Бюджет территориального фонда ОМС недополучает около 200 млн рублей из-за уменьшения за последние два года численности застрахованного населения более чем на 24 тысячи человек. Возглавляемый депутатом Заксобрания Александром Чепухиным комитет отказался согласовывать проекта бюджета ТФОМС, пока его руководитель не назовет причину и не разберется с тарифами для местных больниц. По словам депутата, именно разбалансированность тарифов привела к росту кредиторской задолженности медучреждений, при этом ТФОМС работу с главврачами не ведет. Директор Фонда последнее утверждение опроверг.

Согласно проекту  бюджета доходная часть казны фонда в 2020 году запланирована в размере более 16 миллиардов рублей – это на 6,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Основной источник доходов (97,6%) составляют субвенции из федерального фонда (15,6 миллиардов с ростом на 6,4%). За счет этих денег будет в полном объеме обеспечена реализация базовой программы ОМС по федеральному нормативу объемов оказания медицинской помощи, а также софинансирование мероприятий по увеличению численности врачей и среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлиническом звене государственных учреждений здравоохранения. Из бюджета области на допфинансирование территориальной программы предусмотрено 45 млн рублей для финансового обеспечения эритропоитинами и препаратами железа, организацию питания пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, и на оказание помощи беременным женщинам, имеющим риск развития резус-конфликта. Прочие трансферты, передаваемые из бюджетов других субъектов РФ за лечение иногородних граждан, составят более 192,8 миллионов рублей (+0,3%). Неналоговые доходы фонда запланированы в сумме порядка 161,3 млн. рублей. Также Смирнов пояснил, на какие цели потратят дополнительный миллиард рублей, заложенный в доходную часть бюджета: порядка 500 миллионов поступят на первичную выявляемость онкологических заболеваний и приобретение дорогостоящих таргетных препаратов для онкобольных. Остальные деньги направят на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризацию и профилактические осмотры.

В итоге подушевой норматив увеличится примерно на тысячу рублей – это финансирование амбулаторно-поликлинической сети всех уровней.

В свою очередь глава бюджетного комитета ЗСО Александр Чепухин считает, что Фонд недополучает в бюджет около 200 млн рублей из-за выпадающих второй год подряд 12-13 тыс застрахованных. Он указал и на то, что нужно вкладывать средства в выявление онкологии на ранних стадиях, а не только в лечение уже определившихся случаев. Также Смирнова раскритиковали за отсутствие работы с главврачами: бюджет фонда ежегодно растет на 10%, крупных медицинских учреждений региона – на 3-4%, в итоге последние наращивают долги.

“Работа с бюджетом ТФОМС не заканчивается, а только начинается до второго чтения. У нас достаточно много вопросов, даже начиная с того, куда же у нас деваются каждый год 12-13 тысяч застрахованных? Статистика есть, она понятна, но мы бы хотели ее сверить. Допустим, с Фондом социального страхования, Пенсионным фондом, потому что по большому счету количество работающих застрахованных должно совпадать у всех, потому что работодатель с каждого человека платит во все три фонда сразу, одинаково. Но, к сожалению, в соцстрахе ответили, что у них нет возможности предоставить эти данные в связи с отсутствием сведений в региональном отделении. Не понимаю, как у фонда соцстраха не может быть количества застрахованных. У них в форме 4ФСС есть всё: и фонд оплаты труда,  и количество работающих. Пенсионный фонд ответил примерно то же самое. Поэтому мы с этим количеством будем разбираться. Заостряю на этом внимание, потому что это минус 200 млн каждый год в доходной части бюджета фонда. Второе уже касается расходной части. В 2016-17 гг разбалансированные тарифы привели к росту кредиторской задолженности крупнейших учреждений здравоохранения региона. Работа по тарифам с главврачами, насколько я понимаю, не ведется. Бюджет Фонда растет ежегодно независимо от того, что застрахованные выпадают: тариф увеличивается, бюджет прирастает на миллиард рублей. Но при этом бюджеты крупных учреждений ежегодно прирастают на 3-4%, не на 10%. Возникает вопрос: где деньги и каким образом они перераспределяются? А почему работа не ведется я могу судить по переписке: у меня есть несколько обращений главврача ЦГБ и в Минздрав, и в территориальный фонд ОМС. На шесть обращений получен только один ответ из ТФОМС, который говорит, что при недостатке средств ответственность несет учредитель. Нормальный ответ…нормально построена работа главного финансового органа здравоохранения с учреждениями. Контакта вообще никакого нет. Что уж тут говорить об обсуждении тарифов с главврачами и присвоении категорий”, – отметил депутат. 

Смирнов в свою очередь ответил, что существует тарификационная комиссия в составе главврачей и “никакой отдаленности” в работе с Минздравом нет.

Однако в соцсетях по работе ТФОМС обозначили еще одну проблему: по словам педиатра Дмитрия Малых, в областной детской больницы уже выбраны лимиты на плановые хирургические операции: “То есть фонд страхования больше не заплатит ни за одну операцию в 2019 году. И это только один из примеров”.

Напомним, что в понедельник на аппаратном совещании губернатор поручил уволить директора ТФОМС:

«Человек, который не знает ни цифр, ни тенденций. Зачем вы его держите? Объясните мне. Почему на прошлой неделе господин директор ТФОМС ничего не смог объяснить депутатам ЗСО. Какие меры вы примете? Считаю, что его нужно освободить от занимаемой должности.», — заявил Сергей Морозов. Уба и Панченко губернатор пригрозил разобраться отдельно.