Ежов:  Олег Юрьевич, давно не общались. Коронавирус, социальная дистанция, дай бог скоро выйдем из этой темы. Но… мы накануне больших событий. На носу череда выходных дней, старых и новых: скоро голосование за конституцию. У нас Дума, у нас какие-то интересные процессы идут на уровне города, которые никто из тех, кто в теме, вообще не освещает, дружно помалкивают…

Горячев:  Ну, для начала пара слов о коронавирусе. Я как законопослушный гражданин отсидел с середины марта 2 месяца дома, в жесточайшей изоляции, как предписывала нам власть. Младший сын с супругой приехали с Самары, жили со мной, а он – будущий медик  и следил строго. Мы отделили старшего сына (Сергей – глава Ульяновского района, положительный тест на COVID – Улпресса) от семьи: от жены и детей, они переехали к нам, а он жил один. Всё-таки эту гадость подхватил, но семья осталась чистой.

Ежов:  Не знал. То есть и вас коснулось?

Горячев: Нас коснулось прямым образом. Но младший сын, наш будущий врач, крепко всех держал в узде. Но изоляция дала возможность спокойно многое обдумать. 2 месяца, общаясь с внуками, с детьми, по вечерам, когда они укладывались, много размышлял о том, что вообще происходит. Думаю и у тебя и у многих такая же ситуация.

А теперь по конституции. Я постарше тебя, и, пожил при многих конституциях. Сталинская, брежневская, ельцинская… Сейчас уже 4 или 5 конституция! Может быть в европейских странах, в Америке, конституция – это закон, действительно основной, что-то очень важное. У нас же все перечисленные конституции– они все, вроде, хорошие, правильные. Хотя я ни одну не читал, честно говорю. Да и мало кто читал. Исимбаева, помнишь, как заявила: «я её теперь хоть прочту». В принципе, можно посмеяться, но дама-то права. По-моему, у нас конституция сильной роли не играет. Главную роль играет воля того, кто у власти. Поэтому считаю – вопрос не особенно важный для страны. В списке много нужных поправок; есть и те, что мне не нравятся. Но в жизни страны, по моему глубокому мнению, это всё равно ничего не поменяет. Плюс она уже действует: по нашим российским законам проголосовала Госдума, президент подписал – всё: поправки действуют.

Ежов: Важна легитимизация…

Горячев:  Легитимизация, ну может быть…  А потом, если хочешь заниматься вопросами федеральной повестки, то  езжай в Москву и там работай. А если  находишься в регионе, то нужно думать о нашей региональной повестке и пытаться что-то сделать.

Ежов: Там, где ты можешь действительно что-то сделать.

Горячев:  Верно. А там у нас харловы, куринные есть… Депутат Маринин Сергей есть, Рябухин, много там кого. Губернатор есть, в конце то концов. Эта их повестка.

Ежов: К местному: ключевая тема повестки – гордума. Прошли праймериз «Единой России». Прошли ни шатко ни валко. Было тяжело – федеральное руководство буквально загнало регионалов в сеть. Были вынуждены ходить по домам и приглашать разными методами людей в сеть, на «госуслуги», чтобы набрать вот эти вот свои голоса и как-то легитимизировать процесс. Порядка половины, в итоге, – действующие депутаты, половина – новые лица. Но главный вопрос другой– как в этих сложнейших, на самом деле, не простых для власти условиях победители праймериз смогут победить на больших выборах. Вроде бы на начало года – люди стали более лояльны, «отошли» после пенсионной реформы. Как-то откатилось уже всё, успокоилось, но коронавирус нанёс экономический удар. Это значит, что люди снова почувствовали на себе ухудшение ситуации: дохода, занятости, уровня жизни… О безработице губернатор начал говорить постоянно. Как власть в этих условиях хочет побеждать? Что нам делать?

Горячев:  А нам надо в этих выборах участвовать! Честно говоря, никогда городские выборы меня не интересовали, потому что сама структура нашей муниципальной власти такова, что депутаты гордумы, особенно раньше, никакой роли не играли. Есть мэр, который всё решает. Но сегодня немного по-другому: депутаты избирают главу города. Конечно, самим можно не участвовать, но поддержать  кандидата, которого мы считаем в каждом округе достойным, нужно. Использовать наработки того самого Навального…

Ежов:  «Умное голосование»? Буквально неделю назад, что-то подобное в разговоре предлагал Алмаз Кучембаев.

Горячев:  У нас, конечно, всё по-другому, потому что нет таких возможностей. Но, по крайней мере, и у нас есть для этого ресурсы и информационные, и, так сказать, в конкретных округах, чтобы донести свою позицию по каждому конкретному кандидату. Пускай не по всем, но по одиозным обязательно! Ну вот, предположим, для меня Буланов – это одиозный кандидат, с липовым дипломом. Бударин – одиозный. И я сделаю всё, чтобы люди в округах узнали наше мнение о них!

Ежов: У меня перед глазами вечный помощник жулика Шабалина– Майис Дадашов.

Горячев: Он тоже идёт!?

