Согласно утверждённому Губернатором Ульяновской области перечню приоритетных научных исследований на 2019 год, АНО «ЦСИ Ульяновской области» завершилась работа по теме «Изучение возможностей развития негосударственного сектора в сфере образования по приоритетным направлениям региона (дошкольное образование, детский отдых и оздоровление, дополнительное образование детей, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями)». Комментарии о проведённом ЦСИ исследовании дали: главный консультант департамента общего образования, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Ульяновской области – М.В.Мясникова, директор областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №89» г. Ульяновска Г.Н.Борисова, директор АНО ДО «Региональный культурно-образовательный центр «Смарт», Филькина Елена Сергеевна, а также эксперты ЦСИ. Уже многие десятилетия почти во всех регионах развитие производственного сектора во много раз превышает развитие социального. А ведь именно негосударственный сектор как наиболее гибкий и мобильный социальный и образовательный актор способен взять на себя существенную роль в развитии социальной сферы. Конечно, запуск образовательной инициативы в негосударственном секторе в регионе – весьма сложная задача, реальный вызов. Сегодня ожидания от негосударственного сектора в сфере образования достаточно высоки как у властей, так и у родителей, поскольку стало очевидно – проблема доступности образования без него не может быть решена. Главный консультант департамента общего образования, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Ульяновской области Мясникова Маргарита Валентиновна: «Отчёт по научной теме исследования: «Изучение возможностей развития негосударственного сектора в сфере образования по приоритетным направлениям региона (дошкольное образование, детский отдых и образование, дополнительное образование детей, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями), в части анализа рынка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями представлен лишь информацией о понятиях ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями здоровья и статистическими данными по предоставлению указанной категории детей государственных услуг в сфере образования. Анализируя данный раздел, хочется отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации разграничивает понятия ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ребенок – инвалид. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Дети-инвалиды могут быть признаны детьми с ОВЗ на основании заключений психолого медико-педагогических комиссий, по рекомендациям которых им создаются специальные условия в образовательной организации для получения доступного и качественного образования. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в регионе продолжает формироваться по двум направлениям – развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. По данным мониторинга, проведённого Министерством образования и науки Ульяновской области в ноябре 2019 года, в 97,6% общеобразовательных организациях Ульяновской области созданы специальные условия для получения доступного качественного образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам. На 100% созданы специальные условия в общеобразовательных организациях, расположенных на территориях муниципальных образований Ульяновской области: «Барышский район», «Инзенский район», «Кузоватовский район», «Майнский район», «Николаевский район», «Старокулаткинский район», «Старомайнский район», «Цильнинский район», «Чердаклинский район», «город Димитровград», «город Новоульяновск»; в областных государственных казенных (бюджетных) общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В общеобразовательных организациях, расположенных на территориях следующих муниципальных образований: – «Павловский район» созданы специальные условия на 77,8%, Директор областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №89» г.Ульяновска, Борисова Галина Николаевна: «Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путём инклюзивного образования. С целью обеспечения полноты реализации права обучающихся с ОВЗ на доступное и качественное образование утверждён первым заместителем Председателя Правительства Ульяновской области Е.В.Уба «Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимся с инвалидностью и с ОВЗ на 2018/2020 годы» от 08.06.2018 № 128-пл. Важную роль в развитии инклюзивного образования выполняют областные государственные казенные (бюджетные) общеобразовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, на которые возложены функции учебно-методических центров по координации работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В Ульяновской области в настоящее время выстроенная система сетевого взаимодействия данных учреждений с муниципальными образовательными организациями показывает себя наиболее эффективной по внедрению и сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ. Отсутствие в разделе как такого анализа рынка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Ульяновской области, считаю связано с тем, что данный рынок – как бизнес-модель в нашем регионе в настоящее время недостаточно развит, однако можно было, как пример указать некоммерческие организации, которые оказывают данные услуги. Согласна с выводами, предоставленными в отчете:
Вход на данный рынок негосударственных организаций (как некоммерческих, так и коммерческих) возможен на базе: – развития системы государственной и общественной поддержки их деятельности через систему целевых субсидий; – аутсорсинга государственных и муниципальных услуг путём размещения контрактов в негосударственном секторе; – налоговых льгот и имущественной помощи негосударственным организациям, оказывающим соответствующие услуги, благотворительность и спонсорскую поддержку». Директор АНО ДО «Региональный культурно-образовательный центр «Смарт», Филькина Елена Сергеевна: «Изучение возможностей развития негосударственного сектора в сфере образования по приоритетным направлениям региона (дошкольное образование, детский отдых и образование, дополнительное образование детей, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями) выражает очень объективный и современный взгляд на реалии, в которых существуют предприниматели нашего региона. Наша организация представлена в 2 сегментах рынка: дополнительное образование и детский отдых и