Известно, что Дом-музей В.И.Ленина открыт 7 ноября 1929 года. Год назад на странице группы был материал, посвященный этой дате. Менее известный факт, что в знакомом всем доме на Московской улице шестью годами раньше открылся Историко-революционный музей имени В.И.Ленина.

«Домик этот после отъезда Ульяновых из Симбирска переходил из рук в руки, перестраивался новыми владельцами и значительно изменил свой первоначальный облик. Уничтожены обширные антресоли, где жили старшие дети. Снят балкон. Перенесено на другую сторону по фасаду крыльцо. Застроен службами сад. Но внутреннее устройство дома осталось прежним. На чердаке сохранились остатки стен мезонина с оконными косяками, со следами старых обоев…» («Правда», 21.04.1928)

«Чем объяснить, что дом с самого начала революции не был национализирован? После Октябрьской революции до начала 1923 года мысль о доме хотя и возникала, но ввиду переживаемых событий: гражданская война, … голодный 1921 год – осуществиться не могла…» («Пролетарский путь», 6.11.1929)

К 7 ноября 1918 г. на доме Ульяновых была установлена первая мемориальная доска, но из-за явной ошибки в тексте она провисела недолго. В марте 1923 г. на фасаде была установлена доска, изготовленная художником В.В.Воробьевым – деревянная и покрытая красной краской. Короткая надпись сообщала: «Здесь жил В.И.Ульянов-Ленин».

В 1920 г. учрежден Истпарт – комиссия по сбору и изучению материалов об истории Октябрьской революции и партии. 15 декабря 1922 года Симбирское бюро Истпарта возглавил 23-летний В.Н.Алексеев. Несмотря на молодость, Владимир Николаевич имел большой опыт общественной и журналистской работы. В Симбирске он был секретарем журнала «Коммунист», редактором губернской газеты «Заря» и ряда других изданий, зав. отделом печати губкома, руководителем РОСТа, председателем Авиахима и т.д.

К 25-летию РСДРП (1 марта 1923 г.) истпартотдел издал сборник «Красная летопись» об истории революционного движения в губернии, организовал выставку. Эта выставка, как писал Алексеев, породила мысль о создании музея и послужила его основой. 28 февраля 1923 г. на основе докладной записки В.Н.Алексеева принято постановление губкома «О создании музея по истории партии». В нем говорилось: «Музей устроить в доме на Московской улице… Предложить президиуму губисполкома вопрос о национализации этого дома».

29 марта 1923 г. губисполком направил письмо в Наркомат вн. дел: «…В Симбирске назрела насущная необходимость в создании губернского музея по истории революции и Партии и в придании ему названия «Имени тов. Ленина»… Единственно подходящим для музея зданием является… дом, где Владимир Ильич провел часть своих юношеских лет.
Дом этот, расположенный в Симбирске по улице Ленина (Московской), частновладельческий, что и служит главным тормозом к скорейшему открытию музея. … Симбирский Губисполком находит, что национализировать его необходимо теперь же, чтобы в дальнейшем не только превратить в один из культурных центров губернии, но и предохранить от разрушения, что грозит дому при нахождении в частном владении…»

В июле 1923 г. Совнарком принял решение «О национализации частновладельческого дома в Симбирске, в коем тов. Ленин провел часть своей жизни». Впрочем, Симбирский горкоммунотдел еще в апреле постановил дом № 48 по Московской улице «передать в полное распоряжение РКП в лице Истпарта». Бывшие жильцы без крыши над головой не остались – им были предложены на выбор другие квартиры в городе.

С самого начала организаторы музея широко освещали свою работу и рассчитывали на помощь населения. 20 апреля 1923 г. «Пролетарский путь» публикует короткое сообщение: «В ближайшее время в Симбирске открывается музей Истпарта имени В.И.Ленина. В музее будут собраны документальные материалы по истории революционного движения в губернии, … документы о В.И.Ленине…» Далее – просьба к жителям Симбирской губернии помочь в сборе материалов для музея.

10 мая 1923 г. в газете напечатана статья В.Н.Алексеева «К открытию музея»: «В скором времени в Симбирске открывается музей по истории революции и партии. … Несмотря на обилие исторических документов, многое и многое в музее будет отсутствовать, если организаторам музея не пойдет навстречу само население. … Масса исторических документов – фотографий, листовок и брошюр – хранится в частных руках. Все эти материалы должны быть сосредоточены в музее. Чем отзывчивее будет население, тем шире и полнее можно будет развернуть отделы музея…»

Не только в экспонатах нуждался новый музей. В мае 1923 г. распространялся подписной лист: «Губернский комитет, приступая к оборудованию Историко-революционного музея имени тов. Ленина, обращается ко всем партийным товарищам с просьбой прийти на помощь Истпарту в оборудовании необходимым инвентарем здания Музея. … Каждый лишний стол или стул найдет применение в стенах Музея…». Ряд организаций откликнулись на призыв, пожертвовав мебель или деньги.

