Оплату проезда в общественном транспорте власти все упорнее пытаются перевести в безналичную форму — банковскими картами. Таким образом они подгоняют банкам новую клиентуру, выступая, по сути, их торговыми агентами.

В некоторых российских городах объявляют чуть ли не о полной отмене наличных денег в расчетах за проезд, что, на мой взгляд, выглядит уже как уголовщина. Часть 2 статьи 74 Конституции России провозглашает, что «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». А частью 1 статьи 75 устанавливается, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль». Из смысла этих двух статей следует, что никто не может чинить препятствий для свободного хождения рубля. Никто на территории Российской Федерации не вправе отказать в приеме рубля в качестве платы за что-либо. В том числе за проезд хоть в частном, хоть в общественном транспорте. И никто не вправе вводить какие-либо технические или процедурные новшества, усложняющие платежи граждан наличными деньгами и принуждающие их к переходу на какие-то иные формы расчетов.

А то, что делается, это именно принуждение. И на первом месте тут разница в стоимости проезда. Для тех, кто расплачивается картой, она ниже, чем для пассажиров, которые платят наличными. Так, например, в ульяновском трамвае. И это — безобразие. Это — дискриминация, поскольку нагрузка для трамвая по перевозке пассажира одна и та же, что для тех, кто платит картой, что для отдающих живые, что называется, деньги. То есть затраты перевозчика не зависят от формы оплаты. И это дискриминация не только пассажиров с наличными деньгами, но и самих этих денег, российской национальной валюты, по отношению к которой демонстрируется явное пренебрежение. Помимо того, что попираются упомянутые выше статьи Конституции России.

Но для чего все это делается? Официально называются разные причины. Совершенствование администрирования в общественном транспорте, более удобный мониторинг пассажиропотока и оптимизация маршрутов, повышение качества учета финансовых средств и проч. Однако до всего этого нет и не должно быть никакого дела конкретному человеку, которому нужно доехать на конкретном виде транспорта, по конкретному маршруту, из пункта А в пункт Б. У него только эта задача, и переплачивать за то, что кто-то затруднится с учетом его поездки, поскольку он оплатит ее наличными рублями, он не обязан.

Впрочем, я считаю, что все эти официальные причины — лишь для отвода глаз. Основная же и главная состоит в работе на банковскую систему, стремящуюся всех поголовно посадить на карты, за обслуживание которых кредитные организации получают комиссионные. Купил человек пакет молока, расплатился картой — банку и с этой операции идут сливки. Проехал гражданин из пункта А в пункт Б — банку капает процент. В общем, прибыль буквально из воздуха. Вот для нее чиновничество и насилует граждан, заставляя их повышенным тарифом на проезд сдаваться банкам и в дальнейшем их кормить. И подставляя, кстати говоря, людей под руки мошенников, все чаще обчищающих эти банковские карты. Особенно принадлежащие людям пожилым. И на мой взгляд, правоохранительным органам следовало бы дать этому совместному чиновничье-банковскому бизнесу по рукам, запретив вздергивать тариф на проезд для пассажиров, оплачивающих его наличными деньгами, и дискредитацию российских денежных знаков. Пусть кто хочет — платит картой, другие — наличкой, но по одной цене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.