Напоминаем, в этом году заслушивания отчетов заместителей Председателя Правительства региона проходят в онлайн-режиме. К каждому из отчетов в Общественной палате собрали (в том числе онлайн) вопросы, волнующие жителей Ульяновской области, и направили их ответственным зампредам.

Ниже представлены ответы Первого зампреда правительства Е.В.Уба касающиеся сферы образования.

Полный текст отчета Е.В.Уба по ссылке: https://opuo.ru/documents/otchet-pervogo-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-ulyanovskoj-oblasti-e-v-uba-o-rezultatax-deyatelnosti-za-2019-god/

Министерство образования и науки УО:

1.В разных разделах отчета разное количество обучающихся в муниципальных образовательных организациях региона. В одном — 120344 человека, в другом-115737? Какова верная цифра?

Ответ: В 2019-2020 учебном году в образовательных организациях Ульяновской области обучается 121 754 человека:
Из них:
– 119 290 – количество обучающихся муниципальных дневных и вечерних школ (в том числе 118 191 – количество обучающихся муниципальных дневных школ; 1099 – в вечерних (сменных) муниципальных общеобразовательных организациях);
– 138 – количество обучающихся федеральных учреждений (лицейские классы при вузе);
– 164 человека – количество обучающихся негосударственных образовательных организаций;
– 2162 человека – в государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Ульяновской области.

2. Предусмотрены ли изменения в рамках повышения квалификации учителей в будущем с учетом ситуации с дистанционным образовании в настоящее время?

Ответ: В связи с переходом к организации образовательной деятельности в дистанционном режиме пересматриваются подходы и вносятся коррективы в программное обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников региона в части включения модулей по организации дистанционного образования обучающихся.
Так в дополнительные профессиональные программы включены следующие модули:
– теоретические и практические аспекты персонализации образования;
– педагогическое сопровождение в условиях персонализированного обучения и работы на цифровой платформе;
– организация обучения в дистанционном формате и работы на цифровой платформе;
— развитие цифровых компетенций педагога и др.
Также, в настоящее время победителями конкурсного отбора на присвоение категории «педагог-методист» разрабатываются методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по всем предметным областям.

3. В разделе «Дошкольное образование» отмечено, что 169 детей в возрасте до 3 лет не обеспечены местом в детском саду. Предусмотрены ли места для этих детей в 2020 году?

Ответ: Дети, не получившие место в детском саду в период планового комплектования на 2019/2020 учебный год, получат направления в 2020 году. Необходимо учитывать, что численность детей, не обеспеченных местом – плавающий показатель. При наличии вакантных мест в детских садах родителям (законным представителям) детей выдаются направления в течение календарного года. Так, в настоящее время, численность детей, не обеспеченных местом, составляет 72 человека.

4. Есть ли анализ поступления выпускников из профильных классов на соответствующие направления ВУЗов?

Ответ: В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.04.2015 № 217-пр «Об утверждении Комплекса мер по сопровождению выпускников образовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области, с целью содействия в их трудоустройстве в Ульяновской области» Министерством образования и науки Ульяновской области централизовано проводится мониторинг намерений выпускников общеобразовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области (далее – мониторинг).
Мониторинг о выпускниках заполняется в программном комплексе, доступном по ссылке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  http://human.ulgov.ru/.
Осуществляется анализ по самоопределению выпускников, по их предпочтениям в части дальнейшего получения профессионального образования. Результаты мониторинга предоставляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Губернатору Ульяновской области Морозову С.И. Профильные учебные предметы для обучающихся профильных классов, как правило, рекомендованы для сдачи ЕГЭ, а значит являются вступительными в Вузы.

5. В 2020 году планируется закупить 12 школьных автобусов на средства регионального бюджета. Какова потребность школ в автобусах в целом? Не рассматривается ли возможность покупки автобусов для организаций среднего профессионального образования?

Ответ: В рамках подпрограммы «Развитие общего образования детей в Ульяновской области» Государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2020 – 2024 годы, на мероприятие «Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с приобретением школьных автобусов» были запланированы  и выделены денежные средства на 2020 год в размере 26 500 тыс. рублей.
На данные денежные средства в этом году были приобретены 12 школьных автобусов для образовательных организаций муниципальных образований Ульяновской области.
Министерством образования совместно с администрациями муниципальных образований постоянно проводится анализ необходимости замены транспорта для перевозки школьников 10-летнего срока эксплуатации, а также приобретения новых единиц для обеспечения вновь открываемых школьных маршрутов и для снижения нагрузки на существующих маршрутах по причине увеличения количества обучающихся.
Общая потребность замены школьных автобусов в 2021 году составляет 64 единицы техники.
«Школьный автобус» — это специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно организовывается для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Согласно ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний», подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования.
Исходя из вышеуказанного вопрос возможности покупки школьных автобусов для организации среднего профессионального образования не рассматривается.

