10 многоэтажек группы компаний “Запад” в Ульяновске официально признаны проблемными. На очереди еще несколько. Что мешает группе компании выполнять свои обязательства перед дольщиками и как вернуть доверенные ей деньги, пока проблем у нее не стало больше?

Подкупили детсадом, подвели с квартирой

Жительница Ульяновска, самостоятельно воспитывающая сына, пытается расторгнуть договор долевого участия с ООО “Строительный заказчик “Центральный”. ООО входит в группу компаний “Запад”. Создано оно было для строительства квартала “Центральный” на краю нового города.

Дольщица заключила договор с застройщиком в 2018 году, выбрав для своей небольшой семьи квартиру в 11-этажке под 20-м номером в новом квартале. Ожидания от покупки были самые радостные, вспоминает она теперь. Женщина рассчитывала, что после сдачи дома ее сынишка пойдет в новый детский сад, находящийся позади дома. А потом и в новую школу, строящуюся специально для микрорайона. Гулять тоже будет где – в 300 метрах от дома находится парк “Прибрежный”, за ним – Волга.

Въехать в новую квартиру мама с сыном должны были уже в начале 2020 года. По договору, передать жилье дольщикам “Центральный” обещал 15 января. Уже весной ребенок должен был получить путевку и отправиться в детский сад у дома – исходя из сроков строительства, женщина на место в нем оформила заявку.

Но, констатирует дольщица, из-за недобросовестного поведения застройщика ей придется каждое утро возить маленького ребенка в сад через несколько остановок из квартиры, в которой они пока вынуждены жить с ее родителями. Своего нового жилья женщина так и не увидела. Более того, она его вряд ли сможет увидеть, как минимум, в ближайшие месяцы.

Несмотря на то, что срок окончания строительства в договоре обозначен 30 декабря 2019 года, на месте 20-го дома в квартале “Центральный” уложен лишь фундамент. Причем лежит он так уже несколько месяцев. И представители “Запада”, судя по информации дольщицы, все это время прекрасно знали, что стройка скоро не возобновится. Так, еще в начале июня женщина обращалась на “горячую линию” компании с вопросом, как же дом будет сдан в срок, если работы на площадке не ведутся. Представитель компании на это ответил, что дольщица вскоре получит уведомление о переносе срока окончания строительства, так и не сообщив, когда же стройка возобновится.

В сентябре уведомление и вправду пришло. Оказалось, что срок сдачи дома перенесли на полгода. Но и этот срок нереален. По проектной документации, 11-этажку надо возводить два года. А работы на фундаменте так никто и не начал. Очевидно, отмечает дольщица, что сроки будут переноситься еще раз, а то и не один.

Юристы или юмористы?

Сейчас женщина при поддержке юридического агентства “Кучембаев и партнеры” судится с ООО “Запад”. Дольщица требует возврата 1,4 миллиона рублей, уплаченных за квартиру, выплаты почти 900 тысяч рублей потребительского штрафа, так как компания отказалась расторгать договор и возвращать деньги без суда. Также дольщица рассчитывает на получение 250 тысяч рублей в качестве процентов за пользование застройщиком чужими средствами, выплаты 90 тысяч рублей убытков, которые она понесла, оплачивая взятую на квартиру ипотеку, выплаты компенсации морального вреда в 20 тысяч рублей.

При этом у “Запада” была возможность не доводить дело до суда: до того, как начинать процесс, дольщица обратилась к застройщику с предложением предоставить ей равнозначную квартиру в уже построенном доме. Застройщик сообщил, что будет искать жилье, но так его и не нашел. Видимо, просто пытался тянуть время.

Ну, а в начавшемся на днях суде юристы “Запада” объяснили, почему задерживается строительство дома. Если вчитаться, то текст юристов можно посчитать шуткой над женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка и ждущей квартиру.
“Перенос сроков строительства дома является вынужденной мерой, обусловленной ввиду несвоевременной поставки материала поставщиками, ввиду изменением цен на строительные материалы, а также продажи многих квартир по Государственной программе ЖРС, а также обусловлен значительными финансовыми затратами на создание социальной инфраструктуры всего жилого комплекса. Низкие температуры в зимнее время повлияли на график производственных работ. Работы по строительству жилого дома являются трудоемкими, многозатратными и сложными, осуществлялись застройщиком с привлечением подрядных организаций, не исполнивших свои обязательства в срок. При разработке проекта проектной организацией принималось во внимание производство работ в две смены, но из-за необходимости соблюдения тишины в ночное время работа в две смены оказалась невозможной”.

Из объяснения получается, что дом строили и зимой, и днем, и подрядчиков несколько штук привлекали. Но мы-то знаем, что никаких работ на площадке, кроме укладки фундамента, выполнено не было. Выходит, если верить ответу, деньги дольщицы ушли на другие нужды застройщика – на затраты на социнфраструктуру, например?

Похоже, что в документах юристы, даже не попытавшись вникнуть в ситуацию, вставили типовую отговорку для суда, использующуюся для споров по другим домам. Выглядит это как подтверждение наплевательского отношения компании к дольщикам, которые отдали ей свои деньги. Спрашивается, сколько из денег дольщиков ушло за зарплату таким юристам?

