Итоги оценки эффективности органов местного самоуправления (ОМСУ) в рамках реализации Указа Президента РФ № 607 по итогам 2018 года были озвучены на аппаратном совещании 16.09.2019 г., которое провёл Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

«В соответствии с Указом Президента  

   РФ мы ежегодно проводим оценку эффективности деятельности ОМСУ. Эта методика позволяет нам увидеть, как районные власти выполнили свою работу в прошлом году, и поощрить лучших. По итогам данного рейтинга среди муниципалитетов-лидеров будут распределены дотации в размере 8 млн. руб.», сообщил глава региона.

 Как доложил Губернатору Ульяновской области генеральный директор АНО «ЦСИ Ульяновской области» Олег Асмус, рейтингование муниципальных образований (МО) проводилось по 14 показателям. Перечень показателей отражает такие направления, как экономическое развитие, дошкольное образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство, ЖКХ.

Кроме того, особенностью данной оценки является то, что динамика результативности деятельности ОМСУ определяется в среднем за 3 года, как
по темпам роста, так и по абсолютным значениям (то есть используются значения показателей 2016, 2017 и 2018 годов).

По итогам оценки победителем стал Базарносызганский район. Он получит грант в сумме 2,48 млн. руб. За ним следуют Мелекесский, Инзенский, Ульяновский и Чердаклинский районы. Им предусмотрено вознаграждение в размере 1,87 млн. руб., 1,84 млн. руб., 932 тыс. руб. и 880 тыс. руб., соответственно.

«Существенное влияние на итоги рейтинга оказывает такой показатель, как уровень удовлетворённости населения деятельностью ОМСУ, который оценивался путём интернет-опроса». Тот район, который долгое время был
в числе аутсайдеров, оказался в числе лучших.   

   Но методика оценки такова: учитываются уровень и динамика показателей, на которые приходится 80% оценки (из них 40% показателей характеризуют состояние и 60% движение) и итоги опросов, которые составляют 20% оценки и отражают, как население относится к главе МО и ОМСУ. И тут уже может быть очень большой перевес
в сторону результатов опросов населения»,
отметил генеральный директор АНО «ЦСИ Ульяновской области» Олег Асмус.

Развитие муниципалитетов-лидеров характеризуется наиболее высокими показателями по всем направлениям, а также стремительными темпами роста.

Среди основных плюсов развития лидеров рейтинга можно выделить.

5 место – МО «Чердаклинский район».

В 2016 г. в рейтинге МО район занимал 7 место, в 2017 г. – опустился
до 13 позиции, в 2018 г. – занял 5 место, что свидетельствует о существенном росте ряда показателей.

Стабильно улучшается инвестиционная привлекательность района:

  • объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 жителя увеличился с 29149 руб. в 2016 г. до 194260 руб. в 2018 г. Стоит отметить, что это максимальное значение показателя в области среди всех МО в рамках 2018 года;
  • существенно увеличилась площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчёте на 10 тыс. человек населения, с 5,1 га в 2015 г. до 37,6 га в 2018 г.;
  • увеличилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, в особенности среди работников муниципальных учреждений культуры и искусства, с 12672,2 руб. в 2015 г. до 22008,7 руб.
    в 2018 г.;
  • увеличилась общая площадь жилых помещений, введённая в действие
    за год, приходящаяся в среднем на одного жителя, с 0,62 кв. м в 2015 г. до 0,77 кв. м в 2018 г.

4 место – МО «Ульяновский район».

В 2016 г. Ульяновский район в рейтинге занимал 19 место, в 2017 г. – 15 место. В 2018 г. муниципалитет занял 4 позицию и вошёл в число лидеров, увеличив при этом темпы роста такого показателя, как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, в особенности среди работников муниципальных учреждений культуры и искусства (с 14239,6 руб. в 2015 г. до 21089,5 руб. в 2018 г.).

Помимо экономических показателей, положительная динамика отмечается и в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильём – увеличилась общая площадь жилых помещений, введённая в действие за год, приходящаяся в среднем на одного жителя, с 0,38 кв. м в 2017 г. до 0,66 кв.м в 2018 г.

Стоит отметить, что по результатам опроса, свидетельствующего
об уровне удовлетворённости населения деятельностью ОМСУ, муниципалитет получил достаточно высокую оценку – 89,7%.

3 местоМО «Инзенский район».

В 2016 г. в общем рейтинге МО Инзенский район занимал 1 место,
в 2017 г. – лидерская позиция упала до 6 места, в 2018 г. – муниципалитет повысил ряд показателей, достигнув, тем самым, 3 позицию.

Положительная динамика отмечается, прежде всего, в экономической сфере:

  • увеличился объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 жителя, с 1997 руб. в 2015 г. до 5876 руб.
    в 2018 г.;
  • увеличилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников. Средний темп роста среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства составил 189,2%: оплата труда увеличилась с 10665,9 руб. в 2015 г. до 20184,5 руб.
    в 2018 г.

Положительную динамику продемонстрировала и сфера физической культуры и спорта – доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 30,3% в 2015 г. до 44,2%
в 2018 г.

