Главе города Ульяновска
С.С. Панчину

Прокурору Ульяновской области
С.А. Хуртину

Открытое письмо

Главные дороги в городе отремонтировали, но не все и это может не повториться. Если посмотреть открытый реестр муниципальной собственности и публичную кадастровую карту, то легко выяснить, что улицы Ульяновска в буквальном смысле бесхозные. Власть каждый раз в ручном режиме решает ремонтировать улицы или нет, и какие именно. По такому же принципу улицы убираются зимой. Чтобы это исправить необходимо включить улицы города в реестр муниципальной собственности.

Почему улицы бесхозные?

Действующее законодательство устроено, так что учет улиц, как земельных участков, требует проведения кадастровых работ (геодезическую съемку и составление технического плана). Штатных кадастровых инженеров у сложной структуры городской власти почему то нет. И чтобы нанять таких специалистам городу надо проводить торги. Это чиновники делают очень медленно и крайне редко. Однако с улицами все намного хуже. Очевидно, что их учет не делается сознательно. Единственная, известная мне улица, которая стоит на кадастровом учете, это улица Гончарова и она не отражена в реестре муниципальной собственности. Реестр можно посмотреть по ссылке. Кадастровый учет земельных участков в городе можно посмотреть здесь.

В тех редких случаях, когда прокуратура пытается добиться ремонта какой-то отдельной улицы, основное возражение со стороны администрации часто звучит так – это не улица, так как ее нет в реестре муниципальной собственности. И не всегда прокурорам получается выиграть такие суды (См, например, дело № 2А-2918/2017 в Ленинской районном суде г. Ульяновска).

Почему администрация обязана регистрировать право собственности города на улицы?

Улицей я называю территорию общего пользования по смыслу ст. 1 Градостроительного кодексу РФ, очерченную красными линиями и не имеющей градостроительного регламента для ее застройки. Она же дорога, по смыслу Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” , включающая в себя не только проезжие части, но и тротуары, обочины, озеленение.

В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» относит к собственности поселения автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст. 5 196-ФЗ).

Как следует из Приказа Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 “Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества” объектами учета в реестрах являются, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество. Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер.

Конечно, кажется бессмысленным судиться с городом по такому вопросу. Но гражданам приходится брать это на себя из-за бездействия властей.
Почему администрация этого не делает без суда? Почему прокуратура не подаст разом 4 иска (по количеству районных судов) по всем улицам сразу?
Предлагаю настоящим письмом в 5-дневный срок главе города Панчина С.С. вынести постановление о начале работ по включению всех улиц города в реестр муниципальной собственности, а прокурору области Хуртину С. А. о вынесении соответствующего предписания С.С. Панчину об устранении такого нарушения.

По истечении 5 дней, я буду вынужден самостоятельно обратиться с 2 исками о включении всех улиц своего округа в реестр муниципальной собственности.