Для количественного определения диспропорций в условиях жизни населения муниципалитетов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований по качеству жизни.

Оксана Владимировна Ананьева, руководитель Центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «ЦСИ Ульяновской области»:

«Есть нормы, которые позволяют оценить, как человеку живётся в районе/городе – может ли он сводить ребёнка в школу и дать ему качественное образование, может ли он купить в магазине продовольствие нужного качества и по нормальной цене, может ли он получить качественные услуги в здравоохранении, безопасно ли проживание в данном муниципалитете и т.д. Рейтинг качества жизни мы формируем с 2017 года и, на мой взгляд, данный рейтинг отражает все основные жизненно необходимые параметры и действительно показывает проблемные моменты развития района с точки зрения повышения качества жизни. Кроме того, в текущем году мы дополнили перечень показателей рейтинга итогами социологического исследования. В рамках данного исследования ОГКУ «Аппарат Общественной палаты Ульяновской области» проводились опросы населения во всех муниципальных образованиях региона по уровню их удовлетворённости качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, безопасностью проживания, состоянием окружающей среды, качеством автомобильных дорог, качеством дошкольного и общего образования и др.».

 

Таким образом, рейтинг текущего года рассчитан как по статистическим показателям (55 показателей), так и итогам соцопросов, т.е. с учётом мнения населения (10 показателей). Данный рейтинг оформлен в виде брошюры для удобства, где раскрыты все составляющие рейтинга. Результаты рейтинга представлены ниже.

 

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

 

В рейтинге муниципальных образований по качеству жизни – 2018 в пятёрку лидеров вошли: Новоспасский район, Ульяновский, Цильнинский, Павловский и Базарносызганский районы.

Новоспасский район вновь занял 1 место в рейтинге и входит в пятёрку лидеров по блокам «здоровье населения», «доходы и занятость населения», «жилищные условия населения и благоустройство», «безопасность проживания», «демографическая ситуация», «транспортная инфраструктура, обеспеченность объектами торговли и общественного питания», «уровень экономического развития». Более чем по 50% анализируемых показателей муниципалитет вошёл в число лидеров. Например, в районе отсутствуют дети, стоящие на учёте для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, а также муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. В районе самый низкий уровень безработицы, низкий коэффициент напряжённости на рынке труда и самая низкая продолжительность безработицы. В области здравоохранения – высокий уровень обеспеченности врачами, отсутствует младенческая и перинатальная смертность, низкий уровень болезненности алкоголизмом. Кроме того, район находится в числе лидеров по 9 из 10 опросных показателей.

Ульяновский район занимает 2 место в рейтинге качества жизни, входит в пятёрку лидеров по блокам «доходы и занятость населения», «безопасность проживания», «демографическая ситуация», «экологическая ситуация» и «здоровье населения». В муниципалитете высокий уровень благоустройства жилищного фонда отоплением, водопроводом, канализацией и газом, низкий уровень преступности, низкий уровень младенческой и перинатальной смертности, высокий уровень обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом. Также в муниципалитете большая доля налоговых и неналоговых доходов бюджета МО в общем объёме собственных доходов.

Цильнинский район занял 3 место в рейтинге качества жизни. Муниципалитет в числе лидеров по блоку «обеспеченность кадрами и инфраструктурой в здравоохранении», «обеспеченности населения объектами образования, культуры и спорта». В сфере образования отсутствуют дети, стоящие в очереди для определения в дошкольные образовательные организации, отсутствуют здания муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, отсутствует вторая (третья) смена в общеобразовательных организациях. В районе отсутствуют дороги общего пользования местного значения, не отвечающих требованиям, а также имеется небольшая доля убыточных предприятий. Кроме того, по результатам соцопроса из 10 анализируемых показателей район оказался в числе лучших по 8 показателям.

Павловский район занял 4 место в рейтинге качества жизни текущего периода. Муниципалитет вошёл в число лидеров по жилищным условиям населения и благоустройству, обеспеченности объектами образования, культуры и спорта, кадрами и инфраструктурой в здравоохранении. Район на 100% обеспечен питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в районе низкий уровень заболеваемости наркоманией, 96% выездов бригад скорой помощи доезжает до места вызова за 20 минут. В сфере образования: в районе отсутствуют муниципальные дошкольные образовательные организации, требующие капитального ремонта, отсутствует вторая смена в общеобразовательных организациях. Муниципалитет имеет высокий уровень обеспеченности объектами спорта, большой удельный вес населения, вовлечённого в культурную деятельность, а также в районе отсутствуют учреждения культуры, здания которых требуют капитального ремонта.