оздоровление. «Негосударственный сектор динамичен и ориентирован на часть населения, имеющую возможность оплачивать дополнительные образовательные услуги». Несмотря на зачастую не малую цену на услуги по дополнительному образованию детей, этот бизнес являются низкоприбыльным, приравниваясь к самозанятости. Высокая цена обусловлена исключительно калькуляцией расходов: аренда, заработная плата и соблюдение пожарных и лицензионных требований. В результате реализации проекта на территории Ульяновской области будет внедрена система персонифицированного учёта детей и персонифицированного финансирования программ в системе дополнительного образования. К сожалению, на данный момент, в сфере дополнительного образования ценовой и информационный разрыв между негосударственными и государственными организациями очень силен. Проект персонифицированного финансирования сможет, как правильно указано в отчете, оказать существенную поддержку и обеспечить доступ к услугам негосударственного сектора. Хотя стоит отметить, что на данном этапе развития проекта, условия финансирования неприемлемы для негосударственного сектора, так как ниже себестоимости услуги. Касательно организации отдыха и оздоровления детей, акценты расставлены правильно и задачи, которые ставятся перед отраслью, должны помочь в, конечном итоге, лагерям соответствовать социальному заказу родителей на интеллектуальный, тематический отдых детей. А существующая система финансирования уже на данный момент не делает различий между лагерями по форме собственности, что немаловажно для поддержки негосударственного сектора». Руководитель центра развития отраслей экономики и региональной политики, планирования и прогнозирования Михеев Александр Вячеславович: «Ёмкость рынка услуг в сфере дошкольного образования достаточна и его заполнение субъектами предпринимательства будет способствовать снижению социального напряжения, созданию дополнительных рабочих мест и улучшению качества предоставляемых населению услуг. По оценкам представителей бизнеса в сфере дошкольного образования уровень конкуренции оценивается как средний: 25% от числа опрошенных оценивают уровень конкуренции как умеренный, 20% – как слабый, а 19% опрошенных заявили, что в данной сфере услуг конкуренция отсутствует. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей является рынком с низким уровнем конкуренции, который оценивается в 1,88 балла по 5-бальной шкале, что говорит о его достаточной ёмкости. По результатам социологического исследования только 12% от числа опрошенных представителей бизнеса оценивают уровень конкуренции на данном рынке как умеренный, 14% – как слабый, а 21% опрошенных заявили, что в данной сфере услуг конкуренции нет. Это свидетельствует о непопулярности и экономической непривлекательности для предпринимателей сферы услуг по сопровождению детей с ОВЗ. Но развитие частного сегмента в данной сфере, в отличии от дошкольного образования, например, возможно только при условии минимизации административных барьеров для частного бизнеса. Даже социальный предприниматель сменит сферу деятельности, если его «со всех сторон будут душить» различными нормами и приказами. Поэтому развитие данного рынка необходимо начинать с поисков способов упрощения различных административных процедур и регламентов». Ведущий специалист Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности, к.э.н., доцент Мызрова Ксения Алексеевна: «Резюмируя проведённую работу, отмечу основные инструменты для развития негосударственного сектора сфере в образования по приоритетным направлениям региона:
Для вхождения на рынок детского отдыха и оздоровления требуются значительные материальные вложения. Исходя из цикла проведённых нами встреч с предпринимателями во второй половине 2019 года, успешно действующими на данном рынке, отметим, что первоначальные вложения в уже имеющуюся инфраструктуру, ещё до открытия лагеря детского отдыха и оздоровления составят не менее 100 млн. руб. При этом предприниматели отмечают, что готовы уже имея успешный опыт предоставления услуг в сфере детского отдыха и оздоровления, обученный штат сотрудников, знающий специфику рынка, открыть еще несколько лагерей, но требуется поддержка. 2. Для инициирования функционирования институтов поддержки негосударственных организаций – производителей социальных услуг создаются центры инноваций социальной сферы (далее –ЦИСС) в субъектах РФ, фонды социальных инвестиций и др., реализующие для развития социального предпринимательства технологии акселерации образовательных программ, конкурсов. Наиболее востребованным образовательным форматом для ЦИССов стало проведение Школы социальных предпринимателей. На Наблюдательном Совете АНО «АСИ» под председательством Президента РФ Путина В.В. проект Омского центра «Школа социального предпринимательства» был рекомендован к тиражированию в субъектах Российской Федерации. Согласно опросу, проведенному АНО «АСИ» более 70 % респондентов готовы стать социальными предпринимателями и реализовать свой социальный проект, пройдя предварительно обучение в «Школе социального предпринимательства».
Социальное предпринимательство — одно из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса, способствующее решению многих социальных проблем, содействующее расширению спектра социальных услуг и трудоустройству незащищённых слоёв населения. Развитие института социального предпринимательства необходимо, ведь оно может стать инструментом решения проблем в области социальной политики. Однако данная сфера нуждается во внимании со стороны законодателя. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» формируется «мода» на социальное предпринимательство и условия для его развития». За итоговым отчётом о развитии негосударственного сектора в сфере образования по приоритетным направлениям для региона обращаться в Центр макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности по номеру телефона +7 (8422) 24-06-04 или писать на почту csimakro73@mail.ru Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ветеран
Опять сколько ненужных слов… И вновь из представленного материала можно сделать вывод: сколько у нас ещё ненужных структур:Центр макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности(что это такое?), центр развития отраслей экономики и региональной политики, планирования и прогнозирования (это о чём?).
Краевед
Кто эти люди? О чем они вообще говорят?