Бесконечные суды с чиновниками, вплоть до Верховного, и требования заплатить несколько сотен тысяч рублей мошенникам — с этим пришлось столкнуться женщине, решивший оформить в Ульяновске землю, выделенную ее родителям больше 15 лет назад. На ульяновском примере разбираемся, как сращиваются чиновники и криминал и почему простому гражданину оказывается так невероятно сложно получить в собственность государственную землю.

Наша героиня, Дина Жэмилевна Пих — педагог, многодетная мама из Нового Уренгоя. Уже несколько лет она мечтает построить свой дом в Ульяновске, рядом с пожилыми родителями. Земля для этого есть. В 1992 году Луговской сельсовет выделил семье 15 соток в поселке Пригородный. Сейчас это пригород Ульяновска.

«Участок этот был на территории свалки. Родители его расчистили, сделали огород, обрабатывали», – рассказывает Дина Жэмилевна. Позже родители построили на участке дом. Землю оформили, но не всю — только шесть соток из 15. Впрочем, никаких вопросов по оставшимся соткам тогда не было — все вокруг знали, кому они принадлежат. Поэтому, собираясь переезжать с севера в Ульяновск, учитель точно знала, где будет жить ее большая семья — в новом доме в Пригородном, рядом с домом ее пожилых родителей. И, конечно, она даже представить себе не могла, сколько сил и нервов придется потратить на воплощение этого желания. И с каким безразличием и даже противодействием ей придется столкнуться, обратившись за помощью к чиновникам.

В 2016 году, когда учитель собралась переезжать в Ульяновск, она отмежевала участок, согласовала его границы с соседями и обратилась за его оформлением. Но получила отказ с указанием, что право на землю она может получить только через торги. Впрочем, даже на торги выйти было нельзя. По Правилам землепользования и застройки Ульяновска, земля оказалась в санитарной зоне. Правда, сельхозпредприятия, вокруг которого когда-то давно была обозначена эта зона, давно уже не было. Более того, региональное управление Роспотребнадзора подтвердило, что никакой санитарной зоны там нет и не может быть.

Но ни городское управление архитектуры, ни региональный департамент госимущества это не смутило. Не помогла и справка из Роспотребнадзора. Сославшись на ПЗЗ, областные чиновники оформили отказ в предоставлении участка.

Пришлось педагогу заручиться помощью специалистов. За поддержкой Дина Жэмилевна обратилась в юридическое агентство «Кучембаев и парnнеры». Юристы пошли в суд, чтобы оспорить отказ департамента госимущества. Представитель Гордумы Ульяновска, которая была ответчиком в суде, так как она принимала ПЗЗ, правоту истицы признал, суд встал на ее сторону.

Но департамент госимущества под руководством господина Сергея Мишина и горархитектура, вместо того чтобы также согласиться с судом, начали судебные тяжбы. В противостоянии с ними женщине пришлось дойти до Верховного суда РФ. Суд ее правоту подтвердил.

На противодействие женщине в судах чиновники потратили год. Как выяснилось позже, это было лишь началом долгой бюрократической волокиты.

14 августа 2017 года господин Мишин письмом сообщил Дине Жэмилевне, что 15 августа будет объявлен аукцион на право аренды интересующего ее земельного участка. Но рано радовались: аукцион объявлен не был, новостей от чиновников больше не поступало.

Появились они только в январе 2018 года. Педагогу объяснили, что до аукциона нужно пройти еще долгую процедуру: поставить участок на кадастр, оценить размер арендной платы, получить техусловия для подсоединения к инженерным сетям. Почему тогда чиновники обещали аукцион вскоре после суда? Может, и сами не знали законного порядка оформления земли?

И снова — тишина. На полгода, потому что деньги на оформление участка госимущество смогло изыскать только летом 2018-го.

Но и на этом, как выяснилось, бурная работа чиновников над участком не закончилось. Для того, чтобы выставить его на аукцион, горадминистрации нужно было провести публичные слушания. Организовать их город смог только в начале 2019 года.

После этого, казалось бы, проводить торги уже ничего не мешало. Они и состоялись, но, как водится, не раньше, чем через полгода – только в августе 2019 года.

Таким образом, для проведения элементарной процедуры — выставления участка на торги – чиновникам понадобилось три с половиной года.

