Уже полтора года Ульяновская область живет по новой так называемой “мусорной реформе”. С 2020 года у всех пяти зон определен региональный оператор. Профильная власть переход на новый порядок обращения с ТКО оценивает в “целом успешно”: операторы перевыполняют план по переработке отходов, стараются уходить от захоронения к вовлечению мусора во вторичное использование, устанавливают новые контейнеры и закупают технику. Эксперты же отмечают нерешенную проблему несанкционированных свалок, вывоза мусора из садовых товариществ и гаражных кооперативов. Не видят и работы пятого оператора, который зашел в область со скандалом.
Эффективность реформы в целом оценивается по нескольким показателям: это минимальный объём отсортированных ТКО, количество установленных контейнеров, закупленной техники, количество сортировочных станций и организация раздельного сбора пластика. По данным Минприроды Ульяновской области, минимальный объём отсортированных ТКО к концу 2019 года должен был составлять 20%, фактический показатель региона – 53% по четырём зонам деятельности. За 2019 год было собрано около 350 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов, из них 123 тысячи направлено на переработку. С 2020 года Ульяновская область полностью вошла в новую систему обращения с ТКО, работают все пять региональных операторов. По результатам первого квартала 48% собранных отходов проходят сортировку на комплексах регоператоров (при требуемом минимальном показателе в 40%). За первые три месяца собрано 59 тысяч тонн ТКО, из них на вторичное использование направлено 24 тысячи тонн. Оператор первой зоны деятельности ООО «Горкомхоз» сортирует 100% собранных отходов. Органические остатки – «хвосты» – компостируются и используются для производства технического грунта. Силами всех операторов установлено 16 309 контейнеров, работает более 100 единиц спецтехники, установлено 274 контейнера-сетки для раздельного сбора пластика, работает четыре сортировочных станции. В 2020 году планируется построить сортировочный комплекс в зоне деятельности пятого регоператора.
– Одна из текущих проблем – падение собираемости платежей в марте-апреле из-за пандемии. Мы направили заявку в Минприроды РФ с целью получения субсидий в размере 101 млн рублей для поддержки регоператоров, до 1 июля вместе со всеми остальными регионами ожидаем поступления средств. Из проблемных вопросов можно отметить отсутствие доступа регоператоров к персональным данным населения и юридических для выставления платежей. Эта проблема существует по всей России. В 2018-2019 годах прошла большая преддоговорная компания регоператоров, и сегодня средний охват услугой по области составляет порядка 92%. Тем не менее, часть области не охвачена регоператорами как раз в связи с отсутствием общей базы данных. Подчеркнём, что тем жителям, до которых пока услуга не дошла, счета за обращение с ТКО не выставляются, – отметила Рахматулина.
Начальник отдела мониторинга и контроля развития сельских территорий Ульяновской области в ОГБУ «Агентства по развитию сельских территорий» Александр БРАГИН пробелом реформы называет отсутствие работы с несанкционированными свалками. Сейчас экоактивист ездит по СНТ и выставляет в сеть фотографии переполненных контейнеров. Проблему Брагин предлагает решить вывозом мусора по графику, а не заявкам. Среди других пробелов – работа с медицинскими и промышленными отходами: по словам эксперта, сейчас нет четкого понимания источников их образования и реальных объемов.
Проблемы с собираемостью платежей и незаконными свалками выделяет директор ООО «Экологические системы», заслуженный эколог Ульяновской области Лев ЛЕВИТАС:
Нерентабельность пятой зоны, нежелание властей бороться со свалками отметил и пробелы в работе с ГСК и СНТ отметил и руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан ХАЙРОВ:
– Остаются вопросы к реализации реформы в некоторых муниципальных образованиях, особенно в пятой зоне – там до реальной реализации реформы ещё далеко, но и с людей средства не взимаются. Что касается иных муниципалитетов более или менее реформа набирает обороты, опять же никуда не исчезла проблема исполнения обязательств местными властями по организации контейнерных площадок, также среди населения остались недопонимания по утвержденной территориальной схеме расположения контейнерных площадок. В Ульяновске особых проблем не возникает, так как с многоквартирными домами все достаточно организовано. Тем не менее у жилищных активистов часто возникает недоумение по поводу нежелания операторов работать с мусоропроводами МКД по способу начислений за услугу по факту накопления. Региональные операторы все дома ровняют под одну гребёнку и выставляют счета по нормативу. Конечно, им это выгоднее, да и по закону операторы уполномочены выбирать, каким образом рассчитывать тариф. Что касается СНТ и ГСК, очень много возникает вопросов в реализации, законодательство до сих пор не совершенно, нет полных реестров кооперативов и товариществ. Большинство таких объединений не заключает договоры с операторами на вывоз и утилизацию ТКО. Муниципалитеты в соответствии с правилами реформы должны были устранить имеющиеся свалки своими силами, но воз и ныне там. МО экономят средства и не горят желанием оплачивать работы по ликвидации свалок. Как я понимаю, сейчас они работают только на вывоз ТКО из райцентров, и взимая плату в прежнем размере именно с этих районных центров, переферия остается не у дел. Пятая зона сама по себе экономически слаборейнтабельна из-за отсутствия даже крохотного кусочка города. Одно дело, если мусоровоз подъедет к дому с мусоропроводом и заберёт за раз отходы с 400 квартир, и другое – объезжать деревни по бездорожью. Разница колоссальная.