Жан Миндубаев.

(Из записных книжек.)

Замечаю, что  пышнословие  и хвастливая суета   снова заполняют  нашу жизнь…

Вот   некое эссе  широко известного в свое время ульяновского поэта  Пыркова, руководившего  как помнится,  местными  писателями-членами СП СССР.

И вот что (ЧТО!) он выдал  однажды…

Полюбуйтесь  этим «блеском» мысли и чувств…

Как  строки прекрасной поэмы…

(Журнал «Волга», 1982, №12.).
«…Волны медового запаха от разомлевших на солнце трав накатывают в полдень от подгорья, разливаются по площади. Лестница, ниспадающая к штормовой Волге с откоса, разогретые торопливые тропинки ведут в тенистые аллеи парка Дружбы народов. Бросишь взгляд с бровки Венца – вот он, все это зеленое, вольготное крутогорье, где такое изобилие цветов – кажется, радуга упала на землю!..
Парк этот… — своеобразная увлекательная поэма, сложенная сообща, по-братски. Поэма, сложенная из шепота молодых деревьев, из аромата роз, из алости, багрянца, голубизны, снежной чистоты. Поэма, где сменяются зори, времена года, где детский восторг уживается с задумчивостью, пышный восточный узор не гасит сдержанности северного орнамента, где нет оград: один цветок ластится к соседнему, одно растеньице не застит света другому…
Ходишь аллеями парка Дружбы народов, а будто путешествуешь просторами страны и замечаешь, как узнаваем лик любой из наших республик, сотворенный в парке садовником и художником.
О гладких дюнах, о морском побережье шепчет хвоя прибалтийских сосен, под их навесом голубеют незабудки. Морские чайки, изваянные из металла, кажется, перекликаются с волжскими, кружащимися там, внизу, в брызгах прибоя. Три резных профиля – латышского стрелка, рыбака, женщины – олицетворяют Латвию. И опять синева, но уже от колокольчиков. На рыжеватых каменных глыбах, привезенных из Литвы, многократно повторено изображение солнца, а огоньки настурций наполняют колеблющимся свечением это изображение. Из розового гранита высечена виноградная лоза Армении. Темная зелень южной туи оттеняет благородный колорит камня. Горы, ледники, сочные пастбища долин снятся густым елям Киргизии. О полноте жизни, о счастье материнства говорит стилизованная фигура молдаванки, а рядом крепыш-дубок набирает силу. Наскальные рисунки горных туров, сцены охоты искусно и лаконично выполнены азербайджанскими художниками; декоративная фигурка овцы – как намек на просторные степи Казахстана. Могучий зубр круто наклонил мощную голову, и мы с наслаждением произносим вслух два пропахших лесными чащами слова: Беловежская пуща… Простодушны, улыбчивы украинские мальвы – знак благополучия, гостеприимства, радушия. Изнемогают от собственного цветенья, долго хранят утреннюю росу в бутонах нежные розы Узбекистана. По черному отшлифованному граниту выбито изображение виноградной лозы Грузии. Стела, оформленная художниками Таджикистана, кажется озвученной, на ней музыканты, весело играющие на старинных национальных инструментах. Пеклом пустыни обдаст уголок Туркмении. Но рядом с песками – розы, розы, розы.
Обширен парк Дружбы народов. Прогуливаясь здесь, можно встретить чайхану, побывать в юрте, полюбоваться деревянными строениями, сделанными прибалтийскими плотниками, присесть на скамейку и послушать успокоительное журчание ручья… Как бы всплеснув ветвями, не в силах сдержать восторга перед расступчивыми волжскими далями, как бы изготовившись к парению, дивясь солнцу и чуду жизни, увенчали захватывающую дух кручу юные березы России. Не насмотреться на атласную кору их стройных стволов, на их прозрачные летние косынки, на их плавный, как русский напев, хоровод, их лебединую осанку…
Вл.Пырков»

      Узнается   стиль нашей  недавней жизни?… Жизни, в которой ( как утверждают некоторые пораженные деменцией  граждане)  никогда не  было ничего жестокого, плохого, неправильного, горького, несправедливого – а одни только успехи, победы, праздничные демонстрации .возгласы любви к вождям – и все такое прочее…Вроде как бы не жизнь реальная-  а сказка волшебная…

И особенно остро это ощущается сегодня в том   разоренном и убитом парке Дружбы народов который так велеречиво воспевал поэт Пырков…. Но вот где загадка:   разорен и погублен  этот абсолютно бесплатно подаренный  городу парк не пришедшими  откуда-то супостатами- а теми самыми  жителями города Ульяновска, которые любили ходить на демонстрации, на каждом углу кричать что живут на «Ордена Ленина  родине Ленина!» – и так далее все в том же духе..                 Так что очень сильно возбуждался поэт Пырков – и очень был недальновиден…

 

***                                                

 Интернет сообщает, что  в современной России вновь возрождается  сословие  дворянства. Ничего я лично против сего сословия не имею-  мужчины этого племени все поголовно были обязаны  идти служить Отечеству-  и  очень даже неплохо служили…И не только на военном поприще- вспомним хотя бы И.Н.Ульяноа, отца товарища Ленина – который  это же сословие и уничтожал яростно и с увлечением…

Однако .может ли  это  «второе рождение»- или ( как говорят в народе) «Из грязи да в князи..»  как-то   улучшить нашу жизнь сегдня?

Тут  вспоминается как вдова Пушкина изумлялась тому ,что  в Европе уже все графы и князья не балами увлечены- а массово  занялись сельским хозяйством, ,промышленностью, торговлей, архитектурой, наукой – то есть реальными делами.