Но не для Дины Жэмилевны, как выяснилось перед аукционом, чиновники старались с оформлением земли. «Перед торгами приехали трое на «BMV», – рассказывает она. – Сказали, что они тоже заявители на торгах. Предложили 150 тысяч, чтобы они не участвовали. Я отказалась. Тогда, говорят, вы нам заплатите за отказ. Я в шоке была. В 2019 году рэкет среди бела дня!»

После отказа отдавать 150 тысяч рублей сумма требований выросла. С многодетной семьи начали вымогать уже 250 тысяч. Для убедительности мужчины сообщили, что задерут цену земли на аукционе до 700 тысяч рублей, то есть в десять раз по сравнению с начальной стоимостью ее аренды.

Вымогатели довели угрозами женщину до слез, велели ей думать и уехали. Вернулись через полчаса на другой машине и сообщили, что смилостивились — согласны на 150 тысяч, которые женщина должна будет им отдать после победы на торгах. Предложение это делалось в присутствии свидетелей — родственников Дины Жэмилевны.

За день до торгов женщина обратилась в полицию. Торги удалось выиграть, вымогатели не заявились на участие. Однако, сразу после торгов «предприимчивые граждане» заявили о своих требованиях вновь. Они подошли к педагогу с ее юристом и напомнили о своем интересе. Услышав отказ, заявили, что оспорят результаты аукциона через суд.

Больше вымогатели не появлялись. Следователь из полиции позвонил женщине дней через 10, уточнил, нормально ли прошли торги. На этом работа полиции с заявителем закончилось.

Информации о работе по ее заявлению, о начале уголовного дела или отказе от него Дина Жэмилевна из полиции до сих пор не получала. Между тем, очевидно, что речь идет о системных действиях вымогателей. Так, явившись к педагогу, они не смущались. Двое из вымогателей назвали свои фамилии — Анисимов и Слепухин. Их имена педагог обнаружила среди других заявителей на ее участок. Эти же люди якобы претендовали на другой участок, выставлявшийся на этом же аукционе, но находящийся в совсем другом месте. Более того, в разговоре перед торгами претендент на другой участок признался, что у него возникли подобные проблемы. А эти фамилии, как и несколько других, регулярно появляются в числе заявителей и на разные участки. Значит, вымогатели продолжают требовать деньги с тех, кто хочет оформить землю.

Возможно, что преступная схема работает не без помощи кого-то из организаторов торгов. Уж очень легко вымогатели получают контакты заявителей на участке. Хотя, по закону, это закрытая информация.

Но вернемся на землю. Ее Дина Жэмилевна наконец получила в аренду. Для начала строительства осталось только оформить разрешительные документы в горадминистрации.

Казалось бы, по сравнению с почти четырьмя годами волокиты это уж будет делом простым. Но городские чиновники заявили, что участок для строительства не предназначен, потому что, согласно Генплану, находится в зеленой зоне. Почему тогда эти же чиновники проводили публичные слушания по выставлению участок на торги для индивидуального строительства пояснить никто не может.

Но это еще не все. К ноябрю 2019 года Гордума приняла новые ПЗЗ Ульяновска. Открыв их, юристы обнаружили, что в Пригородном вновь нарисована санитарная зона, признанная Верховным судом незаконной. Возможно, игнорирование решения Верховного суда совершенно чиновниками умышленно.

«Когда я начала оформлять участок, не ожидала, что на моем пути будут три года судебных разбирательств, чиновничьего беспредела, затягивания сроков. Получается, если у человека нет возможности нанять юриста, чтобы пинать чиновников, он ничего не добьется, – говорит Дина Жэмилевна. – Больше всего меня возмутило то, что чиновники судятся с нами до победного конца, пришлось дойти до Верховного суда. Получается, ни районный, ни областной суды им не указ. Чем они могут обосновать эти тяжбы, мне непонятно».

«По данным Росреестра, граждане владеют только 6,9 процента земли в России. На этом примере видно, насколько сложно обычному гражданину оформить земельный участок. Бюрократическая машина нацелена не помогать ему, а препятствовать и затягивать сроки, – отмечает юрист Алмаз Кучембаев, представляющий интересы Дины Пих все это время. – И мы видим, кому это удобно — не порядочным жителям, а криминалу, который годами сосуществует рядом с чиновничьим аппаратом».

Комментировать материал могут только авторизованные пользователи