6. С 2020 года Ульяновская область участвует в реализации федерального проекта «Земский учитель», предусматривающей осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. Ульяновская область по федеральной квоте получила 17 вакансий на 2020 год. В 17 вакансий включены вакансии 8-ми муниципальных образований Ульяновской области. До 1 апреля 2020 года продолжался прием заявок через федеральный портал. Сколько поступило заявок и когда будут известны результаты?

Ответ: В настоящее время осуществлён приём заявлений учителей на востребованные вакансии через федеральный портал «Земский учитель». Общеобразовательные организации-участники программы «Земский учитель» в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации до 1 июня 2020 года осуществлялся приём документов претендентов на участие в конкурсном отборе. В период сложившейся эпидемиологической ситуации дальнейшая реализация программы «Земский учитель» организована в дистанционном режиме.
В рамках программы в 2020 году в школы Ульяновской области планируется привлечь 17 учителей. (В 2021 году – 15 учителей).
Общее количество заявок от претендентов на 17 вакансий учителей общеобразовательных организаций в 2020 году составляет 177 заявок, количество участников программы «Земский учитель» 122 человека.
Данные заявки на участие в программе «Земский учитель» поступили как от представителей Ульяновской области, так и от учителей более 20 субъектов Российской Федерации, таких как Самарской области, Чувашской Республики, Республики Татарстан, Московской области, Пензенской области, Республики Мордовия, Курской области, Ростовской области, Челябинской области, Оренбургской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра, Забайкальского края и других.
Согласно концепции проекта, 17 учителей, которые станут победителями конкурсного отбора самостоятельно трудоустраиваются в образовательные организации, которые имеют вакансии, включённые в перечень вакантных должностей учителей и затем обращаются в Министерство образования за получением выплаты.
Этапы проведения конкурса:
1) до 1 июня 2020 года — подача документов претендентом в школу (два варианта): на бумажном носителе при посещении учебного заведения или в электронной форме на электронный адрес школы;
2) до 5 июня 2020 года — техническая экспертиза и проведение экспертной оценки документов членами комиссии;
3) до 10 июня 2020 года — проведение собеседования с претендентами (допустимо с применением дистанционных технологий) и определение победителя конкурсного отбора на основании данных итоговых баллов рейтингового списка участников;
4) до 25 августа 2020 года – выезд победителя конкурсного отбора в школу с целью знакомства с администрацией и педагогическим коллективом, а также для решения вопросов, связанных с переездом (осмотр предоставляемого жилья) и заключение трудового договора сроком не менее пяти лет по основному месту работы.

7. Согласно отчету планируется создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, в том числе создание служб ранней помощи, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, повышения психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. Оснащение службы ранней помощи, организованной на базе МБДОУ № 226 «Капитошка» г. Ульяновска». Как будет работать служба и для каких категорий граждан?

Ответ: В настоящее время на базе вышеуказанного детского сада коррекционно-развивающая работа проводится с детьми, посещающими учреждение и нуждающимися в помощи специалистов. Оснащение необходимым реабилитационным оборудованием для детей в возрасте до трёх лет позволит организовать службу ранней помощи для детей, не посещающих детский сад и нуждающихся в ранней коррекции в соответствии с выявленными нарушениями в развитии. Информирование родителей о создании и функционировании службы ранней помощи будет осуществляться в детских поликлиниках, в социальных сетях сети интернет, на сайте дошкольной образовательной организации и с помощью родительской общественности.

8. Охват горячим питанием в общеобразовательных организациях региона в 2019 году составил 85% от общего количества обучающихся. Льготным питанием охвачено 21722 обучающихся. Как будет решен вопрос со стоимостью бесплатного питания учеников начальной школы по Указу Президента?

Ответ: Финансирование бесплатного/льготного питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций происходит за счет местных бюджетов. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления закрепляют льготные категории и устанавливают денежный норматив. По вопросу о стоимости бесплатного питания обучающихся 1-4 классов вопрос будет решаться централизованно. Стоимость будет зависеть от объема субсидий и их назначения, в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

9. В 2019 году продолжалась стипендиальная поддержка студенческих семей, имеющих детей. В 2019 году данную стипендию в первом полугодии получали 3 человека, во втором полугодии 2 человека, все они являются студентами ульяновских вузов. Выплаты в 2019 году составили 90 тыс. рублей (в 2018 – 144 тыс. рублей).» Какие меры предпринимаются и какие организации привлекаются для увеличения числа студенческих семей?

