Губернатор планирует подписать распоряжение о создании региональной межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию концепции госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Сейчас на уровне города идет решение вопроса об установке памятника в сквере возле Спасо-Вознесенского собора, также проговаривается идея открытия мемориального комплекса на месте массового захоронения в Стрижовом овраге у Моторного завода. И если по памятнику уже есть конкретный срок, то по мемориалу Симбирская епархия рассматривает вопрос еще с 90-х годов.

В декабре 2018 года глава города Сергей Панчин подписал постановление, согласно которому памятник жертвам политических репрессий планируется установить в сквере Возрождения духовности около Спасо-Вознесенского кафедрального собора. Однако процесс встал – конкурс на разработку образа памятника мэрия так и не объявила. По словам руководителя правления регионального отделения международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» Сергея Плясунова, препоны возникли в юридических вопросах. Однако сейчас уже создана и подписана “дорожная карта”, по которой памятник должны открыть к 30 октября 2020 года.

“За последние полтора года сделано столько, сколько не сделано за последние лет семь обсуждения вопроса по памятнику. Когда учреждал организацию, столкнулся с проблемой, что этой темой занимаются разрозненно, никто ни к чему не приходит и итога нет. Была разработана стратегия и началось взаимодействие с органами власти, репрессированными, представителями Симбирской епархии.  Как оказалось, просто это дело нужно было правильно документально подготовить и провести. Я объявил сбор подписей за установку памятника, уже собрано около 200. Сейчас объявляется конкурс на новый облик памятника, потому что тот, который предлагали в 2014 году, был на другое место – в сквер имени И.Н. Ульянова. Есть дорожная карта с прописанными сроками: к 30 октября 2020 году памятник должен появиться. Финансирование уже условно заложено. Мы опираемся на госконцепцию правительства РФ до 2024 года, в которой прописано, что финансирование происходит за счет бюджетных и внебюджетных источников: администрации регионов, плюс мы готовы включиться в сбор средств. Еще предложил идею пригласить на открытие одного из членов Совета по правам человека при Президенте РФ – неформально этот вопрос курирует он. Также объявил об идее создания межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию концепции госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Сейчас занимаемся составлением списка. В группу планируется включить представителей министерств, конфессий, МВД, ФСБ, прокуратуры и т.д.”, – прокомментировал Плясунов.

На фото – часть проектов памятника, предложенных в 2014 году





Последний несколько раз отметил, что вопрос создания рабочей группы – “самый важный”, именно она в дальнейшем рассмотрит возможность строительства мемориального комплекса на месте массовых захоронений в Стрижовом овраге и других участках волжского склона от моторного завода до 4-го микрорайона:

“Я не берусь говорить за то, что там происходит в овраге, хотя материалами уголовного дела факт массовых захоронений подтвержден. По месту у завода вопрос Симбирской епархией обсуждается еще с 90-х годов отцом Владимиром Дмитриевым и Алексеем Шалаховым Однако людям не хватает юридических компетенций – и вопрос стоит. Сейчас нет даже постановления о выделении места под мемориал. Считаю, что им нужно организовать сбор подписей в поддержку проекта. Также немаловажно обсудить и с религиозными конфессиями. Сейчас по срокам вам никто не скажет. Для начала нужно определить точные границы захоронений”.

На фото –  Стрижов овраг

Ранее на круглом столе о ходе реализации концепции госполитики по увековечению памяти жертв политических репрессий участники высказались, что нужно создать музейную экспозицию, а в идеале отдельное музейное пространство с привлечением и специалистов краеведческого музея, архивного дела, различных религиозных конфессий, научно-экспертного сообщества Ульяновской области и родственников жертв. В резолюции круглого стола указывалось, что “сейчас идет процесс определения границ и последующая мемориализация мест массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий”. В Ульяновске такими помимо дома купца Сачкова, где располагалось ранее управление НКВД, является  Стрижов овраг и другие участки волжского склона от моторного завода до 4-го микрорайона.

Первый зампред Заксобрания Василий Гвоздев напрямую тему комментировать отказался. Как передала его слова заместитель руководителя исполкома Алла Акимова, “мемориал делать нужно, это справедливо и абсолютно реально. В других городах целые комплексы изготовлены. Ответственность государства, историю не перепишешь”.

Для справки:

По данным виртуального музея ГУЛАГА, о проведении расстрелов и захоронений в Стрижовом овраге уже в 1930 – 1931 свидетельствуют акты Ульяновского Орготдела ОГПУ о приведении в исполнение постановлений Тройки при ПП ОГПУ. Согласно актам, “трупы растрелянных зарыты на соответствующей глубине за городом Ульяновском в Стрижовом овраге” и “на больничных кладбищах (заразных)”. В годы Большого террора расстрелы производились в подвале здания УНКВД г. Ульяновска (бывший дом купца Сачкова) по адресу ул. Льва Толстого, 73-75. Тела некоторых расстрелянных захоранивались здесь же во дворе, но, как правило, далее тела убитых свозились к месту захоронений, одним из которых был Стрижовый овраг. В процессе расследования уголовного дела “о незаконных массовых репрессиях по политическим мотивам в годы сталинизма” (1993) были проведены раскопки на территории Ульяновского моторного завода и Стрижова оврага, однако останков тогда обнаружено не было. На начало 2010-х по дну Стрижова оврага проложены специальные дренажные каналы.

Всего в Ульяновской области были репрессированы 22674 человека, более 1400 которых до сих проживают в регионе. В 1937-1938 в Ульяновске расстреляли свыше 1500 человек. Известно о четырех местах захоронений расстрелянных в городской черте.

Сегодня День памяти жертв политических репрессий. Вспомним всех невинно убитых.