Базарносызганский район замыкает пятёрку лидеров рейтинга качества жизни и входит в пятёрку лидеров по безопасности проживания, жилищным условиям и благоустройству, здоровью населения и обеспеченности объектами культуры и спорта района. В муниципалитете высокий уровень благоустройства жилищного фонда газом, низкий уровень преступности, низкий уровень смертности населения от внешних причин, младенческой и перинатальной смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте, 94,8% выездов бригад скорой помощи доезжает до места вызова за 20 минут (5 место). В области обеспечения объектами образования: отсутствуют дети, стоящие на учёте для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, а также муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

 

В число районов-аутсайдеров вошли Барышский, Тереньгульский, Вешкаймский, Карсунский, и Инзенский районы.

Инзенский район (20 место в рейтинге)

Муниципальное образование занимает 23 место в блоке «обеспеченность объектами образования», где район находится в числе худших по доле зданий муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. В данном муниципалитете 5% детей в общеобразовательных организациях занимаются во вторую смену, имеется большая доля детей, стоящих на учёте для определения в дошкольные образовательные организации и большая нагрузка на педагогических работников дошкольных образовательных организаций (выше только в г. Ульяновске). В отрасли ЖКХ – низкий уровень благоустройства жилищного фонда газом и отоплением. В отрасли здравоохранения – высокий уровень заболеваемости наркоманией и смертности населения от туберкулёза. В области спорта – низкий уровень обеспеченности объектами спорта. По 6 из 10 опросных показателей находится в числе худших.

 

Карсунский район (21 место в рейтинге)

Муниципалитет находится на 20 месте по блоку «здоровье населения», здесь высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте и перинатальной смертности, а также высокий уровень болезненности алкоголизмом. По блоку «жилищные условия населения и благоустройство» следует отметить низкий уровень благоустройства жилищного фонда отоплением, водопроводом и канализацией. В блоке «безопасность проживания» район имеет высокий уровень преступности и смертности населения от внешних причин. В области «спорта» низкая доля населения, занимающегося физической культурой и спортом. В экономическом блоке – низкий объём инвестиций в основной капитал, низкий объём отгрузки товаров собственного производства, маленькая доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объёме доходов собственного бюджета.

 

Вешкаймский район (22 место в рейтинге)

Район занимает 20 место в блоке «безопасность проживания», здесь высокий уровень преступности, также самая высокая смертность населения от внешних причин. По демографической ситуации муниципалитет находится на 23 месте – самые высокие коэффициенты миграционной и естественной убыли населения, а также одни из самых высоких темпов снижения численности населения за последние 3 года. В отрасли здравоохранения – высокий уровень младенческой и перинатальной смертности, высокий уровень заболеваемости населения, низкий уровень обеспеченности населения врачами. В области спорта – небольшая доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спорта. Также в районе низкий уровень обеспеченности объектами общественного питания, небольшая доля налоговых и неналоговых доходов в общем объёме собственных доходов. По 5 из 10 опросных показателей муниципалитет находится в числе худших.

 

Тереньгульский район (23 место в рейтинге)

Муниципалитет занимает 23 место в блоке «жилищные условия населения и благоустройство», где отмечается низкий уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом и газом. Район в числе худших по уровню обеспеченности кадрами и инфраструктурой в здравоохранении, здесь низкий уровень обеспеченности населения средним медицинским персоналом и больничными койками в учреждениях здравоохранения, лишь 71,1% бригад скорой помощи доезжает до места вызова в течение 20 минут (21 место). В сфере образования – 3,5% обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях занимаются во вторую смену, имеются общеобразовательные организации, требующие капитального ремонта. В отрасли спорта – низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями по сравнению с другими муниципалитетами. По экологической ситуации район входит в число худших по уровню затрат на охрану окружающей среды в расчёте на единицу выбросов, также в районе низкий уровень обеспеченности питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности (84,3%). В сфере занятости населения – большая доля населения ищет работу более 4-х месяцев (53,6%) и средняя продолжительность безработицы составляет 6,2 месяца (23 место). По безопасности проживания муниципалитет занял последнее место, в районе отмечается высокий уровень преступности, большое число потерпевших в результате преступлений, высокий уровень смертности от ДТП и от внешних причин. Вместе с тем, среди опросных показателей входит в число худших только по одному.

