице минкульта. В случае с “Триумфом” мне неизвестно, были ли нам представлены проекты договоров. Но могу пояснить, что в заявленном виде они не были бы одобрены, – пояснила свидетель.

Подсудимый Шабалин заявил ходатайство о представлении на обозрение в присутствии свидетеля других договоров аренды, заключённых руководством Мемцентра с другими коммерческими организациями с применением понижающих коэффициентов. Шабалина не смутил даже тот факт, что большинство из них заключал он сам в должности директора Ленинского мемориала, а среди контрагентов значатся фирмы, зарегистрированные на его зама Майиса Дадашова и других аффилированных лиц.

На недоуменный вопрос Шабалина, почему в министерстве оспорили именно договор с “Триумфом”, свидетель дала понять, что минкульт поразили аппетиты подсудимого – договоры аренды были заключены сразу на 10 лет, а размер упущенной выгоды от их действия составил более 22 миллионов рублей.

Затянувшийся судебный процесс все сильнее вызывает неприязненные отношения сторон. При допросе Перфилова Шабалин, усмехаясь, попросил свидетеля рассказать для стороны обвинения, что такое “обменные выставки”. Николай Косенков заявил на действия подсудимого протест, заявив, что ему ничего объяснять не требуется.

– Подсудимый, я вынуждена сделать вам замечание. Не пытайтесь уколоть гособвинителя. Не советую это делать. Наша общая задача – разобраться в уголовном деле, а не опускаться до склок, – отреагировала судья.