11 сентября в региональной Общественной палате состоялся круглый стол на тему защиты прав людей, страдающих от обмана банков, кредитных и страховых организаций. В обсуждении приняли участие члены Ульяновского отделения Ассоциации юристов России, эксперты Государственного юрбюро, Роспотребнадзора и общественники.

По словам председателя исполкома реготделения АЮР, начальника ГосЮрБюро, члена областной Общественной палаты Светланы Ильиной, выбранная тема – чрезвычайно актуальна и важна, ведь кредитные и страховые организации совершают такие нарушения, как навязывание клиентам дополнительные услуги, не информирование их, игнорируют закон о персональных данных и многие другие. Она напомнила, что специально для более пристального внимания к нарушениям прав потребителей в начале этого года в регионе был создан специальный отдел в структуре Государственного юрбюро, специалисты которого недавно провели мониторинг условий ипотечного кредитования в банках Ульяновской области и пришли к достаточно интересным выводам.

— Для мониторинга мы создали такую предварительную «легенду»: человек с ежемесячным доходом в 20 тысяч рублей хочет оформить ипотеку на однокомнатную квартиру. И обзвонили с этой историей все доступные банки, – поясняет участник круглого стола, руководитель отдела по защите прав потребителей ГосЮрБюро Денис Литвинов.

Выяснилось, что из 25 банков, действующих в нашем регионе, ипотекой занимается только 11. Две организации из этих одиннадцати отказались предоставлять какую-либо информацию по телефону. Процентные ставки на ипотеку варьируются от 9,6 до 15%, а первоначальные взносы банки требуют в размере от 10 до 15%.

— И вот дальше последовали весьма любопытные предложения. Банки начали активно навязывать нам услуги по страховке. Задаем вопрос: «Можно ли отказаться от страховки?». Почти все банки ответили, что можно, но тогда они повышают процент по кредиту – от 1 до 4%. С нашей точки зрения, это нарушение закона о защите прав потребителей, поскольку первоначальная информация о кредитных ставках не соответствует действительности. Банки навязывают дополнительные услуги, от которых фактически нельзя отказаться, – делает вывод спикер.

Он также упомянул о конкретном случае, по которому сейчас специалисты ГосЮрБюро помогают потребителю в суде: пожилая жительница Ульяновска взяла потребительский кредит в банке по 28% годовых, плюс к этому ей навязали страховку в 10 тысяч рублей. Когда она пришла домой и переговорила с близкими, то поняла, что совершила ошибку. В этот же день она вернулась в банк и, написав заявление, вернула все взятые в кредит средства. И почти на год забыла об этом, пока ей не пришло извещение от банка о долгах.

— Оказывается, в банке эти средства ей на счет зачислили, но с него же списывали ежемесячные платежи – вместе с процентами, страховкой и прочим. А когда деньги закончились, побежали пени. Женщина обратилась к нам, мы помогли составить иск в суд. Думаю, что суд мы выиграем. К сожалению, случаи подобного поведения кредитных организаций – совсем не редкость, – заключает выступающий.

Общие любопытные цифры озвучила другая участница совещания – начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Галина Соломко:

— Финансовые услуги занимают третье место по числу жалоб от ульяновцев, поступивших в Роспотребнадзор. Если говорить о стране, то число российских домохозяйств, взявших кредиты, увеличивается год от года. К примеру, если в мае 2018 их было 38%, то сейчас уже 44%. Чаще всего в Роспотребнадзор обращаются в связи с тем, что клиентам навязывают допуслуги и списывают средства по кредиту с других счетов и карт.

По словам главного специалиста отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Екатерины Тулаевой, у ее ведомства есть успешный опыт борьбы с подобным поведением кредиторов.

— Если у человека в одном банке есть несколько счетов – например, зарплатный и кредитный, – банковская организация не имеет права списывать средства по кредиту со всех счетов. Мы выиграли по этому поводу уже ряд судов – вплоть до Арбитражного суда Поволжского округа. Банки оштрафованы за то, что включили такие пункты в договоры с клиентами, – отмечает эксперт.

Кроме того, участники круглого стола обсудили проблемы, связанные с изменением федерального законодательства и введением должности финансового омбудсмена. Некоторые эксперты – например, Егор Крылов, руководитель Центра по защите прав потребителей, – считает, что такое посредничество только затрудняет защиту прав потребителей. В частности, он обратил особое внимание на то, что теперь застрахованный не может напрямую обратиться в суд с иском на страховую компанию: для этого нужно сначала дождаться решения финансового омбудсмена.

— Мы еще раз обращаем внимание всех кредитных и страховых компаний на обязанность предоставлять своим клиентам всю необходимую информацию, — завила модератор встречи Светлана Ильина, — в том числе о сроках, в которые люди могут безо всяких последствий для себя отказаться от уже оформленного кредита. Мы все – и Роспотребнадзор, и Общественная палата, и реготделение Ассоциации юристов России, и ГосЮрБюро, другие надзорные органы и общественники — будем внимательно следить за этим. И, будьте уверены, мы готовы защищать права потребителей – вплоть до представления их интересов в суде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.