Во вторник в гордуме Ульяновска с умеренным шумом прошли  публичные слушания по проекту изменений устава города: фракция «Единой России» предложила перейти от действующей смешанной избирательной системы к мажоритарной. На голосовании большинство участников одобрило проект, окончательное решение Гордума примет 31 января. Если депутаты проголосуют “за” (а сомневаться в этом не приходится), город “перенарежут” до 40 округов, средняя численность избирателей, соответственно, уменьшится плюс-минус с 16 тыс до 12 тысяч человек. Мы поговорили с экспертами и руководителями фракций политических партий в ЗСО о их оценке происходящих изменений.

Перед этим, 18 декабря Заксобрание региона внесло поправки в закон «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», которыми установлено, что муниципалитеты при избрании депутатов местных представительных органов могут использовать не только смешанную систему выборов, когда часть депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, а часть – по партийным спискам, но и чисто мажоритарную – когда все депутаты избираются по избирательным округам. Подобная система формирования местных представительных округов закреплена в уставах городов Кирова, Йошкар-Олы, Жигулёвска Самарской области, Кузнецка Пензенской области, Тулы, Вологды, Иркутска, Хабаровска и т.д.

Мы опросили экспертов и представителей политических партий о плюсах и минусах перехода на мажоритарную систему выборов.

Вадим АНДРЕЕВ, председатель Ульяновской городской избирательной комиссии:
– Для избирателей мажоритарная система имеет однозначно ряд плюсов. У нас есть несколько действующих округов с интенсивной застройкой – микрорайоны “Репино”, “Юго-Западный”, “Запад-2” – где количество избирателей составляет под 20 тысяч. Действующая схема округов принималась в связи с требованиями закона на 10 лет, действует до декабря 2024 года, изменить мы её сейчас не можем. Поэтому получается несправедливо, что в среднем в большинстве округов при старой “нарезке” на одного депутата приходится 15 тысяч избирателей, а в некоторых, в которых быстрая застройка, – 20 тысяч. Равенство нарушено. Если решение по мажоритарной системе состоится и будет 40 одномандатных округов, то количество избирателей в среднем составит 12,5 тысяч на округ, сейчас их около 15 тысяч. Чем меньше избирателей в округе, тем больше возможностей депутатам для контактов с населением. Ну и с точки зрения избирательной кампании это “пешая доступность” к депутату.

По процедуре отзыва депутата: при смешанной системе этот механизм применить нельзя, при мажоритарной такая юридическая возможность появится, другой вопрос, насколько это будет сложным. Попыток отзыва за прошлые созывы в Ульяновске не было.

У пропорциональной системы есть свои достоинства: это возможность взять узнаваемых и компетентных лиц, которых можно посадить в партийные сани, и тогда если  место достаточно проходное и прогнозируемое, то этому лицу нет необходимости общаться с избирателем. При мажоритарной системе “прокатить” могут любого.

Мое чисто субъективное мнение: для местных выборов более эффективно избирать конкретное лицо. Политики на местном уровне меньше, чем на региональном.

Павел РОМАНЕНКО, бывший мэр Ульяновска (из комментариев на Улпрессе):

– Сразу оговорюсь: являюсь сторонником «мажоритарки» — ибо партии, системные и бессистемные, себя за почти два десятилетия ничем не проявили, увы. Партийное строительство даже ведущей (условно) партии оказалось пшиком — нет ни идеологии, ни кадров, ни потенциала вести за собой общество, «народные массы» — одна эквилибристика в подходах, нацеленных только на то, чтобы протащить своих мобилизантов в представительные органы власти. Конъюнктурно на местных выборах «ведущей» Партии выгодна СЕГОДНЯ мажоритарная система, завтра будет выгодна другая система — и они развернут флюгер на 180 или 90 градусов, лишь бы ветер дул в паруса.