Ответ: В самом деле, количество семей, которым в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» назначается стипендия Губернатора Ульяновской области «Семья» является небольшим, но это только потому, что критерии получения данной стипендии достаточно жёсткие:
студенческая семья должна иметь ребёнка, оба родителя (или одинокая (ий) мама (отец)) должны быть студентами дневной формы обучения, обучаться на бюджетной основе и получать академическую стипендию (т.е. должны учиться на «хорошо» и/или «отлично»).
Закон разрабатывался по поручению Губернатора Ульяновской области от 27.11.2012 № 306-ПС (пункт 1.1.2), протокол встречи «Откровенный разговор» 23.11.2012.
Справочно:
В образовательных организациях высшего образования, находящихся на территории Ульяновской области, также оказываются меры поддержки студенческим семьям.
В УлГУ, например, единовременная материальная помощь может быть оказана в следующих случаях (если с момента наступления события не прошло более 6 месяцев):

– в связи с бракосочетанием. Минимальный размер материальной помощи составляет 8000 рублей.

– в связи с рождением ребенка. Минимальный размер материальной помощи составляет 12000 рублей.

Материальная поддержка обучающихся может осуществляться также в виде материальной помощи обучающимся, имеющим детей (ребенка). Минимальный размер материальной помощи составляет 8000 рублей.

Процесс сокращения количества студенческих семей в большей степени объективный.

Так, по данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 2019 года, границы оптимального возраста вступления в брак следующие: для женщин он составляет в среднем 24 года (среднее значение по ответам респондентов, указавших конкретную цифру — 94%), что на один год больше, чем по результатам опроса 2017 г.; для мужчин данный порог за два года не изменился и держится на отметке в 27 лет (среднее значение по ответам 94% опрошенных).

Вместе с тем, в связи с переходом на систему образования: бакалавриат – магистратура в настоящее время срок обучения в вузе у большинства студентов составляет 4 года (раннее – 5 лет), и к моменту окончания обучения по программам бакалавриата им исполняется порядка 22 лет, т.е. семьи создаются в основном уже после окончания вуза. Относительно малая часть выпускников, которая поступает на обучение в магистратуру, как правило, мотивирована, прежде всего, на построение карьеры, и многие из них вступают в брак уже тогда, когда состоятся как профессионалы.

10. По сравнению с прошлым учебным годом стоимость обеда увеличилась в среднем на 7%, что якобы не превышает уровень инфляции. Есть ли экономическое обоснование этого подорожания?

Ответ: Обоснованием увеличения средней цены обедов в муниципальных образовательных организациях является доведение стоимости до уровня, при котором структура обеда будет соответствовать нормам питания, утвержденным санитарным законодательством.

11. В 2019 году 59 образовательных организаций всего в 9 муниципальных образованиях Ульяновской области подключены к высокоскоростному интернету! В 2020 году — подключено еще 61 организации, окончание подключений — 2021 год! То есть дистанционное обучение школьников при сегодняшних условиях обеспеченности интернетом просто невозможно?

Ответ: В настоящее время все образовательные организации, находящиеся на территории Ульяновской области, подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а к концу 2021 года все школы региона будут обеспечены высокоскоростным доступом к сети Интернет.

Одним из условий организации образовательной деятельности в дистанционном режиме является подключение к сети Интернет домовладений.

Министерством образования и науки Ульяновской области разработаны методические рекомендации по организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях Ульяновской области. В рекомендациях отражены несколько моделей организации дистанционного образования, которые учитывают наличие или отсутствие высокоскоростного Интернета и технических средств обучения.

Например, дистанционное образование может быть реализовано не только в on-line форме при наличие высокоскоростного Интернета, но и с использованием «кейс-технологии» (в случае, если нет возможности подключения к сети Интернет).

В этом случае для каждого учащегося учителем составляется индивидуальный план-задание, они получают «кейс», содержащий пакет учебных пособий, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM или флеш-накопителе и электронную памятку. Электронная памятка включает в себя рекомендации по изучению данного материала, тесты, вопросы для самоконтроля, практические и творческие задания.

12. Всем известна эффективность создания и успешной реализации подпрограммы «Окна», возможно ли создать аналогично подпрограмму «Двери»? Паспортизация объектов социальной сферы, проведенная в декабре 2019 года по инициативе председателя профильной комиссии Общественной палаты Ульяновской области по ЖКХ, строительству и благоустройству В.Ф.Яроша, последующие мастер-классы и полученные от их руководителей уже заполненные паспорта, уже при первом рассмотрении увидеть ряд системных и общих проблем, в т.ч. и по замене дверей. Ситуация усугубляется не только их изношенностью, но и уже несоответствию тем новым нормам и требованиям, которые указаны в предписаниях руководителям учреждений образования от госпожнадзора и др. контролирующих органов.

