Центр политконъюнктуры опубликовал рейтинг регионов по уровню явки на голосовании по поправкам в Конституцию до 1 июля 2020 года. Итоговая явка оказалась высокой — 67,97%, в голосовании приняли участие 74,2 млн человек.

В исследовании указывается, что восемь из десяти россиян, принявших участие в голосовании по поправкам, сделали это в период с 25 июня до 1 июля. Общая явка в последний день выросла только на 12,58%.

Так, в Ульяновской области в голосовании до 1 июля приняло участие 79,63%. По этому показателю регион занял 51 строчку рейтинга, попав в группу субъектов РФ – посредственников.

Выводы и прогнозы, сделанные Центром политконъюнктуры:

1. Увеличение явки. Увеличение количества дней для голосования обеспечило приоритетный вклад в увеличение явки. Несмотря на негативные факторы (страхи, связанные с пандемией коронавируса, летний период и др.), явка оказалась сопоставимой с показателями президентских выборов 2018 года.

2. Уверенный спрос. Абсолютно во всех регионах более половины от общего числа проголосовавших посетили участки до основного дня голосования, которое было запланировано на 1 июля 2020 года.

3. Явка не угрожает результату. Увеличение явки играет на руку власти. Рассуждения относительно того, что рост явки приведет к увеличению доли протестного голосования, не подтвердились.

4. Заинтересованность власти. Логичным следствием п.3 стало то, что разные акторы уже озвучили в публичном поле заинтересованность в распространении практики «растянутого» голосования и на другие электоральные циклы. Вероятность расширения этой модели высока, в ближайшее время развернется широкая дискуссия о параметрах диффузии инновации.

5. Неопределенность рисков. Несмотря на заинтересованность разных групп в использовании такого подхода и во время других голосований, неизвестно, как увеличение числа дней сыграет в других институциональных условиях и временных рамках (ЕДГ проходит осенью, в период учебного года, а многие учителя являются членами УИКов). Сами выборы будут регламентироваться большим количеством ограничений и норм, связанных с N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поэтому эффект от увеличения числа дней голосования на обычных выборах не столь очевиден.