Одновременно велась работа по выявлению документов в архивах, сбору воспоминаний старожилов, была налажена связь с другими городами. Поднимался вопрос о восстановлении первоначального вида дома, но денег удалось найти только на ремонт. По мере накопления материалов велась их систематизация. Почти весь этот огромный труд выпал на долю В.Н.Алексеева. Из отчетов за 1923 год: «Главным тормозом в работе Истпарта является отсутствие работников, работу в архивах приходится вести одному товарищу… Единственному работнику Истпарта приходилось больше околачивать пороги учреждений в поисках пожертвований и собирании мебели для Музея… Большой тормоз в работе – отсутствие средств и какой-либо поддержки со стороны советских и партийных органов…»

Вскоре у Владимира Николаевича появилась помощница. Анна Яновна Чебард – латышка, в годы гражданской войны эвакуировалась в Симбирск. Здесь работала на патронном заводе, окончила совпартшколу и в июле 1923 г. назначена сотрудником бюро Истпарта. «Вместе с тов. Алексеевым идем по Московской улице. … Дом только что отремонтировали, но он был совершенно пустым, лишь одну из комнат занимали груды привезенных архивных материалов. Тов. Алексеев рассказал, что в доме уже восстановлено такое же расположение комнат, какое было при жизни семьи Ульяновых, но двор тогда выглядел совершенно иначе…», – писала Анна Яновна. По ее воспоминаниям уже летом 1923 г., задолго до официального открытия, в трех комнатах на столах были разложены экспонаты, и в музей потянулся поток людей.

10 декабря 1923 года «незаметно, без торжественной обстановки открылся историко-революционный музей, скромно приютившись в конце Московской улицы, в том самом доме, где В.И.Ленин провел детство» (В.Н.Алексеев). «Пролетарский путь» накануне напечатал короткое извещение истпартотдела: «10 декабря открывается историко-революционный музей имени В.И.Ленина. Музей будет открыт ежедневно с 12 до 2 дня и с 6 до 8 вечера. В музее представлены исторические документы о революционном движении в губернии, по истории РКП(б) и т.д.». Жители города называли музей просто: «Дом Ильича».

Заведующим музеем был назначен В.Н.Алексеев. А.Я.Чебард стала в нем первым экскурсоводом. Эту работу они выполняли по совместительству, помимо своих основных обязанностей. В 1924 г. Анна Яновна уехала из Симбирска. Окончив университет, работала на Дальнем Востоке и в других районах страны.

В.Н.Алексеев: «Что из себя представлял музей первое время, конечно, говорить не стоит. Это было бессистемное, очень скудное собрание разрозненных номеров центральных и местных газет, несколько прокламаций, много дел жандармского архива, 30-40 фотографий, плакаты – вот, пожалуй, и все»

А.Я.Чебард: «Нас было три человека: заведующий музеем, я и сторож-старичок, который жил там же. Мне приходилось выполнять поручения по хозяйственно-организационным вопросам, изучать архивные материалы, быть экскурсоводом. … Уже в первые дни открытия музея приходило много посетителей: рабочие, учащаяся молодежь, крестьяне из ближних и дальних деревень. После осмотра экспозиции нас часто просили показать весь дом, рассказать, как сейчас чувствует себя Владимир Ильич, улучшается ли его здоровье?..»

Особенно людно было здесь в дни траура 1924 года. 27 января, в день похорон Ленина, траурное шествие направилось от городского театра к Московской улице. «Десятки знамен развеваются в воздухе. Шествие подходит к дому. У входа красное знамя «Ильич умер». Играют два оркестра…». «Народ идет сплошной массой в течение двух часов. Многотысячные толпы внимательно осматривают домик Ильича – колыбель революции… Каждый стремится попасть внутрь домика, побывать в стенах, где жил и думал вождь мирового пролетариата… У парадной двери давка, сдерживаемая красноармейцами…». «В 5 часов вечера открываются двери для посетителей. Заведующий музеем т. Алексеев сделал распоряжение пускать сразу не более 40 человек. Контингент посетителей чрезвычайно разнообразный. Тут весь Губисполком, много учащихся, красноармейцы, женщины, ребята…» («Пролетарский путь». 30-31.01.1924).

