Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Н.Н.Оглоблин
«СОННЫЙ ГОРОД» (Из путевых заметок)
(«Исторический вестник», 1901, № 10)

Часть 2.

IV.
Не будем углубляться в историю Симбирска: она коротка и не блещет выдающимися событиями. Городу в 1898 году исполнилось всего 250 лет – еще детский возраст для наших городов. Недаром в жизни Симбирска мы встречаем столько простых, наивных, чисто детских сторон… Счастливый возраст!

Желающих познакомиться с историей Симбирска отсылаю к труду члена симбирской архивной комиссии г. Мартынова [1]. При составлении настоящего очерка я пользовался многими данными почтенного автора. Здесь же достаточно отметить, что город всегда был в стороне от главных движений русской исторической жизни. Самыми крупными событиями в его прошлом были две передряги, выдержанные от собственных российских «воров»: в XVII веке город едва не попал в руки Степана Разина [2], а в XVIII веке – Емельяна Пугачева [3]

Не обошлось дело без «воров» и в XIX веке: в 1864 году Симбирск почти весь выгорел в течение 9 дней, как говорят, от поджогов. Озлобленное население заподозрило в поджогах поляков-солдат квартировавшего пехотного полка. Несколько лет тянувшееся следствие не раскрыло никаких поджигателей, но двух солдат предали смертной казни ради удовлетворения «жажды народного мщения», а скорее ради удовлетворения самолюбия самих следователей [4]… Искали поджигателей, забывая о собственной халатности, выражавшейся хотя бы в том, что город между двух рек не имел воды…

В 1888 году Симбирск еще раз погорел [5], но гораздо скромнее. Симбиряки даже основали при городской управе вечный фонд для помощи погорельцам.
Стали они принимать и более разумные меры. В 1872 году открыт водопровод, построенный Струве.
Но… водопровод оказался полезным для пожарных целей, а для питья вода его почти не годится, и ее вообще мало [6] По-прежнему приходится значительной части горожан довольствоваться плохой водой колодезей (только есть 2-3 хороших ключа), а обывателям местности «Кирпичные сараи» – снеговой и дождевой водой.

Есть средство поправить дело – снести плотину при городской мельнице, как советовал известный специалист Алтухов, указавший и другие меры. Но… город не решается расстаться с мельницей, которая не дает ему никакой прибыли [7]
Пробовали еще симбиряки рыть артезианский колодезь: скважину довели до 123 сажен, истратили до 8 тысяч рублей, но вода посовестилась показаться в виду 2-х рек [8]

Нарочно я остановился на истории водопроводной, типично обрисовывающей некоторые отрицательные стороны городской жизни, идущие, как увидим ниже, совершенно в разрез с положительными сторонами деятельности городской думы и управы. Сочетание тех и других сторон, невозможное во всякой другой стране, у нас благополучно процветает

V.
Будут ли Симбирску досаждать «воры» в ХХ столетии, узнают наши потомки. Но, видно так уж на роду написано Симбирску – в каждом веке переживать по одной грандиозной «воровской» истории…
Кроме этих шуток рока, жизнь Симбирска представляет обычный российский шаблон беспечального по внешности жития, сытого для немногих «избранных» и полуголодного для массы «подлых людишек»…

В положительную заслугу Симбирска пред Русскою землею следует поставить то, что он и его губерния дали многих выдающихся писателей и общественных деятелей. Во главе именитых симбирцев следует поставить И.А.Гончарова, который родился, воспитывался и частью служил в Симбирске. Место действия романа «Обрыв» относится к городу и живописной деревне и усадьбе Киндяковка в трех верстах от города.
Роковой для Веры обрыв указывают в двух местах: подле барского дома и около деревни. Оба обрыва (особенно грандиозен первый – в 60 сажен) круто спускаются к Воложке, рукаву Волги и покрыты лесом. Какой именно из них описан Гончаровым, не знаю, но думаю, что решить вопрос нетрудно: стоит прочитать на месте роман и сравнить действительность с описанием романиста.

