Мы периодически ходим по рекам. По опыту оптимальный транспортный набор: 37 ПВХ лодка, 20-25 мотор. В меру тяжелый-посильно перетаскивать на переходах. Но и дающий хорошую скорость для груза и трех человек. Не спорт, скорее, переключение и большой заряд окружающей красоты. Самыми длительными были Свияжская (классическая – ходил и Ленин), Сурская, Вятская кругосветки (последняя, например – порядка 800 км). Ниже отчет по относительно прошлых небольшому (320 км) маршруту “Жигулевской кругосветки”. Тоже классика (Ленин ходил и ее). Ниже небольшой отчет.


Жигулевская кругосветка, первый день. Старт из Шиловки. Волна на грани проходимости, но надежда на улучшение погоды. Перетряхнули внутренности и позвоночник. То, что с берега кажется легким ветерком, на большой воде может оказаться непроходимой волной. А объем нашей воды может дарить и сюрпризы пожестче. Историй, в том числе и печальных, много.


Долгие годы работающий завод, который официально до сих пор не введен в эксплуатацию. Дымит, грузовики разбивают дороги, а вот не введен.


Из-за тряски на волне потеряли два спиннинга. Река как старые боги – требует жертв. Главное не жалеть – все это опыт. Здесь хлипковатости креплений удилищ на лодку – волну не держат. Что-то похожее происходит каждый переход.


Решились срезать и длинным переходом махнули на другой берег. Это уже Самарская область, Тольятти буквально за поворотом, но город такой длинный, что еще идти и идти. Волна, увы, меньше не стала


Но пляжи отличные


“Персей” – популярное название у наших кораблей. Друг идет на корабле с севера в Каспий, встретил одноименный. Как думаете, почему? Победитель водной Медузы?


Тольятти, переход ГЭС, ждем Газель. А это, к слову, культурно-развлекательный центр. Не знаю как там развлекают, водная инфраструктура у соседей развита на порядки больше. Правда заметно это становится уже ближе к Самаре – Тольятти в этом плане тоже не богат. В целом, незавидный город. Строили почти на пустом месте маленького Ставрополя. “Стройка коммунизма”, в итоге не озаботились урбанизмами. Город, обслуживающий завод.


Хотел было поставить в пример, насколько масштабные строят в городе развязки, но разговорились с водителем (перевозим лодку через ГЭС). Он рассказал, что эту зависшую стройку ненавидит весь город. Мало того, что люди уверены в ее коррупционности (называл цифры, но я не запомнил), но и не понимают, что она дает. Развязка упрется в старую дорогу и проблему не решит. Зато уже на несколько лет создала новую.


Спуск на уже малую Волгу в красивом месте. Здесь уже начинаешь видеть не только другую (нормальную) реку. Но и то, насколько живет на ней город. Едва ли не очередь на спуск катеров и лодок. Заметны другие деньги – много премиального. Как следствие:


Заправка на воде. Увы, город на двух реках до подобного, в том числе, наверное, и экономически, так и не дорос.

 


Покружили вокруг заповедных островов – лодки причаливают в режиме выходного дня, но ни кострища. Совсем другая природа. Нет обрывов нашего водохранилища. Щадящие в этом плане Жигулевские горы, острова, масса стоянок. Следует признать: в плане рекреации и отдыха перевод Волги в разлив хранилища просто убил нам реку. Вспомнил старые фото: разливы, острова и протоки. Сейчас остается восхищаться масштабом.

Жигулевская кругосветка: день 2. Прошли Луку. Махнули всю: за день прошли от Тольятти до нашей Бектяшки. Родина вновь встретила жесткой волной, успели прямо в закат. 200 км махом за день на пвх: кто в курсе, тот поймет. Подробности:


Утро. Чуть дальше Зольного. Одно наслаждение идти по штилю. Самара в выходной просыпается не рано. Странно (и удивляло всю поездку) другое – почти нет рыбаков. Буквально в паре мест стояло по десятку лодок. С таким масштабом освоения воды удивляет вдвойне. В основном: просто катаются и отдыхают.


Речная жизнь. Отмечу что весь парк судов (часто наблюдаю и в Шиловке) – советский. На неделе “Коммерсант” написал, что например пассажирский парк речных кораблей в течение 3 лет уменьшится на 30 процентов. Просто дряхлеют. Новых почти не строят (единично)-слишком длинные деньги и туманные перспективы. В Ширяево


Знаменитый “Богатырь”. Почти полностью срытая гора. Ушла на строительство ГЭС. Достопримечательность


Это уже Самара. Еще раз позавидуем количеству пляжей и роли, которую река играет в жизни города в целом. Волга – его часть. Наш откровенно убогий Центральный и робкая цепочка городских “турбаз”, скорее, просто частных, огороженных берегов, не идут ни в какое сравнение. Еще раз убеждаешься: да, водохранилище, во многом, съело нашу реку с ее протоками, Подгорьем и нормальными берегами. Но здесь же констатируем – и откровенная пассивность власти в развитии инфраструкутры. Много разговоров о туризме, а только и слышно глэмпинг, да глэмпинг (частный небольшой проект). Где программы, где стратегии, где вода, например?


Таких пляжей у города несколько. И это только в центре

А вот такая очередь субботним утром на речные трамваи. Многие сотни людей уплывают на выходной день, чтобы вдохнуть реки и природы. К слову, в 50 метрах известное “Дно” – производство и продажа пива. И там очереди нет.


В массе берега рядом с городом обжиты стихийно. Масса хибар непонятного статуса. Но на многие километры вперед людей на берегах – сотни


Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Построен в 2000-х (что хорошо заметно). Город крупнее, меценаты богаче


На полпути к Переволокам начинают попадаться вот такие интересные карстовые места. Красивые камни, очень живописно


А это уже сами Переволоки. Вот такой непереволочный берег. Да и сам промысел угас. Пришлось вызывать Газель из Жигулевска. С такой же проблемой столкнулись и ребята-байдарочники, которые шли “законную” кругосветку (имею в виду, что не как мы – на моторе). И у них к развитию отрасли подход формален. “Жигулевская кругосветка” – удел энтузиастов. Сайт – плохой, любительский. Какие то дельцы зарегистрировали сам бренд, но толку? Перед поездкой начитывал – информация в сети по крупицам. В массе – просто блоги.


Гаражи здорового человека (живущего на реке).


Выход из Усинского залива в Волгу. Самара провожает почти полным штилем, спасибо за гостеприимство


Срезаем заливы. И по такой глади это одно удовольствие


И какое небо. В больших речных переходах оно всегда удивляет. Здесь, на маленькой лодке, которая почти не отделяет тебя от стихии, с ней ведешь диалог. Выходить из своего каждодневного кокона – важно и нужно. Это горизонты. И прежде всего – внутренние горизонты.


Подвалье. Граница. Родина встречает резким усилением ветра и нарастающей волной. До Бектяшки дошли уже с привычно перемешанными и встряхнутыми внутренностями. И совсем впритык закату. Но место, без преувеличения, курортное. Очень красивый залив. У нас много хороших мест. Кажется, столько прошел и проехал и прочел, но вот еще открытие.

Утром волна еще жестче, не до фото и кончается бензин. По жесткой болтанке дошли до известного заливчика между Буераками и Сенгилеем. И домой.