В конце ноября 2019 года Управление образования Администрации города Ульяновска провело Постановление Администрации города Ульяновска «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.12.2014 № 7804». Депутат УГД Антон Антипов прислал нам разъясняющий текст о содержании принятого постановления. Цитируем пост депутата:

Суть утвержденного документа в том, что теперь организацию, которая должна обеспечивать детей питанием, будут выбирать сами родители. Так, в соответствии с пунктом 10.2 «комиссия определяет оператора питания из наличия заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся образовательной организации о намерениях заключить договор с одним из претендентов, допущенных к отбору в количестве не менее 51% от общего списочного состава обучающихся образовательной организации» (пунктуация и орфография сохранены).

При этом в пункте 4.2. прописаны очень жесткие требования, которые на сегодняшний день могут выполнить только всем известные две организации. Фактически, 5 лет назад, создав под себя всю базу с момента перевода на аутсорсинг системы питания детей и поделив рынок города на две части, этими требованиями «закрывается» доступ иным участникам. И без того монопольная ситуация окончательно приобретает конкретные черты.

Невероятно, но договоры уже сейчас готовят к заключению на срок 15 лет. В конце декабря 2019 года на сайтах школ (в частности, на сайте 63-школы) уже было размещено объявление о проведении конкурса об отборе оператора питания на 2020-2035 гг.

Заключая подобные договора на столь длительный срок, никто из чиновников управления образования не прописал экономическое обоснование данному шагу. Переводя образовательные учреждения пять лет назад на систему аутсорсинга, заверяли, что операторы будут оплачивать все: начиная от коммунальных расходов до капитального ремонта пищеблоков. На сегодняшний день коммунальные расходы на бюджете, ремонт осуществляется «черепашьими темпами», а прибыль собирается баснословная.

Обращает на себя внимания тот факт, что теперь при отборе оператора все «вешается» на плечи родителей. По логике данного постановления, если что-то пойдет не так и будут обнаружены нарушения в деятельности того или иного оператора (а их более чем достаточно), то вся ответственность ляжет на родителей: «мол, вы сами выбрали, поэтому какие могут быть вопросы к профильному управлению образования».

Возникает логичный вопрос: а насколько законна данная процедура и разве родители должны принимать решение за руководство образовательного учреждения и за профильное управление образования по обеспечению процесса функционирования школ? Безусловно, этим документом профильные чиновники снимают с себя «львиную» долю ответственности и перекладывают все на родителей.

В особое положение будут поставлены директора образовательных учреждений. Фактически нет никакой гарантии, что им не дадут установку сверху и не предпишут, чьи интересы нужно продвигать. Директора вынуждены будут проводить «соответствующую работу» с коллективами, а последние с родителями, уговаривая их, кого нужно выбрать.

Обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день данный чрезвычайно важный документ прошел мимо Комитета по социальной политике и лично я, как депутат, узнал о нем только от директоров образовательных учреждений.

Сложившаяся ситуация обязывает обратиться в надзорные органы (прокуратуру и УФАС) с просьбой дать свои пояснения относительно данного документа. Уверен, что по линии УФАС налицо принятие нормативного акта, который приведет к недопущению, ограничению, устранению конкурентов. Также планирую вынести этот вопрос на заседание профильного комитета, чтобы рассмотреть его на нашем уровне.

В администрации города в ответ на критику депутата ссылаются на мнения федеральных экспертов. Последние отмечают, что долгосрочные договоры позволяют выстроить взаимовыгодное сотрудничество между школой, родителями и операторами.

Председатель правления Ассоциации предприятий операторов социального питания РФ Андрей Плышевский комментирует:

— Только в Ульяновске на бумаге закреплено право родителей контролировать качество питания детей, это передовой опыт. Я сейчас говорю о трехсторонних договорах. Нигде такого нет, и на практике не воплощается. Долгосрочные договоры – это то, что привлекает операторов в школы и детские сады. Долгосрочные договоры позволяют выстроить взаимовыгодное сотрудничество между школой, родителями и операторами. Это даст возможность поднимать проблемы и решать их. Это передовой опыт, который важно транслировать на территории всей России.
Для справки

Организация питания в школах Ульяновска была признана на Всероссийском конкурсе лучшей в номинации «Лучшая муниципальная практика осуществления комплексной модернизации и индустриализации системы питания в общеобразовательной организации». Ранее опытом организации горячего питания в школах Ульяновска начальник управления образования Светлана Куликова делилась с участниками семинара по улучшению школьного питания и физической активности в РФ, который проводило в Ульяновске в конце сентября Представительство ВОЗ в Российской Федерации при поддержке Европейского офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.