Ежов:  Да. Мы просто в судах сколько раз встречались. Недавно вот Шабалина признали вором, дали условный срок… и вот его помощник, правая рука, идёт от «Единой России». Ребят, ну вы о чём вообще думаете и куда эволюционируете?

Горячев:  Вот об этом и надо рассказать людям. Есть команда «гражданского общества» – это реальные люди, есть пресса, есть друзья во всех округах. Володарский хочет включаться! Есть реальная повестка и нельзя сейчас отсидеться и промолчать. А вот то, что ты сейчас сказал – это подтверждение нашей правоты. У нас никогда не стояла задача, чтобы «Единая Россия» где-то прошла или не прошла. Задача – чтобы прошли нормальные, а не одиозные фигуры. А «Единая Россия», ты правильно говоришь, в последнее время всё одиознее и одиознее.  Я одних спортсменов в списках насчитал, чуть ли не футбольную команду! Я спортсменов уважаю, но им же в думе не в футбол играть.

Ежов: Тенденция, которой тоже стоит дать оценку. Но многие могут оказаться просто техническими, как недавно выразился на Улпрессе эксперт, «бартерными округами».

Горячев:  Кстати,  мы ведь с тобой не только про «Единую Россию» говорим. Будут плохие кандидаты в КПРФ – давайте и про них говорить. В ЛДПР – про ЛДПР. Говорить и обсуждать всех. Будут хорошие кандидаты в «Единой России» – ради бога, идите. Есть там директора школ, уважаемые, вопросов нет. Будут у коммунистов хорошие кандидаты, а не работники похоронной фирмы господина Гибатдинова – ради бога, давайте поддержим. Будут самовыдвиженцы приличные, а не как Бударин, под которого уже расчистили округ, давайте их поддерживать. Когда все выдвинутся, в каждом округе можно будет определиться по человеку, которого можно будет поддержать.

Ежов:  Но только в открытом режиме.

Горячев:  В открытом однозначно. И вообще уверен, что идеальная гордума – это гордума, состоящая из беспартийных людей, заботящихся о своём месте проживания. Кстати, муниципальная власть так и задумывалась – во всём мире она не политическая. Политический – уровень власти, это ЗСО, это госдума, а здесь земля и конкретные проблемы двора, улицы… Есть еще одна особенность этих выборов. Давай посмотрим – а кто  хочет выиграть эти выборы кроме «Единой России»? У КПРФ, во-первых, на эти «мелкие» выборы просто нет людей. Во-вторых, а нужен им сейчас город? До выигрыша Димитровграда им было интересно. А сегодня, сунувшись во всё это… Я не уверен, что у них теперь есть желание выиграть и Ульяновск, перед главными выборами в Госдуму. Ведь у Куриного главная задача – именно ГосДума. А это через год, может и раньше…

Простой пример, но он шикарен. Я прекрасно знаю руководителя старомайнского поселения – Базанова. Когда я там работал, он был тихим, незаметным инструктором райкома партии. Вот он сейчас победил от КПРФ. Был бюджет 98 тыс, сейчас 2,5 млн. У него и машина, и секретарша и прочее. Вот приход к власти нынешнего коммуниста. И люди же это видят, и видят, что творится в Димитровграде, что никаких улучшений. Но ведь кроме людей это видит и Куринный. И он понимает, что, если ещё и Ульяновск год побудет под ними..,  а это склоки и драки с губернатором,  с мэром города.  В городе, естественно, станет хуже. А ему это надо? Я думаю, что не надо. Это по крупному. Но  ведь есть и мелкие, так скажем, человеческие слабости… Вспомни, как  коммунист Гурьянов с довыборов слился, как бы ушёл в сторону. Договорился? Я больше чем уверен, что в округах, где булановы и бударины – будут договариваться, однозначно.

Ежов:  Проходила информация, что Гибатдинов встречается с Будариным. Интересно – кто от КПРФ выйдет в итоге на том округе. Будет ясно, насколько подобные договоренности домысел или правда.

Горячев:  И у Буланова то же самое будет – это те же заволжские. Но при всех этих играх и сливах народ может поступить просто, как это было на выборах в ЗСО: сольётся коммунист – за лдпр проголосуют, лдпр уйдёт – за любого другого проголосует, но не за Бударина; не за того, на кого власть делает ставку.

Ежов:  Я тоже вижу прекрасно, просматривается компромисс, который готовится на этих выборах. Что вот вроде бы такая борьба, а на самом деле смотрим – в победе заинтересована одна сторона.  Привычно для КПРФ. Димитровград показателен – когда надо – обеими сторонами согласовали главу Димитровграда, который непонятно каким местом и «коммунист» в костюме от «бриони», чем открыто кичится перед журналистами. Всё решаемо, сразу и власть за него там голосует, и против него ничего нет. Меня удивляет начало этих выборов – насколько всё тихо. Гибатдинов прогнал вот авто с громкоговорителем, наделали шума и пробок…. Но эта акция – по федеральной команде, Зюганов высказался против поправок, своя игра, регионы делают шум. А до старта выборов  недели… Еще одна большая тема уровня городской власти. Скандальное уголовное дело. Брагин слил показания, по которым видно, что согласия нет. Ваша оценка.