Роман и написан Гончаровым в Киндяковке, где до сих пор показывают сохраняемые в прежнем виде «Гончаровские комнаты». В мое посещение Киндяковки не пришлось осмотреть бывшее помещение Гончарова: владелица г-жа Френч [9]отсутствовала, а без нее прислуга не имела права водить по дому посетителей.
Ходил слух, что г-жа Френч продает имение какому-то купцу. Являлось опасение, что при новом владельце исчезнут последние следы пребывания здесь знаменитого романиста. Долг местной архивной комиссии позаботиться о сохранении этих следов, ей же следовало бы заняться установлением топографии «Обрыва» [10] Не мешало бы также возбудить мысль о постановке в Симбирске памятника Гончарову [11]

Роскошная и обширная дубовая роща Киндяковки – любимое место прогулок симбиряков. Какие дивные уголки здесь попадаются в самой роще (например, около полуразрушенной «масонской беседки» [12] и др.) и на обрыве около усадьбы, с его чудными видами на Волгу, на очень красивый отсюда Симбирск, на заволжские дали и на далекие Сенгилеевские горы…

VI.
В 40 верстах от Симбирска лежит с. Знаменское, родина историографа Карамзина, который до 17 лет жил в городе. В небольшом сквере недалеко от Венца поставлен памятник Карамзину, хорошо известный местной интеллигенции, но совершенно непонятный народу по своей аллегорической форме.

Спрашиваю городового:
– Как пройти к памятнику Карамзину?
– А на каком, сударь, кладбище?
– Да он не на кладбище, а в городе.
– Подле какой церкви? При церквах есть и могилы, и памятники попадаются старинные…
– Да нет же… памятник Карамзину стоит где-то на площади.
– Не могу знать, сударь.

Такой же диалог произошел с извозчиком, который, однако, оказался догадливее городового:
– Вы про чугунную бабу спрашиваете? Садитесь, подвезу.
Не удивительно, что «чугунную бабу» знает весь город, а о Карамзине редко кто вспомнит.
Памятник представляет большую статую музы истории Клио. Она стоит на пьедестале, в нише которого скромно прячется бюст историка. Народ же считает Клио женой Карамзина…

Составитель проекта памятника, известный скульптор Гальберг [13], отвел Карамзину самое скромное место на Карамзинском памятнике. Памятник сооружался в то время, когда разрешалось выставлять на «публичное позорище» одних принцев крови, да еще «героев» военного звания не ниже генеральского чина.

Следует отметить еще нескольких уроженцев Симбирска и губернии – поэта и баснописца (министра юстиции тож) И.И.Дмитриева, известных общественных деятелей и писателей А.И. и Н.И.Тургеневых, поэтов Н.М.Языкова, Д.П.Ознобишина, Д.И. и Д.Д.Минаевых и Д.Н.Садовникова. Всего более Симбирск дал поэтов, чего и следовало ожидать от такого поэтического города.

Недавно местная архивная комиссия взяла под свое покровительство почти забытую могилу в Покровском монастыре известного масона А.Ф.Лабзина [14] В 1823 г. Лабзин был сослан в Сенгилей, откуда переведен в Симбирск, где умер в 1825 г.

Масонство было сильно развито в Симбирской губернии с конца XVIII века, когда бригадир И.П.Тургенев учредил в Симбирске первую масонскую ложу. В начале XIX века возникла новая ложа, открытая кн. Баратаевым в его подгородном имении, где доселе сохранился в саду сводчатый грот – место масонских собраний [15]
Симбирская масонская ложа существовала до 1822 г. Кн. Баратаев погребен подле друга его Лабзина.