Не думаю, что надо другим партиям ломать копья в ристалище за места в Гордуме — один хрен, извините, погоду они там не сделают, т.к. и СР и ЛДПР, которые светятся в первых рядах подыграют ЕР. Тем более, «серый кардинал», как назвала его когда-то Марина Павловна(депутат ГД), и новоявленный лидер СР по всем признакам взял инициативу на себя — опять в первом(!) ряду, как и на слушаниях по «альтернативной котельной» и отжиму сквера-сада у 1-й школы! А значит успех этого безнадежного дела гарантирован губернатором, а не кем иным.

Да, кстати, а не желает ли ЕР вернуть в Ульяновской области ПРЯМЫЕ выборы мэров городов через изменения в областное законодательство — ФЗ это позволяет — и провести выборы в сентябре заодно и главы города. Если вы так уверены в своей победе. Тем более, “с колен уже поднялись” — можно идти и на Прямых ногах.

Председатель Общественной Палаты Дмитрий Ежов (взято из телеграм-канала “Ежу понятно”):
По переходу на мажоритарную систему выборов. Теперь все депутаты Гордумы будут выбираться только на своём округе. Последних станет больше, но они станут меньше (12 тыс избирателей). Это конструктивный шаг. Он минусует оппозицию, но дополнительно побуждает ее к дополнительным «кастингам» – сейчас кадрово КПРФ слаба. Посмотрим на последний «тест», довыборы по 16-му округу, прошедшие осенью. Один из наиболее ярких представителей оппозиции, бывший депутат ЗСО, способный работать «на земле» с дистанции в итоге фактически сошел. А теперь закрыть нужно 40 (!) округов. Людей нужно искать, людей нужно выращивать, а это работа.
У ЕР положение лучше, но тоже в этом плане есть серьезные проблемы. Я вижу не более 5-7 сильных работающих «гарантированных» депутатов. Остальных нужно добирать. Конечно, в депутатские ряды вольется «свежий» бизнес, но в каких пределах? Особенного стремления здесь в последнее время не заметно: это слабый лоббистский рычаг. Подозреваю, что придется приложить серьезные усилия.
Однако новая схема дает шанс гражданскому сообществу. Участки становятся меньше, все меньше в агитации роль денег, больше – личной активности и прямых контактов. Я заявлял ранее что мы будем готовить свою команду: опыт Гурова показал что все более чем реально. Это общее дело: город нуждается в изменениях, а не в набившей оскомину игре в политический пинг понг. Пока это не столько структура, сколько запрос и назревший естественный процесс, который Кучембаев, например, называет «третьей силой». Кто с нами в Думу? Но это серьезная работа. Пишите мне напрямую. Ждем новой нарезки округов.

Айрат ГИБАТДИНОВ (КПРФ), зампред Заксобрания, член комитета по бюджету и экономической политике:

– Я никаких плюсов в мажоритарной системе не вижу, считаю, что это сделано исключительно ввиду того, что “Единая Россия”, мягко говоря, непопулярна среди избирателей. Человек здравомыслящий никогда по своей воле не будет за нее голосовать. Эта система применяется для того, чтобы убрать партийную, политическую составляющую, как это было с депутатом Гордумы Князевым, который пошел самовыдвиженцем, а потом вошел в ЕР. Так и здесь кандидаты будут избегать своей политической принадлежности и вводить избирателей  в заблуждение. ЕР сейчас самостоятельно победить не сможет и единственный выход  – проделать такой трюк: спрятаться, обмануть.

Ну и про отзыв депутатов: ни одного случая не было и не будет, это практически нереально. Попробуй собери 50 процентов жителей округа.

Мы своих кандидатов будем выдвигать по каждому округу, есть по 2-3 кандидата на округ. Нам что миллион, что шесть миллионов избирательный фонд – у нас нет таких финансовых ресурсов. Наша программа, активисты и избиратели – вот наш ресурсы. Когда уменьшается число избирателей в округе, больше работает техническая, финансовая часть.

