Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован во вторничном выпуске официальной городской газеты «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы будем публиковать фрагментами, касающимися конкретных направлений развития.

Сегодня (по пунктам программы)— социально-демографическая статистика, динамика автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска. Курсив в тексте – наш.

Социально-демографическая статистика

С 2014 года по 2018 год в городе Ульяновске наблюдается стабильный рост численности населения. За 4 года численность населения увеличилась на 8 389 человек (1,3 %). При этом основной рост населения происходит не за счет естественного прироста (так, в 2017 и 2018 годах наблюдался рост естественной убыли населения), а за счет миграции населения, при чем миграции из населенных пунктов Ульяновской области (так, анализ численности жителей населенных пунктов, относящихся к Ульяновской области, за аналогичный период показал спад численности населения). Процесс характерен для большинства областных центров и крупных городов Российской Федерации, что свидетельствует о все большей урбанизации населения страны.

При том, что численность населения Ульяновска стабильно растет, количество трудоспособного населения стабильно уменьшается. За период с 2014 по 2018 годы количество трудоспособного населения города сократилось на 6 %, что отрицательно влияет на экономику городского округа.

Динамика изменения численности населения Ульяновска

Динамика автомобилизации населения

Количество транспортных средств в Ульяновске было определено, исходя из данных по автомобилизации по Ульяновской области и численности населения на 01.01.2019. Оно составило 188 689 единиц (650 652 человека*290 автомобилей/1000 человек).  Рост парка легковых автомобилей в динамике с 2010 по 2018 годы происходил стабильно, но неравномерно, составив при этом 54 %.

Динамика роста парка легковых автомобилей

Динамика роста уровня автомобилизации населения

Хранение автотранспорта на территории города Ульяновска осуществляется в пределах участков объектов осуществления трудовой деятельности объектов культуры и социальной сферы, на придомовых участках жителей, внутридворовой территории многоквартирных домов, на уличных парковках и в гаражно- строительных кооперативах. Для размещения машино-мест в городе Ульяновске предусмотрены:
места для постоянного хранения легковых автомобилей населения города, расположенные вблизи мест проживания;
места для постоянного и дневного паркования легковых автомобилей населения города при поездках с различными целями.
Ввиду отсутствия данных инвентаризации парковочного пространства на территории города Ульяновска текущее его количество оценивалось, исходя из анализа городской территории на основании данных из открытых источников.
Потребность машино-мест для постоянного хранения оценивалась исходя из прогнозируемого на расчётный срок значения уровня автомобилизации.
По результатам аналитической оценки выявлено, что в городском округе наблюдается дефицит парковок для автомобильного транспорта. Особенно остро стоит проблема парковок в центральной части Ленинского района. Неправильно припаркованные автомобили создают помехи для движения транспорта, включая транспорт общего пользования. Автомобильный транспорт, как  правило, паркуется на примыкающей к тротуару полосе движения транспорта либо на газонах.

 Показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть

Общий транспортный спрос оценивался на основе проведения натурных обследований в ключевых узлах города и последующего получения транспортной модели, рассчитанной с помощью специальных программных продуктов.

Показатель средней скорости на все сети, колеблющийся от 43-46 км/ч в часы пик характеризует движение транспорта как удовлетворительное, при этом картограммы показывают, что основные магистральные улицы города (проспект Нариманова) проспект Гая, Московское шоссе, Императорский мост и подъезды к нему, подъезды к Президентскому мосту, улица Октябрьская и улица Рябикова) работают на пределе своей пропускной способности и в ближайшей перспективе при росте уровня автомобилизации показатели средней скорости движения могут существенно снизиться (картограммы загрузки, рис. 2 – 5).

Рис.2 Картограмма загрузки подъездов к Императорскому и  Президентскому мостам, утренний час пик.

Рис.3. Картограмма загрузки проспекта Гая, утренний час пик

Рис. 4. Картограмма загрузки Московского шоссе и улицы Рябикова

Рис.5. Картограмма загрузки проспекта Нариманова и подъездов к Президентскому мосту, вечерний час пик