В некоторых помещичьих усадьбах сохранились остатки масонских сооружений, масонские библиотеки, рукописи, знаки и пр. Доброе дело сделает архивная комиссия, если посвятит часть своих сил на изучение масонского движения в Симбирской губернии. Это очень любопытная страница местной истории и едва ли не самый крупный вклад, внесенный Симбирском в историю русской культуры.
В музее комиссии уже имеется порядочная коллекция масонских памятников. Особенно любопытна одна картина, писанная масляными красками. Содержание ее незамысловатое (изображение Троицы с символами и атрибутами масонства), но рисунок прелестный, от фигур веет жизнью, краски свежи, хотя картине не менее 100 лет.

VII.
Нужно сказать несколько слов о Симбирской ученой архивной комиссии, а также о других местных ученых обществах.

Архивная комиссия, открытая в 1895 г. [16], одна из новейших архивных комиссий, зародившихся в провинции по мысли известного археографа Н.В.Калачева. Комиссии разрабатывают источники местной истории, собирают их в свои архивы и музеи, изучают местную археологию, этнографию и проч.
Во многих губернских городах архивные комиссии являются единственными научными кружками, бескорыстно служащими науке и собирающими около себя лучшие силы из всех слоев общества. В Симбирской комиссии в 1897 г. было около 140 членов: представители педагогии, земства, дворянства, юстиции, медицины, духовенства, администрации и проч. Объединение на почве служения науке будет прогрессировать и даст немаловажные результаты. Заведутся в провинции научные кружки по естествознанию, технике и др. Всем найдется работа, а при работе не будет скучно жить и в провинции…
Довольно, однако, пророчествовать. Вернемся к симбирской действительности.

Симбирской комиссии очень посчастливилось: председателем ее состоит губернский предводитель дворянства В.Н.Поливанов [22], известный археолог, автор исследования о Муранском могильнике и других археологических и исторических работ. Под его руководством комиссия сделала уже немало. Издание ценных исторических материалов, разработка местных архивов, устройство музея (4620 предметов, 3420 монет) и библиотеки (более 1000 томов) – везде сделаны первые шаги, говорящие о счастливом будущем комиссии.

Поразителен быстрый рост музея [18], преимущественно археологического содержания, отчасти этнографического и естественно-исторического. Очень любопытны коллекции масонских предметов, старообрядческих икон и книг, нумизматические и др. Влияние комиссии и ее музея на развитие исторических знаний в симбирском обществе, несомненно, будет расти.

VIII.
Я остановился на деятельности архивной комиссии потому, что вижу в ней один из главных показателей культурности, признаки которой не вяжутся с взглядом на Симбирск, как на «сонный город». Присмотревшись к другим симбирским обществам и просветительным учреждениям, еще более сомневаешься в сонливости города.

Общество сельского хозяйства [19] существует более 40 лет. Поначалу оно поставило задачу служить интересам помещичьего хозяйства, ничего не достигло и, поняв ошибку, перешло к служению народному хозяйству, вступив в тесное общение с земством. Опытную ферму общества взяло в свои руки губернское земство, открыв здесь сельскохозяйственную школу. Само же общество фактически превратилось в «сельскохозяйственный совет» при земстве.

Общество врачей [20] имеет бесплатную лечебницу для бедных и устраивает заседания с сообщениями по научной и практической медицине. Общество принесло значительную пользу при проведении разных медико-санитарных мер в городе и губернии. Именно оно подняло вопрос об антисанитарном состоянии водопровода.

Любопытны неоднократные попытки основать музыкальное общество [21] Временами эти попытки были удачны, создавался любительский оркестр, устраивались музыкальные вечера, существовала даже в 1890 г. музыкальная школа… В 1897 г. шли толки о возникновении «общества изящных искусств» с очень широкою программою, с отделами драматическим, скульптурным, литературным, вокальным и пр.

Упомяну еще о существовании в Симбирске нескольких обществ спорта – охотников конского бега [22], охоты, рыбной ловли и др. Как видите, и в этой области Симбирск далеко не сонный город…

Примечания:

1. П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898.

