Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован в выпуске официальной городской газеты «Ульяновск сегодня» от прошлого вторника и там много действительно интересного. Документ будем публиковать фрагментами, касающимися конкретных направлений развития.

В первой публикации мы рассматривали: социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска.

Сегодня – характеристика работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока.

Трамвай

Первая трамвайная линия Ульяновска была открыта только в 1954 году. К настоящему времени город обладает мощной и разветвлённой трамвайной сетью, охватывающей все основные правобережные районы. Большинство линий проложены на обособленном полотне. Длина трамвайной сети составляет 129,1 км, из них более 70 % (100 км) трамвайного пути находится на обособленном полотне, что способствует эффективному использованию трамвайной сети. Так, на отдельных маршрутах эксплуатируются двухвагонные трамвайные поезда, вместимость которых в час пик используется в полном объёме, несмотря на наличие дублирующих автобусных маршрутов.

Город Ульяновск является одним из немногих городов России, продолжавшим строительство новых трамвайных линий и после распада СССР – были открыты три линии общей протяжённостью около 7 км.

В двух трамвайных депо имеется 195 пассажирских вагонов. Основу трамвайного парка составляют вагоны чехословацкого производства Tatra T3, построенные в 1977-1988 годах. Вагоны этой модели, хотя и в известной степени морально устарели, отличаются высокой надёжностью и длительным сроком службы. Опыт эксплуатации этих вагонов в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья, показывает, что при должном уходе они способны работать до возраста 40 и более лет. Разными городами и предприятиями реализуются многочисленные варианты модернизации вагонов Tatra 3 с продлением срока службы, в том числе с установкой современного энергоэффективного электрооборудования, частичным изменением внешнего вида вагона и так далее. В Ульяновске был модернизирован только один вагон, но, несмотря на положительную оценку, работы не были продолжены.

В 2018 году в Ульяновск поступили 30 вагонов 71-619К, построенных в 2001-2005 годах и 11 вагонов 71-153.

Парк трамваев следующий:

Tatra T3SU – 92 ед. (1974 – 1987 г.в.)

Tatra T6B5SU – 42 ед. (1988 – 1990 г.в.)

71-608КМ – 1 ед. (1995 г.в.)

71-619К – 30 ед. (2001 – 2004 г.в.)

71-619КТ – 4 ед. (2008 г.в.)

71-619А – 15 ед. (2012 г.в.)

71-153 (ЛМ-2008) – 11 ед. (2010 г.в.)

Как видно из данной статистики, основное количество трамваев старше 30 лет, что свидетельствует о необходимости значительного обновления вагонного парка.

В настоящее время в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок жителей города Ульяновска обслуживает  14 маршрутов трамваев, 1 из которых сезонный – № 107, с выпуском на линию 110 единиц подвижного состава (таблица 7. Перечень маршрутов трамваев города Ульяновска). При этом часть из них работает только в утренний или вечерний период с выполнением ограниченного числа рейсов по расписанию. Так, в постоянном ежедневном режиме со стабильными интервалами в течение всего дня работает только 8 маршрутов, из которых 5 работают до 21.00 и позднее.

Оплата проезда в трамваях возможна за наличный расчёт и с помощью электронного кошелька Транспортной карты жителя города Ульяновска. Также действуют проездные месячные билеты для граждан и льготные проездные билеты для школьников и студентов. Тарифы на проезд утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 28.03.2019 № 620 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (таблица 8).

Троллейбус

Троллейбусное движение в городе открыто в 1974 году. Построенный тогда в левобережной части города троллейбусный парк до настоящего времени остаётся единственным. Проект предусматривал размещение 50 троллейбусов с возможностью дальнейшего увеличения парка до 100.

В 1980-е годы планировалось открыть троллейбусный парк на правом берегу, было начато строительство, однако проект так и не был реализован. В настоящее время территорию строившегося парка занимает торговый центр компании «МЕТРО Кэш энд Керри», а более 90 % трассы проектировавшейся троллейбусной линии обслуживается трамваем.

Длина контактно-кабельной сети троллейбуса составляет 68,3 км. Сейчас в Ульяновске эксплуатируется 69 троллейбусов.

Состав парка троллейбусов следующий:

ЗиУ-682 – 31 ед. (1986 – 1991 г.в.)

БТЗ-52.761 – 1 ед. (2008 г.в.)

Тролза 5275.07 – 5 ед. (2012 г.в.)

Тролза 5275.05 – 7 ед. (2005 г.в.)

Тролза 5275.03 – 14 ед. (2013 г.в.)

МТрЗ 6223 – 1 ед. (2013 г.в.)

БКМ 321000D – 3 ед. (2015 г.в.)

ВМЗ–5298.01 – 4 ед. (2006-2008 г.в.)

АКСМ 20101 – 3 ед. (2003-2005 г.в.)

Маршрутная сеть характеризуется большим количеством дублирующих друг друга маршрутов, многие из которых обслуживаются 1-2 троллейбусами с интервалами 30-40 и более минут.

Строительство контактной сети троллейбуса по Императорскому мосту невозможно в связи с тем, что на мосту расположена воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ. Необходимо учитывать перспективную электрификацию железной дороги, проходящей по мосту.

