На минувшей неделе возобновились дистанционные уроки для школьников. Образовательный процесс с новой силой вошел в жизнь ребят, ведь пока они отдыхали, преподавательские составы школ перестраивали привычную образовательную программу для своих учеников, используя более адаптивные для дистанционки методики.

Как рассказал директор школы №85 Михаил Селезнев, в этом образовательном учреждении для всех классов готово расписание занятий, которое они получают по электронной почте или с помощью любой другой площадки. Также регулярно в дистанционном формате проходят совещания между педагогами и руководством школы.

– Как правило, я свои занятия провожу с помощью программы для видеоконференций Zoom, – рассказала учитель математики 85-й школы Лариса Исмаилова. – Там есть возможность демонстрировать на экране для учеников изображения, презентации, также там есть возможность писать или рисовать что-то на специальной доске. Я даю задания на выполнение, которые они мне присылают после на почту. А на площадке «ЯКласс» ученики выполняют тренировочные упражнения, различные тесты, проверочные работы. За все это они, естественно, получают оценки в сетевой журнал. С детьми и родителями мы постоянно на связи через группу в мессенджере Viber. Там они задают вопросы, если что-то непонятно или если есть необходимость, то созваниваемся и оперативно решаем то, что вызвало недопонимания.

Как признается учитель, в школе работает уже 20 лет и ранее в таком формате она не вела занятия, так что сейчас все в новинку, однако говорит, что благодаря современным онлайн-площадкам с трудностями в подаче материала своим ученикам она не сталкивается, единственное, ответы у доски теперь не реализуемы:

– Из-за этого, конечно, количество оценок меньше, но тем не менее все важные работы дети выполняют и новый материал хорошо усваивают. Кстати, если, например, по какой-то причине кто-то из ребят не смог подключиться к видеоконференции, я нахожу подходящие видеоматериалы, презентации или записываю, составляю свои и отправляю тем, кого не было на уроке.

А вот учитель географии школы №85 Татьяна Курамшина старается максимально разнообразить образовательный процесс с помощью творческих заданий, для выполнения которых можно переключиться от экрана компьютера:

– Я хочу, чтобы дети больше развивали именно свое, не шаблонное мышление, чтобы не было соблазна списать или подглядеть. Тем более что география – крайне широкая наука, полет фантазии для создания творческих заданий широк.

Некоторые педагоги используют возможности современных технологий не только для обучения детей, но и расширения их кругозора, для интересного проведения досуга. Татьяна Курамшина вовлекает свой класс в виртуальные экскурсии по музеям, в просмотр цирковых представлений, которые сейчас доступны бесплатно на онлайн-площадках:

– У меня есть классное руководство, и я всегда организовывала детям довольно активную внеклассную деятельность, мы много куда ездили, в другие города: в Москву, во Владимир, в Казань, Саранск, Чебоксары, у нас на 1 мая была запланирована поездка в Нижний Новгород, но она, естественно, отменилась. Это, конечно, не страшно, ведь главное – здоровье и безопасность детей, но мы нашли выход, и неделю каникул ребята каждый день виртуально посещали такие мероприятия, как шоу «Цирк дю Солей», парк «Патриот», Эрмитаж, Третьяковскую галерею, также посмотрели музей под открытым небом «Малые Корелы» и тульский музей оружия. После прохождения таких видеоэкскурсий они присылали мне фотографии и отзывы.

Очевидно, плюсов много. Однако некоторые педагоги видят и минусы дистанционки, которых не может не быть, особенно когда для большинства преподавателей, детей и родителей все это абсолютно в новинку.

– Конечно, это пока все очень сложно и для педагогов, и для детей, и для родителей. В отличие от последних, так как учителя и дети на регулярной основе связаны с образовательной деятельностью, осваивать что-то новое им всем гораздо проще, чем мамам и папам, – считает учитель математики лицея №11 Ирина Рыбалко. – Из этой «тройки» родители – самая консервативная часть, как оказалось, они пытаются помочь детям, но у них не получается, иногда стараются не вмешиваться вовсе, а многое они и вовсе воспринимают слишком эмоционально. Но, как показывает практика, любую проблему можно решить, если вести конструктивный диалог.