2. Разин высадился под Симбирском 4 сентября 1670 г. В течение месяца 20-тысячное войско не могло взять деревянную крепость с маленьким гарнизоном. 1 октября подошли полки Ю.Н.Барятинского. После ожесточенной битвы войска Разина были разгромлены, сам он ранен и бежал. Разгром под Симбирском переломил ход войны. Потерпев еще ряд поражений, С.Разин был схвачен и 6 июня 1671 г. казнен.

3. Е.Пугачев не дошел до Симбирска, но многие города и села губернии были разорены. 1 октября 1774 г. А.В.Суворов привез пленного Пугачева в Симбирск, где находился штаб командующего П.И.Панина. 25 октября Пугачев отправлен в Москву для следствия и суда; 10 января 1775 г. казнен.

4. Пожары бушевали в Симбирске с 13 по 21 августа 1864 г. Следствие велось бароном Врангелем (комиссия Галлера), которым казнены солдат Самарского полка М.Федоров и отставной солдат Григорьев. Затем в Симбирске около 2-х лет работала комиссия сенатора С.Р.Жданова. Главный обвиняемый, полковник М.Ф.Дудинский, оправдан военной комиссией во главе с сенатором В.И.Деном. Жданов по пути в Петербург умер, а материалы следствия исчезли. Новое следствие продолжалось до 1870 г. и прекращено Сенатом за «неоткрытием виновных».

5. 29 июня 1888 года сгорело 186 домов в районе Дворцовой улицы.

6. Водопровод, построенный братьями А.Е. и Г.Е.Струве, открыт 5 июня 1872 г. и вызывал нарекания горожан плохим качеством и нехваткой воды. В 1890 г. город выкупил водопровод, но ситуация не изменилась. Главная причина – неудачное место водозабора в стоячем мельничном пруду на Свияге.

7. Проект М.И.Алтухова (1895) был частично реализован, но главная причина – мельничная плотина – не устранена. В 1910-1914 гг. проведена реконструкция водопровода по проекту Е.Э.Бромлея с поправками В.И.Воронцова-Вельяминова. Построена новая водозаборная станция, расширена водопроводная сеть.

8. Артезианскую скважину глубиной 260 м. безрезультатно бурили в 1896 г. около водокачки

9. Екатерина Максимилиановна Перси-Френч (Киндякова) – землевладелица, общественный деятель, коллекционер, владелица Киндяковки до 1918 года.

10. Во 2-ой половине ХХ века топографией «Обрыва» детально занимались А.И.Титовский, А.Н.Блохинцев.

11. В 1901 г. СГУАК впервые обратилась с ходатайством о разрешении на постройку памятника Гончарову. 18 июня 1910 г. дано Высочайшее разрешение на всероссийскую подписку. На собранные деньги построен Дом-памятник И.А.Гончарову на Венце по проекту А.А.Шодэ.

12. Масонский храм Иоанна Крестителя конца XVIII века. В нем собирались члены ложи «Златой Венец», основанной И.П.Тургеневым.

13. Профессор Самуил Иванович Гальберг. Памятник построен по инициативе симбирских дворян на средства, собранные по всероссийской подписке. Открыт 23 августа 1845 г.

14. Александр Федорович Лабзин – вице-президент Академии художеств, поэт, переводчик, масон. Поводом его ссылки в Сенгилей стал отказ Лабзина принять в члены Академии вельмож, близких к императору.

15. В гроте в саду имения князя М.П.Баратаева (Баратаевка) собирались члены ложи «Ключ к добродетели».

16. Симбирская губернская ученая архивная комиссия открыта 30 июля 1895 г. Председателем избран В.Н.Поливанов, попечителем – губернатор В.Н.Акинфов.

17. Владимир Николаевич Поливанов – ученый, коллекционер, губернский предводитель дворянства, председатель СГУАК (1895-1915), автор первой археологической карты Симбирской губернии, трудов «Муранский могильник», «Курмышская старина» и др., инициатор строительства Дома-памятника И.А.Гончарову.