 

Барышский район (24 место в рейтинге)

Муниципалитет находится на 24 месте по блоку «обеспеченность объектами образования», здесь район находится в числе худших по доле зданий муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. В данном муниципалитете в общеобразовательных организациях 5,6% детей занимаются во вторую смену, также имеется большая доля детей, стоящих на учёте для определения в дошкольные образовательные организации (18,3%), и большая нагрузка на педагогических работников дошкольных образовательных организаций. По блоку «жилищные условия населения и благоустройство», следует отметить, низкий процент населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчётном году, в общей численности населения, состоящего на учёте в качестве нуждающегося (3,3%), также район занимает 21 место по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя. В области здравоохранения – высокий уровень смертности населения от туберкулёза, большая нагрузка на врачей (количество посещений на одного врача), находится на 22 месте по средней занятости больничных коек. В экономическом блоке – большая доля убыточных предприятий и самая маленькая доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объёме собственных доходов.

Ксения Газизова, специалист Центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»:

«Данный рейтинг значительно отличается от оценки социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области. Так, например, муниципалитет с высоким уровнем социально-экономического развития может оказаться не таким хорошим с точки зрения качества жизни.

Ярким примером тут может быть Чердаклинский или Мелекесский районы, которые всегда входят в число районов с высоким уровнем социально-экономического развития, но в рейтинге качества жизни находятся ежегодно на 12-19 местах. Здесь большую роль, например, в Мелекесском районе играет негативная демографическая ситуация, относительно большая доля «небезопасной» питьевой воды, высокий уровень заболеваемости населения наркоманией, высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, низкий уровень обеспеченности врачами. В Чердаклинском районе – это обеспеченность кадрами и инфраструктурой в здравоохранении – низкий уровень обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками.

Противоположным примером являются Базарносызганский и Павловский районы, которые всегда относятся к районам с низким уровнем социально-экономического развития, но вошли в пятёрку лучших в рейтинге качества жизни. Павловский район на 100% обеспечен питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, имеет высокий уровень благоустройства жилищного фонда газом и отоплением, в районе низкий уровень заболеваемости наркоманией, 96% выездов бригад скорой помощи доезжает до места вызова за 20 минут, имеет высокий уровень обеспеченности населения объектами спорта».

Глава администрации МО «Новоспасский район» Александр Михайлович Горбунов:

 

«В связи с работой направленной на улучшение благосостояния жителей района были достигнуты высокие показатели. По итогам 2018 года в рейтинге муниципальных образований по качеству жизни Новоспасский район вновь занял 1 место по следующим направлениям: «здоровье населения», «доходы и занятость населения», «жилищные условия населения и благоустройство», «безопасность проживания», «демографическая ситуация», «транспортная инфраструктура, обеспеченность объектами торговли и общественного питания», «уровень экономического развития».

По состоянию на 01.01.2019 г. года число безработных граждан составляет 23 человека, уровень безработицы 0,22%. Среднемесячная заработная плата по району составляет за 2018 год – 26800,5 рублей или 109,4% к аналогичному периоду 2017 года.

Показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет достигнут до 100%, т.е. все дети обеспечены местами в детсадах.

На территории района расположено 172 торговых объекта, 20 объектов общественного питания, 8 АЗС, 3 АГЗС, и 13 объектов бытового обслуживания, все крупные и средние населённые пункты охвачены стационарной торговлей. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составила 886,1 кв.м. на 1 тыс. человек при нормативе 378 кв.м. на 1 тыс. чел. (234 % по отношению к нормативу), что выше фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов 2017 года на 29,7 кв.м. на 1 тыс. чел. (856,4 кв.м.) или на 3,4%. На территории района за 2018 г. было открыто 2 торговых объекта: общей площадью 400 кв.м.

Муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии не имеется.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 42%, что на 3,5% больше от уровня прошлого года (в 2017 году-38,5%) Численность жителей занимающихся физической культурой и спортом, составляет 8227 чел. (в 2017 г. – 8200 чел.), из них 3137 женщин.

В районе действуют: 1 спортивная школа, центр детского творчества, муниципальное автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Центр-Юг», обособленное подразделение Дворец спорта «Олимп», футбольный клуб «Нефтяник», Центр семейного отдыха, некоммерческое партнёрство Хоккейный клуб «Олимп», Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант» и др.

Базовые виды спорта: тхэквондо, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, хоккей с шайбой. Развивающиеся виды спорта: фигурное катание, плавание, волейбол, лыжные гонки, бокс, тяжёлая атлетика, настольный теннис.

В блоке «экономическое развитие»:

В ООО «Нс-Ойл» проведено техническое перевооружение установки БДУ 2К с установкой дополнительной секции АВТ 150 (объем инвестиций составил 313 млн. руб., создано 21 новое рабочее место).

