Несмотря на «нелетную» погоду, приглашаем пройтись по бульвару Пластова.

Расположен он в центре города и является продолжением улицы Гончарова, соединяя центральную улицу Ульяновска и Новый Венец. Но это сегодня… А раньше тут было просто продолжение улицы Большой Саратовской (ныне улица Гончарова). Также здесь располагалась Завьяловская площадь. Назвали ее в честь купцов Завьяловых, имевших тут каменный и деревянный дома. Сегодня на их месте стоит четырёхэтажный жилой дом с почтовым отделением на первом этаже.

Основная часть строений этого места были одно- и двухэтажными, деревянными. Несколько домиков сохранились. На перекрестке улицы Радищева и бульвара Пластова и по сей день стоит деревянный дом с мезонином. Он интересен не только своим преклонным возрастом, но и тем, что может легко запутать неопытного путешественника. Дело в том, что на доме размещена адресная табличка, которая гласит, что дом расположен не на бульваре, а в переулке Пластова. А ведь такого переулка нет на карте города. Вот и получается, все дома стоят на бульваре, а этот — в переулке. Прямо как в известной юмореске Ефима Шифрина про трамвай, идущий разными маршрутами.

Но вернемся к нашему рассказу о площади Завьяловской. Зимой 1903-1904 годов на ней по инициативе Симбирского семейно-педагогического кружка заливался каток. Правда, просуществовал он недолго, так как здесь в 1904 году начались работы по созданию «Народного сада».

Вот что писали об этом «Симбирские губернские ведомости»: «В 9 часов утра на Соборную площадь вышли колонны школьников под барабанную дробь и музыку маршей двух оркестров. Построившись перед сколоченной заранее и украшенной праздничными флагами эстрадой, участники праздника выслушали приветствие городского начальства, отслужили торжественный молебен и отправились в «Народный сад», где заранее для посадок были приготовлены саженцы и ямки для них. Каждое училище заняло отведенное ему место, и закипела работа. А с крыш и балконов соседних домов щелкали фотоаппаратами фотографы-любители. После окончания посадок, вновь построившись в колонны под предводительством полковника Глинского, восседавшего верхом на коне, «лилипутская армия» прошла до Ленкоранских казарм — там ее уже ждали. На поле стояли дымящиеся котлы с кипятком для чая, бочки с русским квасом, столы, на которых в вазах были разложены булки, яйца и колбаса. Наскоро перекусив, школьники занялись играми в лапту, чехарду, горелки, пели хором песни и устраивали пляски, на радостях «качали» присутствующее начальство. В 5 часов вечера все разошлись по домам».

В 1918 году площадь переименовывают в Пролетарскую. Но хотелось бы отметить, что это произошло только на бумаге, а жители продолжали называть площадь по-старому.

Первые значительные изменения в этих местах относятся к 40-м годам ХХ века, когда были построены корпуса педагогического института, но сильно повлиять на облик улицы-бульвара-площади они не смогли.

А вот в 70-годы всё изменилось. Причиной кардинальных преобразований было грандиозное строительство в центре города, связанное с празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Практически вся старая застройка была снесена, а на ее месте вознеслись здания Ленинского мемориала и гостиница «Венец».

В 80-90-е годы облик улицы дополнился двумя гигантами ульяновского строительства. В 1985 году возвели здание Дома Советов, которое, правда, числится по улице Радищева, но оно торцом выходит на бульвар и напрямую его касается.

А в 1997 году появляется еще один большущий дом – здание Центрального банка. Кованые ворота к нему, к слову, были изготовлены по специальному проекту ульяновской мастерской кузнечного дела «Корч», известной не только в России, но и за рубежом.

В 1986 году решением Ульяновского горисполкома этой части города присваивают имя народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, действительного члена Академии художеств СССР Аркадия Пластова. Улица-бульвар получает четкие границы и свое настоящее имя.

Несколько слов о художнике, которого называют одним из самых ярких и самобытных мастеров живописи. А.А. Пластов (1893-1972) — уроженец села Прислониха Симбирской губернии, учился в Симбирске сначала в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Художественное образование продолжил в Москве в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1917 году Пластов вернулся в родную Прислониху. С 1935 года выступал с жанровыми картинами. В своих произведениях живописец изображал жизнь и труд простых крестьян, природу.

Идея об установке в Ульяновске памятника великому художнику появилась давно, но прошло много лет прежде, чем это осуществилось. Скульптор Анатолий Бичуков изобразил Пластова реалистично, поместив в руки художника палитру и кисть. Именно эти предметы очень «приглянулись» ульяновским вандалам, — особенно кисточка художника, которую «вырывали» неимоверное число раз. Приходилось её восстанавливать. Даже придумали устанавливать пластмассовый муляж, в надежде, что на него не позарятся, но всё без толку. В конечном итоге кисточку просто перестали восстанавливать. Вот и стоит художник Пластов с палитрой, но без кисти…

Сегодня бульвар Пластова — популярное место у горожан. Здесь приятно отдохнуть в тени деревьев на лавочках, а по пятницам и субботам тут собирается много новобрачных, которые делают свадебные фотографии. В студеные январские дни, в очередную дату со дня рождения художника к его памятнику приходят почитатели изобразительного искусства, чтобы отдать дань памяти нашему земляку.

До новых прогулок по улицам нашего города!

Материал подготовлен сотрудниками Ульяновского городского архива