Счет не в пользу дольщиков

Дольщиков, пострадавших от компании “Запад” уже немало. Большинство из них заплатили за квартиры в микрорайоне “Юго-Западный”. Там застройщик просрочил сдачу семи домов из 13 строящихся, вскоре проблемными могут оказаться еще четыре дома, которые должны быть сданы до конца 2019 года и в начале 2020-го. Кроме того, просрочены два дома от застройщика “Волжские кварталы” в Заволжье и один – в квартале “Центральный”. Сразу после начала 2020 года в список проблемных домов попадает и 20-й, квартиру в котором купила пошедшая в суд дольщица.

Понятно, что с таким количеством проблемных объектов “Запад” быстро справиться не сможет. Поэтому обращение в суд и взыскание с застройщика уплаченных по договору денег, а с ними еще и потребительского штрафа, и других выплат – хороший вариант выхода из нечестной по отношению к дольщикам игры, которую ведет застройщик. И чем раньше долги будут просужены, тем раньше дольщик сможет получить реальные деньги.

Впрочем, отмечает руководитель юридического агентства “Кучембаев и партнеры” Алмаз Кучембаев, застройщик, похоже, подготовился к большому количеству денежных претензий. Так, по данным юриста, только у застройщика “Центральный” есть более 30 счетов в разных банках. При этом свои счета застройщик называет специальными – предназначенными только для строительства. И, основываясь на этом, не дает приставам списывать с них средства на погашение долгов. Примером тому может служить решение Ленинского суда по делу №2а-4116/19. Когда судебные приставы списали деньги “Центрального” со счета в банке “Санкт-Петербург”, застройщик пошел в суд и потребовал отменить это списание. Суд встал на его сторону.

“Это решение сейчас обжалуется приставами”, – отмечает господин Кучембаев. – “Списание было сделано вполне законно. А вот к состоянию счетов застройщика есть немало вопросов. Так, по ФЗ 214, он имеет право открыть только один специальный счет на один строящийся дом. А не несколько десятков, как это было сделано. В любом случае, своим клиентам мы обеспечиваем выплату отсуженных у застройщика средств”.

Воду подали в долг

Приставам уже есть на что списывать деньги у “Запада”. Долгов за группой компаний значится немало.
Судя по судебным делам, проблемы начали возникать еще несколько лет назад. Но до недавних пор группа компаний удачно их скрывала вместо того, чтобы решать. Так, например, новые дома улице Игошина в Засвияжье еще в 2016 году компания незаконно подключала к сетям водоснабжения и канализации. Делалось это без оплаты “Ульяновскводоканалу” стоимости технологического подключения к сетям, которая составляет несколько миллионов рублей для одного. С 2018 года эти долги муниципальное предприятие начало требовать через суд. Суды встают на сторону “Водоканала”, обязывая “Запад” выплачивать городскому предприятию по 4-6 миллионов рублей за каждый дом. Но и этого компания не делает, заключая с “Ульяновскводоканалом” соглашения о выплатах долгов в рассрочку в течение нескольких лет.

Школа и детсад – за чужой счет

Тем временем в судах заканчиваются процессы, по которым группа компаний получает еще большие долги. Два года назад МБУ “Стройзаказчик” проводил аукционы по строительству детсадов, школ и дорог в районах застройка “Запада”. Выигрывало их ООО “СМУ “Строй-Прогресс”. Уже после выигрыша в договоры вносилось изменение – “Стройзаказчик” брал на себя обязательство выплачивать подрядчику аванс в 30 и более процентов стоимости контракта. Обнаружив эти выплаты, прокуратура посчитала их незаконными и пошла в суд.

Суды соглашаются с необоснованностью таких авансов, но требование прокуратуры о возврате денег в бюджет отвергают, ведь работы по ним уже выполнены. А вот выплату процентов за пользование чужими средствами назначают. Как, например, по школе в квартале “Центральный”. Процентов также набежало немало – по трем делам выплат получается около 16 миллионов рублей.

СМУ “Строй-прогресс” имеет непосредственное отношение к “Западу”. Руководит им Руслан Любошкин, в свое время, кстати, работавший начальником департамента в областном министерстве строительства. Создавал компанию в 2014 году Руслан Алимов, сын владельца “Запада” Наиля Алимова. Покинул господин Алимов-младший “Строй-Прогресс” только летом 2019 года.

Для волгоградцев строят без задержек

Тем временем господин Алимов-старший все чаще появляется в местных новостях, обещая дольщикам и губернатору, что его компания взятые на себя обязательства когда-нибудь выполнит.

Дружбу с крупнейшим застройщиком региона не так давно скрепил еще один известный ульяновский коммерсант – бывший топовый чиновник, владелец ГК “ДАРС” Дмитрий Рябов. Сейчас один из офисов “Запада” открыт в здании “ДАРСа” на улице Карла Либкнехта, 19а. А в 2018 году “ДАРС” присоединился к проекту “Запада” “Родниковая долина”. Вместе ульяновские компании строят жилой микрорайон в Волгограде. И в неродном регионе стройка у “Запада” идет без простоев и задержек.

Комментарии под постом могут оставлять только авторизованные пользователи.