Совсем недавно в новостном паблике в социальной сети появилась информация о том, что якобы в ульяновской гимназии №24 детям на обед подали рыбу с червями. На фотографии в том, что находится в тарелке, некоторые комментаторы в принципе едва ли признали червей. «Это больше похоже на кусок просто сырой рыбы», — писали пользователи. Кто-то догадался проверить меню на этот день, в котором, как ни странно, рыбы не оказалось в принципе. А самые внимательные вообще засомневались, что фото из столовой именно этой школы. И правильно сделали.

Как сообщили в городской администрации, изучали фото и разбирались в ситуации специалисты управления образования и самой гимназии №24 и попросили автора анонимной публикации откликнуться для разъяснения. Оказалось, что информация не более чем «вброс».

— Да, такие случаи имеют место, — поясняет директор ООО «Торговый дом СПП» Сергей Кондрев. – Наши технологи всегда выезжают на место, мы проводим проверку таких «вбросов» в социальных сетях. Информация эта не подтвердилась, ничего подобного в школе не было и близко. Более того, я лично видел представленную фотографию, и невооруженным глазом можно заметить, что она не имеет к нашей организации никакого отношения: мы закупаем для школ совсем другую посуду, она у нас просто белая без всяких рисунков. Здесь же на тарелке было яркое изображение колобка. Я так понимаю, что эта фотография не только не имеет никакого отношения к гимназии, но и к Ульяновску в принципе. Бывает, что одна и та же фотография «кочует» из города в город, специально рассылается, чтобы навести какого-то безосновательного шума.

— Я также хочу напомнить всем, что продукция для детей проходит пятиступенчатый контроль качества, закупается у местных поставщиков, рыба проходит сертификацию, и никто бы такую «червивую» рыбу не допустил, — добавил Сергей Кондрев.

Интернет и социальные сети, как один из его мощнейших инструментов влияния, к сожалению, способны не только позволять людям говорить о проблемах открыто, давать им входить в «спасительную дверь», когда другие недоступны по той или иной причине. Они также стали способом активных манипуляций с сознанием пользователей сети вне зависимости от их возраста или уровня образования. Единственной защитой от информационных фейков становится медиаграмотность, а слабостью – дезориентация между фактами и фактоидами.

— Во все времена были так называемые газетные утки, — объясняет медицинский психолог ГУЗ «Городская клиническая больница №1» Людмила Шеймухова, — но ранее в них мы могли распознать шутку и понять умысел. Теперь крайне сложно бывает отличить их от выдумки, да и создаются они специально для этого. Наиболее широкий охват можно получить, взявшись за тему, которая людей действительно волнует, особенно когда тому предшествовал серьезный реальный инфоповод. Кто-то мог никогда и не интересоваться этой темой, но после начинает более тревожно относиться к таким сообщениям. Ложные искусственно созданные публикации обычно отличаются обилием эмоций и пренебрежением какими-либо фактами. Это ложится на болевые точки людей, вызывая ажиотаж. В такие моменты эмоции берут верх над разумом, и тому, кого это задевает крайне сложно переключиться на рациональное мышление.

— Особенно люди верят в качественно подготовленные фейки, — говорит медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова. – Что это значит? Часто фейки вбрасываются специально, поэтому их долго готовят и тестируют заранее. Помните, во время трагедии в Кемерово в мессенджерах распространялось аудиосообщение, где женщина рассказывает о количестве жертв? Эксперты позже установили, что ролик готовили профессионалы, которые хорошо разбираются в воздействии на психику. У людей нет привычки сомневаться. Часто пользователи рассуждают так: «Если написано, значит, правда». Чтобы разрушить этот тезис, нужно работать над своей медиаграмотностью и учиться сомневаться.

В целом, касательно проверки информации «на вшивость» есть три главных правила: не верить, вооружаться знаниями и спрашивать. Специалисты в области фактчекинга настаивают на необходимости развивать свое критическое мышление. Никогда не стоит поддаваться ежесекундному импульсу. Рассмотрите, изучите все тщательно. В любой резонансной ситуации всегда есть те, кого можно спросить, куда позвонить и уточнить. Ищите ответы в официальных источниках и умейте ждать, ведь фейки долго живут и обрастают новыми домыслами благодаря нам же самим. Не спешите рассылать увиденное в сети всем своим друзьям и знакомым, лишь раздувая этот информационный пузырь. Не бойтесь спрашивать и больше сомневайтесь.