Поначалу в музее было 3 отдела, а число экспонатов не превышало 500. К 1927 году музей имел 5 отделов с 2500 экспонатами, обширную библиотеку и архив. Большая часть материалов не была выставлена из-за нехватки места.
В отделе с материалами о жизни В.И.Ленина были представлены альбом воспоминаний знакомых семьи Ульяновых и сверстников В.Ульянова; фотографии и т.д. В отделах истории революционного движения, революции 1905 года и истории РКП(б) экспонировались листовки, прокламации, фотографии, материалы жандармского архива и др. Отдел Октябрьской революции представлял губернскую печать 1917 года и галерею участников установления Советской власти. В бывшей комнате В.Ульянова размещалась библиотека. Посетителей привлекали живописные полотна, изображавшие казнь еретика Якова Ярова, провозглашение Советской власти в Симбирске, убийство мятежного главкома Муравьева. Полагаю, что это были картины ульяновского художника А.Н.Грошева. Некоторые сохранились до наших дней лишь в фотокопиях, другие утрачены.

Кроме показа основной экспозиции музей регулярно проводил выставки: «Жизнь и деятельность В.И.Ленина», «Революция 1905 года», «Гражданская война в Поволжье» и др. В 1925 г. издана книга В.Алексеева и А.Швера «Семья Ульяновых в Симбирске», в 1926 – «На родине Ленина» В.Алексеева и др.

Центральная «Правда» писала 21 апреля 1928 года: «Музей революции в Ульяновске охотно посещается проезжающими по Волге экскурсантами. За последний год в музее побывало свыше 17.000 посетителей. Как показывают записи в книге посетителей, большинство экскурсантов направляются сюда с намерением видеть сам дом и ту обстановку, в которой протекало детство Ленина.
– С каким волнением, – записывает один из экскурсантов, – смотрел я на эту дверную ручку, за которую брался детской рукой наш Ильич.
Все это привело руководителей музея к мысли о необходимости создания здесь мемориального дома, воспроизводящего бытовую обстановку семьи Ульяновых…»

Уже в начале 1925 г. В.Н.Алексеев бил тревогу: «Большим затруднением является отсутствие средств на оборудование, из-за чего много материалов лежит под спудом…, а главное – на ремонт, что грозит окончательным разрушением пришедшего в ветхость здания» (журнал «Пролетарская революция», 1925, № 1)
Вопрос сохранности дома Ульяновых рассматривал XIV губернский съезд Советов 5 апреля 1925 г., постановивший «считать одной из основных форм увековечения памяти В.И.Ленина сохранение дома и полную его реставрацию». Планировалось даже соорудить над зданием «футляр». Но центр денег не выделил, а местных средств хватило только на ремонт, проведенный в 1926 г. Тогда же А.А.Пластовым изготовлена новая мемориальная доска, установленная в 1927 году.

Наконец, после изучения вопроса в Институте Ленина, Главнауке, комиссии ЦИК и др., в начале 1928 г. было решено преобразовать Музей истории революции в бытовой музей семьи Ульяновых. 3 марта создана реставрационная комиссия во главе с В.Н.Алексеевым. В нее вошли директора ульяновских музеев П.Я.Гречкин и А.Н.Остроградский, инженеры Ф.Е.Вольсов и И.П.Суханов, В.В.Кашкадамова, Д.И.Архангельский и др. Почетным членом комиссии стала А.И.Ульянова-Елизарова. Вскоре Алексеев был переведен в Воронеж, и комиссию возглавил А.Т.Дворцов, ставший первым директором Дома-музея В.И.Ленина.

В августе из Москвы приехал представитель Главнауки архитектор Д.П.Сухов. «Профессор Сухов – известный специалист, под руководством которого проходит реставрация Кремля. План реставрации признан им вполне целесообразным» («Пролетарский путь», 8.08.1928). Реставрационные работы, начавшиеся 16 августа, проходили под руководством Д.П.Сухова и Ф.Е.Вольсова. Тогда же историко-революционный музей был закрыт.

Более года продолжалась тщательная работа по реставрации дома и воссозданию внутренней обстановки. Ее ход широко освещался в местной печати. 7 ноября 1929 года Дом-музей В.И.Ленина был открыт для посетителей. Детальное воссоздание интерьеров, пополнение фондов музея велось еще много лет и продолжается поныне.