В 2016 году проводился эксперимент с организацией троллейбусного движения по Императорскому мосту с использованием аккумуляторного автономного хода, однако в реальных дорожных и климатических условиях так и не были реализованы заявленные характеристики по дальности движения на автономном ходу ни одной из трёх испытанных моделей троллейбуса. В частности, ни один троллейбус не показал достаточной для регулярной эксплуатации стабильности при подъёме в стометровую гору от реки Волги в сторону городского центра.

В настоящее время в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Ульяновске действует 12 маршрутов троллейбусов (1 из которых не обслуживается) с выпуском на линию 46 единиц подвижного состава (таблица 9). При этом часть из них работает только в утренний или вечерний период с выполнением ограниченного числа рейсов по расписанию. В постоянном ежедневном режиме со стабильными интервалами в течение всего дня работает только 6 маршрутов, из которых только 5 работают до 21.00 и позднее.

Автобусы

Сеть автобусных маршрутов регулярных перевозок городского сообщения города Ульяновска состоит из 74 маршрутов, обслуживаемых 18 перевозчиками, 15 из которых – индивидуальные предприниматели (таблица 10).

Более 85 % маршрутов обслуживается перевозчиками (юридическими лицами в частной собственности и индивидуальными предпринимателями) по нерегулируемым тарифам. Один перевозчик, находящийся в государственной собственности – АО «ПАТП-1» (работает как на городских, так и на междугородных маршрутах), обслуживает 11 маршрутов с выпуском на линию до 59 единиц подвижного состава. По итогам 2016 года средний по рабочим дням пассажиропоток АО «ПАТП-1» составил 12 тысяч пассажиров. Основу парка АО «ПАТП-1» составляет городской высокопольный автобус большого класса ЛиАЗ-5256 2001-2010 г.в. Имеющиеся в АО «ПАТП-1» два автобуса особо большого класса используются в летний период на маршрутах, связывающих город с крупными садоводческими товариществами. Городские автобусы большого класса с низким полом отсутствуют. АО «ПАТП-1» в августе-сентябре 2019 года закуплено 22 автобуса среднего класса, из них 11 автобусов для осуществления перевозок в городском сообщении в комплектации «Доступная среда».

Большинство автобусных маршрутов АО «ПАТП-1» обслуживается только в час пик. Недостаточный объём фактически выполняемой транспортной работы связан в первую очередь с нехваткой подвижного состава и его неудовлетворительным техническим состоянием.

Частные перевозчики выполняют более 90 % транспортной работы по автобусным маршрутам городского сообщения города Ульяновска. Частными перевозчиками обслуживается 63 маршрута. Около половины парка частных перевозчиков составляют различные варианты автобуса малого класса семейства «ГАЗель», заменяемые в настоящее время на микроавтобусы других типов. В сравнении с 2016 годом количество «старых» автобусов марки «Газель» (на 12-14 посадочных мест) сократилось на 372 единицы. На замену привлечено 202 новых, более вместительных, автобуса марки «Газель NEXT» и 93 автобуса марок «Мерседес», «Форд» и других. Автобусы среднего, большого и особо большого класса у частных перевозчиков практически отсутствуют, что обусловлено, в первую очередь, избыточностью маршрутной сети. Согласно данным администрации города Ульяновска, маршрутная сеть города обслуживается 1112 автобусами, из них малого класса – 1041, среднего класса – 26, большого класса – 45, при этом действующая редакция реестра маршрутов предусматривает обслуживание маршрутной сети 1733 автобусами. (рисунок 8).

За исключением нескольких маршрутов, обслуживаемых  АО «ПАТП-1», все маршруты работают по нерегулируемым тарифам. Для маршрутов, тариф на которых регулируется, стоимость проезда установлена приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.03.2018 № 06-109 «О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ульяновской области» составляет для транспортных средств категории М2 – 20 рублей, М3 – 19 рублей.

Пригородные маршруты отправляются от Центрального автовокзала и трёх распределённых по городу кассовых пунктов («Новый город», парк культуры и отдыха «Победа» и «Заволжская»). Центральный автовокзал расположен в Засвияжском районе вблизи пересечения Московского шоссе (а/д Р-178) и улицы Октябрьской; подвоз пассажиров обеспечивается в полных объёмах трамвайными и автобусными маршрутами.

Результаты исследования пассажиропотоков

Обследование пассажиропотоков проводилось государственным унитарным предприятием «МосГорТрансНИИПроект» на территории МО «город Ульяновск» в 2016 году. Обследование проводилось по маршрутам, обслуживаемым муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» и АО «ПАТП-1».

Суммарный суточный пассажиропоток в будние дни составляет  107 772 пассажира:

автобусы – 11 846 пассажиров в сутки;

троллейбусы – 21 425 пассажиров в сутки;

трамваи – 74 501 пассажир в сутки.

В выходные дни пассажиропоток сокращается в 1,7 раза – 62 056 пассажиров:

автобусы – 3 653 пассажира в сутки;

троллейбусы – 17 297 пассажиров в сутки;

трамваи – 41 106 пассажиров в сутки.

Наиболее востребованными среди трамвайных маршрутов являлись № 2 и № 6. За 2016 год наибольшее число пассажиров в будние дни – 21 962 и 20 290 человек соответственно.

Среди троллейбусных маршрутов самым востребованным являлся № 4 – 4001 пассажир в сутки.

Пассажиропоток, перевозимый с помощью автобусов, уступает пассажиропотоку, перевезённому электрическим транспортом. Максимальное количество пассажиров зарегистрировано на маршруте № 30 – 3 351 пассажир в сутки.