4 марта на площадке региональной Общественной палаты состоялось расширенное заседание комиссии по развитию науки, инноваций, образования, делам молодёжи, физической культуре, спорту и популяризации здорового образа жизни по теме случившейся ситуации в школе №81. В заседании приняли участие представители Министерства образования и науки УО, Управления образования администрации Ульяновска, члены ОП УО и Ульяновска, ЗСО УО и другие эксперты.

Основные тезисы участников:

Светлана Куликова, начальник Управления образования администрации Ульяновска: «Восьмиклассник проучился в школе №81 два последних года, ранее он был переведен из лицея №90, в конфликтах замечен не был. Причины перевода не уточнялись, хотя уже там у подростка могли возникнуть проблемы. Примерно полгода назад были замечены сигналы, предшествовавшие трагедии, в том числе и от других учеников. Мать ребенка не справлялась с возникшей ситуацией и обращалась за помощью к администрации школы и врачам. Однако руководящий состав оставил вопрос внутри школы. После диагностики психологом состояния ребенка, полученная информация не была доведена ни до родителей, ни до вышестоящего руководства. Администрация образовательной организации не приняла меры по постановке ученика на профилактический внутришкольный учет; эмоционально-волевое состояние школьника не выносилось на заседание психолого-педагогического консилиума. Педагогом-психологом не была проведена углубленная диагностика индивидуальных особенностей, не разработан план работы. У комиссии возникли вопросы и к работе классного руководителя по предотвращению ситуации».

Согласно результатам служебного расследования, которое было проведено специальной комиссией, директором были нарушены статьи ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании», ст.9 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в РФ». Однако по информации Управления образования, директора школы не просили увольняться, такое решение было принято самостоятельно.

На сегодняшний день в школе №81 обучается 920 учеников, работают 60 учителей и один психолог. По существующим нормативам в школах должен работать один психолог на 500 учеников. Ранее выдвигались предложения изменить схему: один психолог на 300 школьников. Качество подготовки школьных психологов в целом также вызывают вопросы. На каждого ученика должна создаваться персональная карточка, где фиксируется вся информация, с которой позже необходимо работать. Однако сейчас это скорее отчетность перед руководством. По словам Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области Людмилы Крутилиной, было достаточно пяти минут общения с подростком, после чего стало понятно, что ему необходима помощь психологов и врачей.

Средний возраст учителей в данной школе 48-50 лет. Классный руководитель данного класса — молодой специалист, преподаватель иностранного языка с нагрузкой около 36 часов в неделю, работающий в школе третий год. По мнению участников заседания, педагогу нужно было организовать наставничество более опытного преподавателя, и санкции к нему применяться не должны. Было выдвинуто предложение взять на особый контроль всю школу, так как там уже случались печальные инциденты.

Современные школы стали заложниками системы рейтингов. Любой негатив прячется и замалчивается. Возникают вопросы и по постановке учеников на внутришкольный учет: не хочется портить репутацию ни школы, ни учеников, поскольку внутришкольный учет по нарушению дисциплины может перейти на учет в полиции. Также было озвучено предложение ставить на внутришкольный учет детей психологически слабых, подверженных влиянию, которым необходима помощь и особый контроль. Если дети не нарушают дисциплины, это не значит, что у них нет проблем, с которыми он не может справиться. Таким детям должна оказываться помощь.

Нина Дергунова: «Сейчас система образования не может ответить на вопрос, как воспитывать детей, нет комплексной системы. Необходима новая современная методика работы с учениками. Согласно статистике, конфликты возникают намного чаще в городских школах, чем в сельских. Детские внутришкольные комитеты не используются полноценно, утрачен опыт наставничества. Также семьям нужно объяснять, что родители, как правило, не имеют достаточно знаний в сфере педагогической работы».

Людмила Крутилина: «Чтобы понять, как воспитывать современных детей, нужно обратиться к научному сообществу, старый опыт теряет актуальность. Нужно быстро подстраиваться под современные реалии, а каждый случай должен рассматриваться индивидуально».

Еще одна важная проблема — цифровизация сферы образования в целом. Даже если оплата классным руководителям будет повышена, ничего не изменится, преподаватели завалены бумажной работой. На сегодняшний день ввод электронных систем не упростил, а усложнил ситуацию, приходится выполнять двойную работу — в бумажном и электронном виде. У учителей нет времени уделять больше внимания ученикам и их психологическому состоянию. Должна быть выстроена полноценная система, а компьютер, в идеале, должен быть у каждого учителя.

По мнению Геннадия Слюсаренко, члена ОП города Ульяновска, сегодня все законодательные акты направлены против учителей, у них нет прав и защиты. Также была поднята тема запрета привлечения детей к общественно-полезному труду. Полноценных уроков технологии в школах сейчас тоже нет, современные дети не приучены к труду. Еще одна проблема — тотальное репетиторство, когда учитель больше заинтересован в дополнительном заработке, чем в состоянии учеников.

Мария Большакова, председатель ОП Ульяновска: «Поскольку все начинается с семьи, необходимо создать проект по работе с семьями в школах, проводить беседы с родителями».

Школьные собрания посещают одни и те же ответственные родители, необходимо вводить штрафы за нарушения и не посещения.  Еще одно предложение — законодательно закрепить всю ответственность за родителями.

Трансляцию заседания можно посмотреть по ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.