Глава города Сергей Панчин в начале марта подписал ходатайство о присвоении Ульяновску звания «Город трудовой доблести». Свое положительное экспертное заключение о присвоении Ульяновску звания «Город трудовой доблести» уже дала и Российская академия наук. Наши земляки внесли неоценимый вклад в Великую Победу, трудясь на заводах и фабриках, не покладая рук, добиваясь колоссальных результатов. Перед Великой Отечественной войной в нашем городе, помимо патронного завода им. Володарского, крупных предприятий не было, но в военное время в город эвакуировали порядка 15 мощных промышленных организаций страны.

Накануне Великой Отечественной в Ульяновске приняли решение построить завод «280», который стал одним из первенцев Наркомата авиационной промышленности (НКАП). Сегодня это ОАО «Утёс» — ведущее предприятие аэрокосмической отрасли, которое активно занимается не только авионикой, но и развивает производство и продажу медицинского оборудования и даже товаров народного потребления.

Но во время основания предприятия, к 1940 году, будущему заводу определили программу из девяти наименований, среди которых были магнитный и танковый компасы, магнитный тахометр и разного рода приборы для авиации, бронетехники и военно-морского флота.

Приборы, которые изготавливали на заводе в годы войны: жидкостные магнитные компасы и тахометр

Завод построили на улице Марата (ранее – площади Марата). Размещение завода в центре города, а не на окраине в годы войны оказалось очень важным и позволило более оперативно решать организационные и производственные вопросы

Днём рождения завода считается 1 сентября 1941 года, однако, как показывают документы, фактически предприятие начало выпуск продукции несколько позже. Выступавший на производственном совещании 28 октября заместитель начальника пятого Главного управления НКАП Живописцев говорил: «Нам нужно, во что бы то ни стало, в ближайшие дни завод запустить. Всё оборудование, которое имеется на складе, все станки, которые имеются здесь, должны быть запущены, чтобы ни один станок не простаивал».

Приборостроительное предприятие занималось в основном крупносерийным производством, но была незначительная часть выпуска мелкими сериями. Завод состоял из основных цехов (инструментального, механического, литейного, сборочного и штамповочного), а также вспомогательных (ремонтного, электромонтажного, теплосилового, ремонтно-строительного, № 18, № 19 и № 20).

Изначально планировалось, что обрабатывающие цеха будут работать по три смены, а сборочные – по две. Также на предприятии и день и ночь должны были трудиться порядка 1940 человек, из них производственных рабочих – более 700. Но реальность оказалось иной: директор предприятия Михаил Березин в своем сообщении высшему руководству констатировал, что задание Главка по выпуску приборов в четвертом квартале 1941 завод не выполнил по таким причинам, как «неподготовленность цехов к своевременному развитию производства», «недостаток кадров и, в первую очередь, квалифицированных рабочих», «отсутствие материалов». В частности, руководитель сообщил, что цех № 22 совсем не обеспечили нужными размерами чёрного металла, так что производство было вынуждено работать всё время на заменителях.


Револьверный станок 1940-х годов

Сейчас просто невозможно представить, как одно из важнейших предприятий могло на начальном этапе функционировать на таких небольших кадровых мощностях. По плану на 1941 год рабочих должно было быть 120, на деле же оказалось всего 35, а тогда как весь промышленно-производственный персонал требовался в количестве 185 человек, на заводе трудилось лишь 66.

Дефицит кадров в сентябре-декабре того же года начали исправлять, тогда в ряды заводчан приняли 371 человека. А так как все еще ощущался дефицит квалифицированных токарей, фрезеровщиков, слесарей и электромонтёров, с октября на заводе велось обучение учеников.

Также в декабре в организацию прибыли ученики школы фабрично-заводского обучения №66 из Сталино (ныне Донецк, Украина) и ремесленного училища №2 из Калинина (ныне Тверь), на начало 1942 года количество ребят составляло уже 204. Это дало ощутимые результаты, директор отмечал, что условия для производственного обучения на заводе хорошие, все имеют рабочие места, а продуктивность учеников выражается в среднем 70% нормы, некоторые ученики выполняют выше 100%.

Вчерашние ученики очень быстро овладевали специальностями и становились передовиками производства. На первом совещании партийно-хозяйственного актива в своем докладе главный инженер завода Давид Айзенберг сообщил: «В той же самой шлифовке […] поставлены две женщины. Одна из них коммунистка Юрлова. Они за очень короткое время […] стали выполнять 176% нормы».


Рисовальщицы завода в годы войны


Работницы сборочного цеха №7 (в центре – мастер А.П. Лебедева). 1942 г.

Однако производственную программу по-прежнему сдерживало отсутствие необходимых материалов (лигроина, специальных стёкол и прочих). На февраль 1942 года уже планировался выпуск 150 компасов КИ10, А4, авиационных и танковых тахометров, а также трехсот указателей поворота. Михаил Березин говорил, что для выполнения всей заданной программы завод не подготовлен, поэтому сможет выпустить не более двухсот указателей поворота. Остальные позиции предприятие в принципе не в состоянии выполнить. Возобновить выпуск приборов удалось в марте после получения недостающих материалов. А в начале мая на должность директора назначили Бориса Фридкина.