Горячев: По моим наблюдениям идет не какой-то поверхностный процесс, а тектонический сдвиг уровня управления городом, который вполне может привести к очередному конфликту губернатор – мэр, которые были и при Горячеве, и при Шаманове, и, недавно, у Морозова с Беспаловой… Сегодня можно Панчина хвалить или ругать, но то, что сейчас город-область – это бесконфликтная зона, что идет только на пользу, это факт.  Панчину можно много упрёков ставить, но то, что он с утра до ночи вкалывает и ему чужды политические амбиции и он не коррупционер- это факт. Про всех пишут, а про него нет,  потому что нечего писать. Вот как  Ермакова, помнишь,  за всё  долбали, но только не за это. Что кого-то задавил на паровозе,  маму обижает…  всякую чушь писали, но о  личной заинтересованности –  никогда. Я считаю – сегодня, для города, вот эти 3 вещи важны. Я не говорю конкретно по Панчину, может быть другой Панчин, может быть Петров, Сидоров. Но должен быть без политических амбиций человек, который пашет, и  у которого в голове есть тормоз на коррупционную деятельность. Вот важные вещи. Панчин им соответствует.  Что происходит сегодня: в Ульяновске сложилась серьёзная группировка, которая подошла очень близко к губернатору, обволокла его, я бы так сказал. Они очень хорошо говорят. У них есть свои медийные ресурсы, причём зашли в них они очень тихо.  Даже я узнал об этом только от тебя. Они очень здорово пошли в соцсети, эти ребята, они готовятся. Их ресурсы сегодня –  ЗСО, крупный бизнес, исполнительная власть по линии сельского хозяйства и соответствующий бюджет.

Ежов: 4-х миллиардный…

Горячев:  Да, да. Я об этом… Кстати, именно поэтому даже депутатам (Володарскому, например) не предоставляют данные, которые он у них запрашивает, кто бенефициары этой поддержки.  А бенефициары все известны…

Ежов:  Общественной палате тоже отказали, я запрашивал.

Горячев:  Дим, давай схему распределения дотаций в сельском хозяйстве оставим для следующего разговора, так как это отдельный, большой и очень интересный разговор. Я тебе эту схему всю по полочкам разложу. Сейчас же  нас интересует то, что на этих миллиардах взросла интересная группа людей, имеющих прямое отношение к распределению этих средств.

Семёнкин –  министр сельского хозяйства; Чепухин в ЗСО, Мартынов в ЗСО, Ковель где-то у них на подхвате, – эти люди решили, и пытаются убедить губернатора, что они могут управлять не только с/х бюджетом области, но и  городом. За ними стоят несколько  известных, крупных олигархов.  Я эту тему даже с губернатором не обсуждал, хочу, чтобы это было не келейно, а, как говорится, сразу на стол. Их посыл: « видишь, Сергей Иванович, мы можем производить зерно, ячмень  пивоваренный, растить свиней… мы можем теперь помочь и в городе: провести выборы правильно, чтобы не было у тебя проблем… и нашими ресурсами, в том числе. Но для этого нужно: «Панчин – немощный, старик, немедийный, а кандидатура – а вот есть Сычёв. Он медийный, правда, лысый немножко, нефотогеничный, ничего  парик ему оденем», – это я так, утрирую. Но тот попадает в уголовное дело. Тогда они говорят: «А вот Шпак у нас есть». Их даже не останавливает то, что она – жена министра Семёнкина. Вот все эти разговоры, что она вместо Шорина – это на дурака. Причём они выбрали хорошее время, федералы  и губернатор заняты пандемией, поправками. И пытаются потихонечку захватить город. Меня могут обвинить, что мы с Панчиным давно друг друга знаем,  и я пытаюсь его защитить на посту главы города. Да не в этом вопрос! Меняйте Панчина, но на человека, который не будет представителем каких-то группировок.  Кстати, он уже несколько раз разговаривал с губернатором об отставке, но тот просил его повременить.  Что Шпак сделала в Чердаклинском районе? Кстати, образно говоря, база этой группировки находится именно там. У них и земли там основные.

Ежов:  По селу в целом очень мало информации, потому что её вообще нет, она полностью заблокирована. Я писал недавно, что есть умирающие официозные районки и пресс-служба Минсельхоза. Все: голоса у села нет.

Горячев: А вот они и блокируют. Я представляю – что будет после нашего интервью. Сейчас нас с тобой начнут все эти прикормленные их блоггеры… Сейчас начнётся такая… Хорошо Панчин пока держится. А если психанёт и уже по-настоящему напишет заявление и уйдёт.

Ежов: Олег Юрьевич, насколько я понимаю по существующему Уставу города нынешний состав городской думы уже не может утвердить нового Главу города. А новый еще неизвестно какой будет! Может как в Димитровграде получится. Панчину же еще несколько лет работать. Может это серьезный сдерживающий фактор для губернатора?

Горячев: Может быть и так. В одно хочется верить, что губернатору хватит мудрости во всем разобраться и принять взвешенное решение.