Дмитрий ГРАЧЕВ, депутат Заксобрания, председатель комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству, координатор  регионального отделения ЛДПР:

– И в ЗСО, и на публичных слушаниях я предложил сохранить смешанную систему выборов, так как считаю ее самой демократичной. Мажоритарная система – исключительная, которая исключает списки. Сейчас у нас 30 депутатов из 40 избираются по одномандатным округам, то есть превалирование округов здесь очевидно, и только десять – списочники. При смешанной системе нет никакого ущемления.

Из минусов мажоритарной системы. Во-первых, в случае выбытия депутата, избранного по одномандатному округу, назначаются довыборы, и по факту округ и избиратели на год остаются без депутата. Это большой срок,  проблемы округа не решаются. В случае же выбытия списочника его место занимает следующий. Также довыборы – это дополнительные бюджетные затраты, которые могли бы направить на социальные нужды.

Второй момент: все отсылаются плюсом к возврату процедуры отзыва депутата в случае признания его работы неудовлетворительной. Она уже была четыре созыва в Думе и ни разу ей никто не воспользовался. Для отзыва нужны голоса 50 процентов проживающих в округе, на выборы, в лучшем случае, ходят 20-25 процентов.  И на практике эта процедура абсолютно нерабочая, которая сейчас приводится как благая. Ни одного такого прецедента за почти 25-летнюю историю думы Ульяновска не было. Мертворожденный механизм. Основное при выборах – личные человеческие качества депутата, и не важно, как он избран.

Третий момент: считаю, что при мажоритарной системе в отношении  определенных кандидатов легко использовать административный и финансовый ресурсы. Крупным бизнесменам будет гораздо легче пройти – на городской округ избирательный фонд увеличили  до 3 млн рублей. В целом считаем, что это исключительно не принесет пользы, а пойдет во вред избирателям.

Василий ГВОЗДЕВ, первый зампред Заксобрания, секретарь регионального отделения партии “Единая Россия”, руководитель фракции:

– Для избирателей минусов в мажоритарной системе не вижу совершенно: округа становятся меньше, а депутатов-одномандатников, которых население будет избирать лично, а не партийно – больше. Работать на 11  тысяч и на 16 тысяч избирателей – большая разница, это 4-5 дворов из девятиэтажек. Такая нарезка позволит избирателю знать своего депутата в лицо. Процессы станут оперативнее, быстрее.

От “Единой России” мы будем на 80-90 процентов выставлять  кандидатами членов партии, членство в бюллетени спрятать будет нельзя. ЕР выдвинет  кандидатов по всем округам, мы будем стараться максимально победить. У нас уже подобраны сильные кандидаты, и не по одному на каждый округ. Традиционно а марте-апреле проведем праймериз, где любой партиец – а их у нас 22 тысячи -может заявиться на округ. Мы единственная партия, кто делает это публично.

Если же у самовыдвиженца, который пройдет в думу, или члена иной партии возникнет желание вступить в ЕР или сложить мандат КПРФ, “Справедливой России”,  ЛДПР – такого человека мы с удовольствием к себе примем. Выбрать партию – это не один раз на всю жизнь. Алексей Куринный, например, три раза менял партии. Такие вещи запретить нельзя, но как оценить таких бегунов с моральной точки зрения – другой вопрос.

Для кандидатов от партий переход на мажоритарную систему будет скорее в минус: когда идешь от партии, это позволяет не работать с избирателями, и списочники в этом случае автоматически становятся депутатами. Никакой ответственности перед избирателями у них нет. Теперь ситуация меняется: нужно ходить по дворам, подъездам, выслушивать правду от людей. Плюсом эта система идет коммуникативным, активным, говорящим депутатам, которые не боятся брать на себя конкретные обязательства, для тех, кто умеет и хочет учиться: одномандатнику нужно будет выучить и знать, что такое администрация, уметь налаживать контакты с должностными лицами для решения вопросов избирателей – ЖКХ, УК, управлением образования и тд.

Надеемся, что явка на выборы будет высокая, с учетом выступления президента и изменений на федеральном уровне.