18. Музей СГУАК официально открыт 1 января 1896 г. Размещался в Доме дворянского собрания, в доме Гельшерта на Покровской улице, потом переехал в дом Балясова на углу Стрелецкой и Сенной улиц, где занимал 4 комнаты над бакалейной лавкой. В 1918 г. вошел в состав единого Народного музея.

19. Симбирское общество сельского хозяйства создано 1 января 1860 г. по инициативе В.П.Орлова-Давыдова.

20. Симбирское общество врачей существовало с 1861 г. Активную деятельность начало с 1868 г., благодаря стараниям Н.А.Глассона.

21. Музыкальное общество в Симбирске создано В.В.Черниковым в 1873 г. Размещалось в доме А.П.Языкова на Покровской улице (Л.Толстого, 67). Попытки возродить общество предпринимались в 1890-х гг.

22. Общество любителей конского бега – старейшее спортивное общество губернии, открытое 14 декабря 1852 г.

Окончание далее


А.Н.Грошев. Войска Степана Разина штурмуют Симбирск.

«Самыми крупными событиями в прошлом Симбирска были две передряги, выдержанные им от собственных российских «воров»: в XVII веке город едва не попал в руки Степана Разина, а в XVIII веке – Емельяна Пугачева»


А.Н.Грошев. Пугачев в Симбирске.
УОХМ.


Ю.И.Куликов. Диорама «Симбирский пожар 1864 года» Музей пожарной охраны Симбирска-Ульяновска.

«…В 1864 году Симбирск почти весь выгорел в течение 9 дней, как говорят, от поджогов»


Плотина городской мельницы на Свияге.

«…Есть простое средство поправить дело – снести плотину при городской мельнице, как и советовал известный специалист Алтухов… Но… город не решается расстаться со своей мельницей, которая не дает ему никакой прибыли…»


А.И.Титовский. Местность в бывшей деревне Винновке (Киндяковке). 1982. ГАУО.

«Место действия романа «Обрыв» относится к городу и его окрестностям, именно к живописной деревне и усадьбе Киндяковка в трех верстах от города…»


А.И.Титовский. Киндяковская топография романа И.А.Гончарова «Обрыв». Краеведческий отдел УОНБ

«…Местной архивной комиссии… следовало бы заняться окончательным установлением топографии «Обрыва»

А.И.Титовский. Киндяковская топография романа И.А.Гончарова «Обрыв». Фрагмент.


Слева: М.И.Козьмин. Часовня в Киндяковской роще. 1946. УОКМ
Справа: «Беседка» в Винновской роще. Реконструкция А.Н.Блохинцева. 1969. Краеведческий отдел УОНБ

«Какие дивные уголки попадаются в самой роще, например, около полуразрушенной «масонской беседки»…»


Слева: Памятник Н.М.Карамзину. 1880-ые годы.
Справа: Клумба и киоск по продаже минеральных вод в Карамзинском саду. 1901 год. УОКМ

«В небольшом городском сквере (недалеко от Венца) поставлен памятник Карамзину, хорошо известный местной интеллигенции, но совершенно непонятный народу, да и недоступный его пониманию по своей аллегорической форме…»


Слева: Надгробие на могиле А.Ф.Лабзина на кладбище Покровского монастыря. Фото Н.С.Петрова, 1912.
Справа: Надгробный памятник князя М.П.Баратаева на возрожденном участке Покровского некрополя.

«…Недавно местная архивная комиссия взяла под свое покровительство почти забытую могилу в Покровском монастыре известного масона А.Ф.Лабзина. … Кн. Баратаев погребен подле друга его Лабзина»


Д.И.Архангельский. Дом Я.В.Балясова на углу Стрелецкой и Сенной улиц, в котором в 1897-1918 г.г. размещался историко-археологический музей Симбирской губернской ученой архивной комиссии.

«Поразителен быстрый рост музея, преимущественно археологического содержания, но отчасти этнографического и естественно-исторического…»