ИП Петрова Н.Ю.- «Медведефф» – завершено строительство комплекса придорожного сервиса (объем инвестиций – 125 млн. руб., 15 новых рабочих мест).

В ноябре 2018г. в с. Троицкий Сунгур – введён в эксплуатацию молочный комплекс на 1200 коров (объём инвестиций 600 млн. руб.)». В ООО «Силикат+» завершено и введено в эксплуатацию строительство линии по производству автоклавного газобетона фирмы «MASA Henke».

Миссия органов местного самоуправления района заключается в создании необходимых административных, экономических, правовых и информационных условий для обеспечения устойчивого роста экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения, расширения возможностей для свободного развития личности, всех предприятий и организаций, способствующих развитию района, а также муниципальной безопасности и личной безопасности граждан на основе формирования баланса интересов разных групп населения района и бизнеса и координации их деятельности.»

Глава администрации МО «Павловский район» Александр Александрович Тузов:

«Важно отметить, что на протяжении длительного времени в Павловском районе неизменно осуществляет свою деятельность районное учреждение здравоохранения (ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина»). Кроме того, на территории муниципальных образований сельских поселений работают 20 ФАПов. Таким образом, инфраструктура здравоохранения охватывает 100% населения МО «Павловский район».

Бесперебойное водоснабжение, обеспечение питьевой водой всегда было приоритетным, особенно в условиях сельской местности. Эту проблему мы начали решать ещё в 2001 году, когда началось строительство водовода «Избалык-Павловка». Сейчас с уверенностью можно сказать, что район водой обеспечен.

Говоря, про образование на селе хочу отметить, что мы придерживаемся следующего принципа – пока в селе существует школа, село будет жить. За последние пять лет реорганизации подверглось 3 муниципальных образовательных организации. На сегодняшний день 19 образовательных организаций осуществляют свою деятельность на территории МО «Павловский район». Все проблемные вопросы стараемся решать «всем миром» (органы местного самоуправления, администрации образовательных организаций, депутатский корпус, родительская общественность и др.).

Благодаря инициативе Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова в сельской местности активно реализуется проект, подготовленный на основе местных инициатив граждан. В нашем районе за последние четыре года реализовано 17 инициатив. Именно этот приоритетный проект помогает привести в должный вид муниципальное учреждение культуры, отремонтировать водопровод и башни Рожновского и др.»

Глава Администрации МО «Базарносызганский район» Владимир Иванович Ширманов:

 «Проводимая оценка рейтинга качества жизни в муниципальных образованиях Ульяновской области позволила администрации района обратить внимание на те показатели, которые неблагоприятно влияют на уровень удовлетворённости населения качеством жизни. Изучив итоги исследований по данному рейтингу прошлых лет, органами местного самоуправления муниципального образования «Базарносызганский район» велась работа по улучшению комфортности проживания населения на территории нашего района и, соответственно, по улучшению показателей, входящих в состав рейтинга. В текущем году существенное влияние на итоги рейтинга оказали социологические исследования населения по уровню удовлетворённости качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, безопасностью проживания, состоянием окружающей среды, качеством автомобильных дорог, качеством дошкольного и общего образования и другим показателям.

По итогам 2018 года наш район занял 5 месте в рейтинге качества жизни среди 24 муниципальных образований области, показав наилучшие результаты по безопасности проживания, жилищным условиям и благоустройству, здоровью населения и обеспеченности объектами культуры и спорта. В муниципалитете высокий уровень благоустройства жилищного фонда газом, низкий уровень преступности, низкий уровень смертности населения от внешних причин, младенческой и перинатальной смертности, смертности населения в трудоспособном возрасте, 94,8% выездов бригад скорой помощи доезжает до места вызова за 20 минут (5 место). В области обеспечения объектами образования: отсутствуют дети, стоящие на учёте для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, а также муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

Анализируя итоги проведённого рейтинга по качеству жизни, можно отметить, что имеются ещё резервы для улучшения уровня качества жизни населения в районе. Органами местного самоуправления муниципального образования будут приложены всесторонние усилия для роста экономического потенциала и благосостояния населения нашего района.

В текущем году АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» на территории района были проведены обучающие мероприятия. Благодаря грамотным рекомендациям сотрудников Центра стратегических исследований удалось достичь лидирующих показателей в рейтинге.

Задачами, стоящими перед органами местного самоуправления в текущем году сохранить положительную динамику уровня качества жизни и обеспечить тенденции к его поступательному росту, обеспечивая качество жизни населения района современным требованиям.»