1 апреля президент России Владимир Путин провел встречу с членами правительства. Его главой Мишустиным были озвучены новые меры поддержки бизнеса (из стенограммы “Коммерсанта”):

— Для защиты предприятий предусмотрено введение шестимесячного моратория на возбуждение дел о банкротстве. На период моратория приостанавливаются исполнительное производство и начисление штрафов и пеней, а также будет упрощено заключение мировых соглашений по возникшим долгам.

— Законопроектами,— продолжил Михаил Мишустин,— также предусмотрено предоставление отсрочки по налогам для малого и среднего бизнеса, кроме НДС, а для микропредприятий — еще и по страховым взносам. Мы также заложили двукратное снижение размера страховых взносов для субъектов МСП — с 30% до 15% уже с 1 апреля, если заработная плата работника превышает величину минимального размера оплаты труда.

— Правительством совместно с Банком России разработаны меры по предоставлению субъектам МСП полугодовой отсрочки уплаты процентов и основного долга по кредитам. Эта программа охватит кредитный портфель объемом около полутриллиона рублей.

— Отдельные решения,— говорил премьер,— мы принимаем по поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики, в том числе общественного питания, бытовых услуг, авиа- и туристических компаний, спорта, культуры, кинотеатров. В частности, до 1 мая мы запретили отправлять им требования об уплате налогов. Все малые компании, которые работают в этих секторах, смогут также перенести платежи по кредитам на полгода, соответствующее постановление правительства будет подписано в ближайшее время.

— Помимо этого авиаперевозчики получат 1,5 млрд руб. на компенсацию затрат, связанных с эвакуацией людей из других стран в связи с распространением коронавирусной инфекции,— добавил премьер.— Для туркомпаний мы практически отменили взнос в резервный фонд Объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

— Реализацию поручения по налогообложению дивидендов, которые выводятся на зарубежные счета, мы, как и обсуждали с вами, начали с Кипра. Правительству республики отправлено письмо об изменении соглашения об избежании двойного налогообложения.

— В общей сложности на цели борьбы с распространением коронавирусной инфекции и реализацию антикризисных мероприятий Минфином России зарезервировано 1,4 трлн руб.

Михаил Мишустин озвучил предложения по предоставлению МСП льготных кредитов на зарплату под гарантии ВЭБ.РФ. Кроме того, он считает, что как только государство снизит налоги для арендодателей помещений под нужды МСП, так сразу арендодатели снизят плату за метры своих площадей для этих предприятий.

— Кроме того, меры по противодействию распространению коронавируса могут рассматриваться как форс-мажор по договорам аренды

— В наиболее пострадавших отраслях субъекты МСП получат возможность временно не платить штрафы и пени за просрочку платежей по жилищно-коммунальным услугам. Дополнительно для них будет введен запрет на отключение жилищно-коммунальных услуг в случае возникновения задолженности.

— Для компаний с государственным участием будет установлен особый порядок осуществления закупок у субъектов МСП, что позволит поддержать спрос на их продукцию. По установленному правительством перечню будут автоматически продлеваться лицензии и разрешения, что существенно снизит издержки бизнеса.

Президент добавил, что у него есть один вопрос:

— Вы упомянули о тех мерах, о которых мы договаривались,— это полугодовая отсрочка по всем налогам, это отсрочка по страховым взносам для отдельных компаний, шестимесячный мораторий на взыскание пени и штрафов по налогам. Но вот я когда встречался с представителями малого бизнеса, они о чем просили? О том, чтобы, когда эта отсрочка закончится по всем этим направлениям, чтобы не была для них сильным ударом необходимость выплаты сразу всей задолженности, сразу всей отсрочки, которая накопилась за эти шесть месяцев. Я попросил вас над этим подумать.

— Да, Владимир Владимирович, без сомнения, мы будем смотреть на все возможности реструктуризации и по результатам, когда мы уже проанализируем общую ситуацию, примем соответствующее решение, без сомнения,— произнес Михаил Мишустин.