Тогда еще даже не все производственные помещения были достроены – процент выполнения работ по капитальному строительству составлял порядка 46%. Но даже в этих трудных условиях заводу необходимо было отправлять свою продукцию на фронт. Первые приборы на нем выпустил в июне 1942. Это были указатели поворота, чей выпуск превысил плановый более чем в 2,5 раза. По плану – 650, по факту – 1514.

В июне на заводе насчитывалось 90 стахановцев, 103 ударника и 65 «2-х сотников» (выполняющих 200% плана). В четырёх фронтовых бригадах работало 33 человека, а средний процент выполнения норм составлял 145%. Показатели следующего месяца говорили о том, что завод преодолел трудности становления и работает стабильно.

Из внесённых в июле 14 рационализаторских предложений 7 внедрили в производство. Завод неуклонно повышал показатели. В августе заводчане перевыполнили план оборонной продукции, а средний процент выполнения нормы за ноябрь составлял более 150%.

Наряду с производственной работой также велись политическая и военная. По последней проводились занятия в двух командах Всеобуча второй очереди: мужской (39 человек) и женской (60 человек). А повышению производительности труда и улучшению качества работы способствовали конкурсы на лучшего мастера. Победителям выплачивалась денежная премия в размере трехнедельного заработка и вручались индивидуальные подарки.

Завод с 1942 года был одним из важнейших поставщиков советской боевой авиации: в начале 1943 года Главное управление заказов Военно-Воздушных Сил Красной Армии заключило с заводом № 280 договор о поставке продукции на сумму более 320 тысяч рублей. В дальнейшем количество поставок по кварталам менялось, а перечень наименований приборов расширялся. Завод начал поставки компасов А-4, КИ-11 и КИ-10, трубок Вентури, указателей поворота и гибких валов для авиации дальнего действия. Таким образом, можно сказать, что ульяновские приборы устанавливались на самолёты, летавшие бомбить Берлин. За работу в январе и феврале заводу присуждено третье место во Всесоюзном соревновании заводов Наркомата.

К апрелю 1943 года из 973 рабочих 402 составляли представительницы прекрасного пола, а это, на минуточку, чуть менее половины. В том числе на хрупких плечах 96 женщин лежали слесарные работы, а 26 работали токарями по металлу. Наравне с мужчинами трудились также 90 инженерно-технических работниц.

У завода тогда был и солидный транспортный отдел, насчитывавший 27 автомобилей, трактор, четыре автоприцепа, двое саней трактора, а также глиссер, дощаник, катер и даже четыре лодки. В апреле 1943 года завод, как и намечал, работал ударными темпами, с перевыполнением плана, поэтому готовилось производство нового изделия – компаса КИ-11.

По приборостроительному заводу за этот год выдвинуты на руководящую работу 12 лучших комсомольцев. Например, начальник участка Мусатов стал начальником цеха, токарь-стахановец Римша занял пост бригадира. А комсомолку-стахановку завода Бикбулину за отличную работу дирекция завода выдвинула на должность мастера участка.


Первые бараки, в которых жили заводчане и здание заводского клуба в годы войны

В 1944 году уже помимо основного производства завод помогал городу и области, откликаясь на обращения органов исполнительной власти. Например, тогда на предприятии изготавливали посуду для яслей Ленинского района Ульяновска, выпускали из отходов производства детали к репродукторам, оказывали помощь в ремонте тракторов совхозам Старая Майна и Красный Восход.

В 1945 году в Ульяновске проходила 19-я городская конференция Всесоюзной коммунистической партии, где в отчётном докладе горкома ВКП (б) говорилось: «Завод № 280 целиком вырос и построен силами трудящихся города. Если взять выпуск валовой продукции 1942 года за 100%, то в 1943 он дал 363%, а в 1944 – 543%, то есть увеличил выпуск валовой продукции по сравнению с первым годом в 5,5 раз».

В материалах к отчётному докладу приводились и примеры роста стахановской молодёжи и трудового героизма кадровиков ульяновского завода таких как Вячеслав Зорин, который на пришел на предприятие 17-летним юношей, учеником токаря в 1942 году, а в 1944 его выдвинули мастером токарного участка. Молодой человек полностью финансово обеспечивал свою маму и отца – инвалида Отечественной войны.

– Это было трудное время, – говорил Вячеслав Зорин. – Работали так напряжённо, что задолго до конца смены на доске показателей против наших фамилий появлялись цифры: 200-300 процентов…

– В 1939 году я окончил семилетнюю школу и поступил в механический техникум, – рассказывал юный заводчанин Владимир Тюрин, – но когда я был на третьем курсе, началась война, и трудно мне было усидеть за книгами. Хотелось на фронт. Но в военкомате ответили: «Рано». И я пошёл на завод.

В том же возрасте, что и юноши, на завод поступила Мария Паутова, когда ее отец ушёл на фронт. Сначала работала ученицей револьверщицей, затем самостоятельно. В 1944 году её выдвинули старшим распределителем работ цеха №4. Она вместе со своей сестрой-ровесницей кормила маму, бабушку и четверых маленьких детей. Кстати, завод оказывал их семье помощь – выдали детям одежду.

За успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года Ульяновский приборостроительный завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Информацию предоставил Государственный архив новейшей истории Ульяновской области