Не осталось без изменений и количество рабочих часов у учителей: у многих оно увеличилось вдвое. Еще больше появилось ежедневной отчетной работы: о том, сколько человек болеет, кто из детей вышел на дистанционное обучение, кто где находится. Естественно, телефоны учителей постоянно разрываются от звонков родителей, которые не могут найти ссылку на электронную почту для отправки задания ребенка или кнопку для включения компьютера. Последние, кстати, правда есть. Некоторые родители, по рассказам учителей, в принципе никогда ранее не пользовались никакой техникой и с гаджетами не знакомы. Но, справедливости ради, среди педагогов такое тоже встречается.

– Эта дистанционная работа хорошо показывает, кто может заниматься самообразованием, а кто не в силах себя заставить без чьего-либо контроля, кто может быстро освоить новое и необходимое, – поделилась Ирина Рыбалко. – Я работаю в школе уже больше 25 лет, я никогда не обучалась и не работала учителем в удаленном формате, меня никто этому не учил. Однако когда пришла такая необходимость, я просмотрела множество роликов на YouTube, прочитала кучу разной информации и научилась пользоваться интерактивными площадками. Мне очень понравился Zoom, в котором я никогда ранее не работала, теперь я в ней и пишу, и транслирую для своих учеников то, что мне нужно. Даже беру во временное пользование у своего сына планшет со стилусом, чтобы было удобнее писать на виртуальной доске, ведь делать это мышкой или пальцем долго и неудобно.

По мнению учителя математики, интересно наблюдать, как педагоги и дети учатся одновременно, когда они помогают друг другу освоить новые для них площадки и сетевые возможности. Ирина Рыбалко даже приспособилась и начала проводить устные опросы по видеосвязи:

– Мы с ребятами делаем так: сначала все они выключают свои микрофоны и слушают только меня, затем в какой-то момент я могу назвать фамилию, и этот ученик должен включить микрофон и ответить на мой вопрос, если я приняла этот ответ, он может его выключить и я могу спросить еще кого-то. Таким образом, дети всегда меня слушают, не отвлекаются на посторонние вещи, ведь знают, что в любой момент я могу кого-то из них спросить.

Из платформ Ирина Рыбалко предпочитает ресурс «Учи.ру» и говорит, что ее коллега из школы №62 тоже активно пользуется ей на уроках, потому что там есть возможность писать на виртуальной доске не только учителю, но и ученику. Хорошо в образовательном процессе наравне с 85-й школой в лицее прижился «ЯКласс», особенно функция тестирования. Также преподаватель периодически обращается к сайтам «Видеоуроки» и Российской электронной школы.

– Еще я люблю «Яндекс.Учебник», но она идет только для русского и математики с первого по пятый класс, – поделилась Ирина Рыбалко. – Я регистрирую свой класс, раздаю им логины и пароли, далее выхожу в библиотеку, нахожу нужную мне тему и из нее выбираю те задания, которые мне нужны. Потом из них я компоную урок и назначаю детям. Ребятам нравится такой способ. Кстати, этой площадкой я и до этого с пятым классом пользовалась. А сайт «Видеоуроки.нет» открыли бесплатный доступ, и там я могу дать ученикам тест, например, рассчитанный на 10 минут. А плюс платформы Российской электронной школы в том, что видеоуроки там разбиты по предметам, по классам и по темам. Но есть и проблема, ведь в нашей стране учебников очень много, и бывает, что они друг от друга отличаются кардинально. Например, в одном какая-то тема предусмотрена для пятого класса, а в другом эта же тема дается в учебнике для шестого. Так что не каждый видеоурок подходит для каждого учебника. Мой сын учится в другой школе, и он там часто смотрит материалы по русскому языку и истории. Еще после можно пройти задания на самопроверку и узнать свои ошибки.