2 место МО «Мелекесский район».

В 2016 г. в общем рейтинге МО Ульяновской области муниципалитет занимал 11 место, в 2017 г. – 7 позицию. Таким образом, наблюдается прогрессивное развитие в большей части показателей района.

Стоит отметить, что по оценке удовлетворённости населения деятельностью ОМСУ район занимает вторую позицию – 97,8%.

Муниципалитет показал значительный рост по показателям заработной платы работников:

  • у сотрудников муниципальных дошкольных образовательных учреждений среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась с 15046,6 руб. в 2015 г. до 17908,1 руб. в 2018 г.;
  • у сотрудников муниципальных учреждений культуры и искусства заработная плата в 2018 г. составила 25021,8 руб. (в 2015 г. составляла 12462,8 руб.).

В сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильём наблюдается один из самых высоких показателей в регионе – площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчёте на 10 тыс. человек населения, в 2018 г. составила 22 га.

В сфере физической культуры и спорта отмечается рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 27,4% в 2015 г. до 43,7% в 2018 г.

«В 2018 году Мелекесский район добился хороших результатов, заняв второе место в рейтинге    

  МО Ульяновской области по социально-экономическому развитию. Район продемонстрировал высокие темпы роста по
таким показателям, как доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, число субъектов малого и среднего предпринимательства, жилищное строительство и обеспечение граждан жильём.    

 Эти и другие показатели, которые были достигнуты, позволили занять такую высокую строчку в рейтинге. Приятно, что проделанная работа была оценена, и район будет поощрён дополнительными денежными средствами,
с помощью которых можно будет решить проблемные вопросы. Будем стараться показывать высокие результаты и поддерживать свой статус»,
сообщил Глава администрации МО «Мелекесский район» Сергей Сандрюков.

1 место – МО «Базарносызганский район».

В 2016 г. в общем рейтинге МО Ульяновской области район занимал 10 место, в 2017 г. – 9 место, по итогам 2018 г. – 1 место. Это свидетельствует
о большой проделанной работе со стороны ОМСУ и её эффективности.

Стремительное продвижение наблюдается в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильём:

  • площадь земельных участков, предоставленных для строительства
    в расчёте на 10 тыс. человек населения, увеличилась с 0,2 га в 2015 г. до 5,6 га
    в 2018 г.;
  • общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась с 27,7 кв. м в 2015 г. до 30,0 кв. м в 2018 г.

Прирост продемонстрировали и экономические показатели:

  • увеличилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, в особенности среди работников муниципальных учреждений культуры и искусства (с 13156,3 руб. в 2015 г. до 21762,2 руб.
    в 2018 г.);
  • увеличился и объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчёте на 1 жителя с 44 руб. в 2017 г. до 1570 руб. в 2018 г.;
  • увеличилась и доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 32,7% в 2015 г. до 43,2% в 2018 г.;

важным показателем является отсутствие детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

«Начиная с 2015 года место района в рейтинге оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не опускалось ниже десятой позиции. Органами местного самоуправления велась комплексная работа по улучшению социально-экономических показателей. И по итогам 2018 года наш район стал лидером рейтинга, показав наилучшие результаты по   

    14 показателям. Благодаря этому район получит дополнительные дотации из областного бюджета.

Существенное влияние на итоги рейтинга оказывает такой показатель, как уровень удовлетворённости населения деятельностью органов местного самоуправления.

Руководство муниципального образования «Базарносызганский район» выражает благодарность жителям района за оказанную поддержку и доверие.

В плановом периоде необходимо сохранить положительную динамику социально-экономического развития. Средства от полученного гранта планируем направить на решение первоочередные задач развития района», – рассказал Глава администрации МО «Базарносызганский район» Владимир Ширманов.

Далее представим МО, занявшие с 19 по 6 место. Развитие МО можно охарактеризовать как стабильное, все они находятся примерно в одной «весовой категории» – сумма баллов варьирует от 0,476 до 0,541:

19 место – МО «Барышский район» (0,476 балла);

18 место – МО «Сенгилеевский район» (0,482);

17 место – МО «Старокулаткинский район» (0,487);

16 место – МО «город Ульяновск» (0,496);

15 место – МО «Вешкаймский район» (0,506);

14 место – МО «Цильнинский район» (0,506);

13 место – МО «Майнский район» (0,508);

12 место – МО «Кузоватовский район» (0,509);

11 место – МО «город Димитровград» (0,511);

10 место – МО «Николаевский район» (0,515);

9 место – МО «Новомалыклинский район» (0,524);

8 место – МО «Карсунский район» (0,524);

7 место – МО «Новоспасский район» (0,531);

6 место – МО «Старомайнский район» (0,541).

В число аутсайдеров рейтинга вошли:

Районам-аутсайдерам присущ незначительный рост или его отсутствие
по решающему большинству показателей.
Также имела место отрицательная динамика по ряду показателей, что, в совокупности, привело к провалу
в рейтинге эффективности деятельности ОМСУ.

На карте Ульяновской области по итогам 2018 года графически обозначим распределение всех МО по уровню реализации Указа Президента РФ № 607 от 28.04.2008 г.