В первой половине декабря 2019 года Российская академия наук провела масштабную серию научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов для школьников и педагогов базовых школ РАН по всей стране. Основной целью стала популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники среди старшеклассников базовых школ РАН, их ориентация на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий для развития интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.

Ульяновская область не стала исключением и с открытой лекцией 16 декабря регион посетил профессор РАН Ермолов Иван Леонидович. Более 200 учащихся опорных и муниципальных школ, педагогов, студентов, преподавателей вузов смогли послушать выступление по промышленной роботехнике, задать интересующие вопросы и пообщаться с учёным. Также в рамках своего визита он посетил детский технопарк «Кванториум» и Ульяновский государственный технический университет.

– Согласно целям нацпроекта «Наука», в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Как Вы оцениваете потенциал Ульяновской области с позиций данных задач? Способен ли наш регион реализовать поставленную задачу?

– На мой взгляд, потенциал очень хороший. У региона есть определенные традиции и есть не использованные мощности, которые если правильно использовать в «мозаике» нашей страны, безусловно могут дать колоссальную отдачу.

– Проект Российской академии наук и Министерства просвещения «Базовые школы РАН» нацелен на развитие кадрового потенциала, в связи с его реализацией начат цикл мероприятий в опорных школах. Расскажите о Вашем опыте проведения таких мероприятий и что это даст детям?

— Во-первых, дети знают, что такие школы имеют отношение к Российской академии наук, так как учёные готовы приезжать к ним и делится своими идеями. Во-вторых, они чувствуют себя частью единой страны. Мне нравится аллегория античной мозаики, где каждый камушек отличается от всех остальных, но заняв правильное место в общей картине – мы получаем гармонию и красоту. Так и здесь. Дети видят, что их посещают с лекциями именитые учёные России по самым разным профилям и они понимают, что их край, область могут занять достойное место в этой мозаике. Одна из задач Академии наук – это стратегическое прогнозирование. Мы думаем, как развиваться дальше, в каком направлении двигаться, но реализовывать поставленные задачи ложится на плечи детей, которые учатся в школе.

– Школьникам и студентам всегда интересны истории успешных людей, учёных-исследователей. Не могли бы Вы рассказать, что Вас с подвигло стать учёным и какими качествами, навыками необходимо для этого обладать? 

Знаете, у меня так сложилось. Придя в один из вузов и прочитав слово «роботехника», я понял, что это моё! Я мог бы пойти в промышленность, но к сожалению, моя юность пришлась на пору, когда она наоборот закрывалась и не было того расцвета, который мы имеем уже сейчас. Однако с другой стороны, это дало возможность пойти по тропе научных исследований. Наверное, дар должен быть, в любом случае ребёнок может это почувствовать. Помимо этого, нужен широкий взгляд не только на свою область, но и на другие области знаний. Российская академия наук даёт возможность встретиться и работать с людьми из различных направлений. В нашем научном совете по роботехнике мы не всегда обсуждаем, что есть сейчас, а то, как в идеале должно быть в будущем. Я заместитель директора по научной работе института проблем механики им. А.Ю.Ишлинского и имея большой спектр лабораторий: механики, жидкости, газа, лазерных разрядов, систем управления и т.д., мы всегда для себя подчёркиваем очень интересные идеи при общении с учёными из других лабораторий.

– Как Вы оцениваете перспективы развития такого направления, как робототехника, особенно в России?

– Отвечая на этот вопрос, я могу процитировать И.В.Сталина, который в 1931 году сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Мне кажется, мы находимся в той же ситуации. Не стоит выбор развивать роботехнику или нет, мы обязаны это делать! Потому что, если этого не делать, мы не будем конкурентоспособны и в промышленности, и в оборонной сфере, и в сельском хозяйстве, медицине. Также необходимо правильно сформулировать, правильно выстроить, какие направления роботехники надо развивать усиленно, а с какими не стоит торопиться. Нам обязательно надо держать руку на пульсе, развивать роботехнику не только догоняющими темпами, но и опережающими.

30 и 31 января 2020 г. в регионе будет работать всемирно известный доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии имени Фрумкина, профессор РАН Мария Калинина. Она расскажет педагогам и школьникам в МАОУ многопрофильный лицей №20 о коллоидной химии: почему она касается обычного человека в большей степени, как она изменила жизнь и бытовые привычки человечества всего за несколько десятилетий, и почему никакая другая область химии не сделала для красоты человечества и мира больше, чем коллоидная.

Напомним, по решению губернатора Сергея Морозова школы, вошедшие в проект (лингвистическая гимназия, лицей №20 и гимназия №1) получат дополнительно в этом году по 5 млн рублей из областного бюджета. Средства будут направлены на комплекс мероприятий, которые определят для себя школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.