Автор — Ткачева Ирина Вячеславовна, клинический психолог ГУЗ УОКНБ
В современном мире достаточно сложно представить себе подростка, который бы не слышал о вреде наркотиков, однако для многих из них это не становится препятствием к употреблению психоактивных веществ. Социальное и экономическое неблагополучие, употребляющие психоактивные вещества родители, психологическое и физическое насилие в семье, потеря родителей в раннем возрасте, становятся предрасполагающими факторами, толкающими ребенка в паутину зависимости. Оказавшись один на один с проблемой. Подростки становятся неспособны противостоять втягиванию в процесс наркопотребления. Потребность подростка быть частью «большинства» зачастую реализуется в асоциальном аспекте, а многие наркогенные мифы с легкостью неосознанно «поглощаются» современными подростками.
Организация эффективной профилактической деятельности, формирующей способность противостоять негативным воздействиям внешней среды, главный вопрос, волнующий специалистов соприкасающихся с данной группой детей. При ближайшем рассмотрении и исследовании этого вопроса, основополагающими являются наличие в системе близких отношений хотя бы одного социально положительного, принимающего взрослого, с которым подросток выстраивает тесные доверительные отношения, а также способность формировать положительный образ «Я» и проецировать его в будущее. «Я – могу», «Я – способен», «Я – достигну», «Я – любим» «Я – не один», это те установки которые закрепившись в сознании подростка помогут ему справиться с трудной ситуации и противостоять давлению наркогенной среды.
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение отношений внутри семьи, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: конфликты родителей, блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности к семье; отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется; неумение совладать со стрессом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник; отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций. Типичные проблемы родителей данной когорты подростков: авторитарный контроль, либо предоставление ему полной свободы действий; требование уважения к себе и отказ в этом подростку; собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подростку; проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; страх неизвестного; отвержение основных прав личности ребенка; стремление реализовать в ребенке собственные цели; отсутствие в семье системы правил; формирование у подростка устойчивого чувства вины за все, что происходит в семье и между родителями. Рассмотренные наиболее распространенные виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому в наши задачи входит не только оказание психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума. По всем вопросам Вы можете обращаться на телефон доверия ГУЗ УОКНБ 717-717 и кабинет профилактики наркологических расстройств ГУЗ УОКНБ по адресу улица Полбина, дом 34, кабинет №14. Мы готовы оказать Вам профессиональную помощь и поддержку.