Ответ: Осуществление ремонтных работ в муниципальных образовательных организациях возможно в рамках государственной программы Ульяновской области по модернизации системы образования. Государственной программой предусмотрено мероприятие, которое объединяет выполнение всех видов ремонтных работ, а именно капитальный, текущий ремонты, ремонт элементов зданий (отмостка, цоколь, кровля, фасад, оконные и дверные блоки, и т.д.). Таким образом, выделять «замену дверных блоков» как отдельную программу нет необходимости.
Для того, чтобы муниципальная образовательная организация была включена в перечень мероприятий государственной программы администрациям муниципальных образований необходимо предоставить следующие документы в адрес Министерства образования и науки:

– заявка с указанием приоритетности выполнения ремонтных работ, с ссылкой на показатель изношенности объекта, срока службы, финансовую целесообразность и стоимость устранения недостатков;

– проектно-сметная документация на планируемые виды работ;

– заключение экспертизы о достоверности определения сметной стоимости;

– выписка из бюджета муниципального образования о наличии софинансирования (не менее 5% от стоимости планируемых ремонтных работ).

При предоставлении полного пакета документов, заявка на выполнение ремонтных работ в муниципальных образовательных организациях будет рассмотрена на включение в перечень мероприятий государственной программы с определением срока и объёма финансирования.

13. Конкретный вопрос по Белозерской средней школе. Школа построена в 1977 году практически на болотистой местности. По вышеуказанной причине ежегодно, выражаясь языком дорожников проводились и «ямочные» и «карточные» местами ремонты пола, на следующий год все повторялось. И так все 50 с небольшим лет. Хотя на втором этаже школы пол находится в нормальном состоянии все эти годы. Можно ли раз и навсегда решить этот вопрос по сплошной замене полов (хотя соответственно и входные двери в классы тоже из-за этого подгнивают) на 1 этаже этой школы?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, благоустройство прилегающих к ним территорий являются полномочиями муниципальных образований. Таким образом, степень приоритетности планируемых ремонтных работ определяет руководитель школы или детского сада совместно с Учредителем (управление образования района).

14. Предложение: в каждую районную библиотеку области в обязательном порядке оформлять ежегодно подписку на журнал «Родина» — единственное в России издание по истории страны с древнейших времен до наших дней. Во все библиотеки области – это уже большое финансирование, а вот хотя бы начать с подписки на 2 полугодие в каждой районной и городской библиотеке области – это можно решить уже в текущем 2020 году?

Ответ:  Журнал «Родина» является научно-популярным изданием, стоимость подписки которого на полугодие составляет 2 394 рублей.

Журнал будет интересен для городских и районных библиотек, которые являются подведомственными Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области.  Для библиотек образовательных организаций, подписка на журнал может носить только рекомендательный характер.

В адрес начальников управлений (отделов) культуры и организации досуга населения, а также директоров централизованных библиотечных систем (межпоселенческих библиотек) муниципальных районов Ульяновской области методическим центром по взаимодействию с библиотеками муниципальных образований Ульяновской области (ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека им. В.И.Ленина») направлено рекомендательное письмо от 03.06.2020 № 250 с предложением включения в план подписной компании на 2 полугодие 2020 года журнала «Родина».

Также сообщаем, что подписка на газеты осуществляется через электронный и печатный каталоги АО «Почта России»: подписной индекс журнала «Родина» – 73325. Стоимость подписки на полугодие около 1 тыс. рублей.

Кроме того, сообщаем, что в 1 полугодии 2020 года журнал «Родина» в г. Ульяновске получают ОГБУК «Дворец книги — Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина», ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества» и 11 библиотек МБУК «ЦБС» (ЦГБ им. И.А. Гончарова, №№ 1,2,3,4,5,6,15,17,18,22). На 2 полугодие 2020 года подписка данных библиотек продлевается.

15. Губернатором были озвучены планы о строительстве пристроя к Губернаторскому лицею №100, насколько они реальны в новых обстоятельствах жизни?

Ответ: В настоящее время идёт проектирование учебного корпуса на 550 мест, к существующему зданию МБОУ «Губернаторский лицей № 100» в г. Ульяновске. Планируется строительство отдельно стоящего корпуса, соединённого с основным зданием отапливаемым переходом в уровне второго этажа. Всего на четырёх этажах здания планируется расположить классы по различным предметам, 2 спортивных зала с гардеробными, пищеблок, учительскую, актовый зал с помещением для хранения декораций, конференцзал и мастерской. Проведение спортивных занятий на открытом воздухе планируется на стадионе существующего здания лицея.