А мы – и это в 21 веке!- как-то опять увлечены   чинопочитанием  и пышнословием – у нас ныне и губернаторы  во дворянстве, и генералы, и депутаты и даже сенаторы  ….

Ну и так далее..

До Римской империи дотянемся- или как?

***

Привыкли  мы болтать возвышенно и   непонятно…В какие-то заоблачные сферы несутся наши отцы-команадиры  гражданского поприща  Какие-то громогласные   организации создают, без конца  конструируют и переделывают под все более громкими и громкими  названиями простые  вещи…

Ну, кто может мне объяснить что кроется за понятием  «индекс счастья»? Какого счастья- личного, общественного (если таковое существует в мире- кроме фантастического «коммунизма») индекс какого счастья? Финансового счастья? счастья в любви?  в семейной жизни? счастья в детях? Изобретатель  «индекса» может мне ответить на сей вопрос?

Счастье-оно ведь самое разное – и у каждого свое. И потому я воспринимаю  этот  чиновничий «новояз» как попытку или повыпендриваться- или что-то спрятать  от нас за  сладостным набором слов…

Думаю что не  один  я так   воспринимает этот «симулякр»…

 

***

Писатель- это тот кто ПИШЕТ и издает ( или не издает ) книги.

Это- тот критерий, который и определяет пристрастие  человека к ПИСЬМУ. Все остальное- это лишь попытки решить  (точнее: посодействовать решению) неких проблем  власти с помощью писателей.

Помню, как на одном из писательских собраний в Москве Михаил  Шолохов  произнес  такую фразу:”Писатель пишет сердцем – а сердца наши принадлежат нашей Ленинской Партии!”

Но ведь на самом -то деле Михаил Александрович был просто ГРОМАДНЫМ писателем- а не партийным трескуном! И именно потому, что он писал СЕРДЦЕМ, он так и не смог завершить вторую часть “Поднятой целины”.Он увидел тупик  колхозного ударного строительства- и прост взял и расстрелял всех своих героев- и строителей нового мира , и их противников.  Вот что продиктовало  настоящему ПИСАТЕЛЮ его .писательское СЕРДЦЕ.

Да и роман «Тихий Дон»- это совсем не воспевание  победы октябрьской революции, совсем нет. Это  честный роман о том. как  вся кровавая вакханалия 1917-1922 годов  обездолила простого донского казака Григория Мелехова отняв у него  не только землю и волю- но и и любимую женщину, родных людей, здоровье, судьбу- и

– ВСЕ.ВСЕ , ВСЕ…

И  бросает он свою надоевшую винтовку в прорубь и надежда у казака Мелехова остается одна: маленький сынишка…

Вот она- цена честного, не напыщенного ,правдивого слова.

**

Халтура,  надувание всевозможных пузырей   во всех сферах нашей жизни, ,переходящее все границы воровство,пустопорожний треп, бесконечные карусельные игры  клерков всех  уровней и размеров- это та новая  эпоха.которая  как и все прежние ни к чему хорошему не приведет…

РАБОТА ЗАМЕНЯЕТСЯ СИМУЛЯКРАМИ…:  «Нью капитализм» в России НИЧЕГО сам не создал- только стрижет купоны со сделанного до него..

Околовлстные  кутки озбочены не  судьбой народа  и стрны-  а только личным обогащением.

Пути этого обогащения весьм извилисты, хитросплетены и коварны. Вот  что нас  губит.

***

В 19 веке создатели  так называемой “дворянской литературы  ( на самом -то деле великой русской литературы) имели по меньшей мере несколько   преимуществ перед сегодняшними создателями  мелкотравчатого газона..

Большая часть их была МАТЕРИАЛЬНО   обеспечена – и потому могла не торопиться  при писании (вспомните, сколько лет создавал свои романы Гончаров);

– писатели были ВЫСОКО образованны,;

– они были генетически  даровиты.

Они не отстранялись от  важнейших проблем  своего времени…

И главное: у них был ЧИТАТЕЛЬ! Сегодня литераторы  в основном пишут  только  для удовлетворения своего тщеславия. Ну и для  некоторого  выделения из толпы ..

Кстати: советские  деятели хорошо понимали роль литературы в жизни  общества и государства- и потому   всячески писателей поддерживали. Выражусь грубо: “кормили и содержали”, давали  квартиры  вне очереди, дома творчества, командировки, гонорар                        за книги . и так далее .

Ныне всего этого нет. Отсюда  толкотня и драчка возле  пустого корыта, в котором кроме “корочек” всякого рода Союзов  …ничего более и нет…

Во все времена  система  управления была тем успешнее – чем понятнее она была народу. Скажем: есть царь  или император; при нем – правительство ( или боярская Дума с ведомствами, подчиненными тому или иному боярину) все четко и понятно. Так же было и позднее: российский император,под ним правителство с министрами(да еще и какими- вспомним Витте!). Не стало царя- возник Совнарком  во главе с очень умным и вулканически устремленным  Предсовнаркома- и ведь это правительство СВОИХ  целей добивалось!

Советская власть была четко  структуризована и понятна: есть председатеь,есть министры ,есть задачи и  есть ответственность за их выполнение.

Но что творится сейчас? Каких только громогласных «пирогов» не  настряпали: «Ночной мэр»;»Министр цикличной экономики»; Центр стратегических исследований; Министерство молодежного развития…

Перечень  громогласных названий можно продолжать до бесконечности.

Интерсно другое: конец конечно будет. Но каким?