Работа, проведенная сотрудниками Историко-революционного музея в 1923-1928 гг., не пропала бесследно. Материалы, относящиеся к жизни и деятельности В.И.Ленина, вошли в фонды Дома-музея. Остальные экспонаты были переданы в Ульяновский окружной музей (с 1932 г. Краеведческий). Н.Н.Беркутов писал в книге «Музеи Средне-Волжской области» (1929): «Дом В.И.Ленина в настоящее время реставрируется, в силу чего помещавшийся в нем музей революции перенесен в зал № 2 окружного музея. … Из экспонатов отделения революции привлекают внимание портреты семьи Ульяновых, архивный материал и уголок Восточного фронта гражданской войны. Здесь же имеется коллекция денег, имевших хождение в Ульяновской губ. в период гражданской войны»

Трагично (но и предсказуемо) сложилась судьба директора Музея революции Владимира Николаевича Алексеева. В 1928 г. по приглашению бывшего секретаря Симбирского губкома И.Варейкиса он переехал в Воронеж, где работал заведующим истпартотделом. В 1935-м, вслед за Варейкисом, Алексеев переведен в Волгоград. Здесь в сентябре 1937 г. он был арестован. Одним из пунктов обвинения стало участие в «антипартийной троцкистской организации в Ульяновске» в 1923-1924 гг., наряду с А.В.Швером, Г.Д.Каучуковским и др. 15 января 1938 г. В.Н.Алексеев приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Спустя полгода та же участь постигла И.М.Варейкиса. А всякое упоминание о существовавшем в Симбирске-Ульяновске в 1923-1928 гг. Музее революции долгие годы было под запретом.

Источники:
1. В.Н.Алексеев «Музей революции» («Наш город», справочная книга об Ульяновске, 1927)
2. Публикации газет «Правда» (21.04.1928), «Пролетарский путь» (1923-1929); исторического журнала Истпарта «Пролетарская революция» (1923-1925) и др.
3. Материалы ГАНИ УО
4. «История Дома-музея В.И.Ленина в документах и фактах» («Вестник Музея-мемориала В.И.Ленина», вып.5, 2004)
5. В.И.Радаев «В.Н.Алексеев – первый директор историко-революционного музея им. В.И.Ленина» («Вестник Музея-мемориала В.И.Ленина», вып.6, 2004) и др.


Московская улица и дом Ульяновых (до реставрации)
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.


В.В.Воробьев. Дом на Московской улице, в котором жила семья Ульяновых.
Вверху: Фасад. Начало 1920-х годов.
Внизу: Вид со двора. 1919 год.
УОКМ


Дом Ульяновых на Московской улице (до реставрации). Фасад с мемориальной доской работы В.В.Воробьева.
Вверху: В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.
Внизу: «Пролетарский путь», 29 января 1924 года. Про место рождения – было такое мнение.


Дом Ульяновых на Московской улице (до реставрации). Вид со двора.
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.


Слева: Дом Ульяновых на Московской улице (до реставрации).
Справа: Одна из комнат Историко-революционного музея в доме Ульяновых.
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.


Слева: Владимир Николаевич Алексеев, директор Историко-революционного музея имени В.И.Ленина в 1923-1928 гг.
Справа: Анна Яновна Чебард, первый экскурсовод Историко-революционного музея в 1923-1924 гг.
Дом-музей В.И.Ленина


Митинг у дома Ульяновых в день Парижской коммуны 18 марта 1923 года.
Дом-музей В.И.Ленина
«…Демонстранты сплошной лентой двигаются вниз по Московской улице к дому, где жил Ленин. … Улица запружена – много знамен. … «Этому маленькому убогому домику суждено стать историческим домом, – говорит т. Васильков [зав. губоно], – …отныне в этом домике будет культурный очаг – музей истории революции нашего края». Слова «Да здравствует Ильич» покрываются громким «ура».
«Пролетарский путь» от 20 марта 1923 года
Будьте первым, кто оставит


Работницы завода им. Володарского возле Историко-революционного музея – дома Ульяновых на Московской улице. Февраль 1924 года.
ГАНИ УО. Фонд 5968, оп.1, д.237, л.1


Работницы завода им. Володарского в Историко-революционном музее – доме Ульяновых на Московской улице. Февраль 1924 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.238, л.1


Празднование Международного юношеского дня 7 сентября 1924 г. и Международной детской недели.
Пионеры у дома Ульяновых на Московской улице – Историко-революционного музея имени В.И.Ленина.
ГАНИ УО. Ф.162, оп.2, д.2010, л.4