Ведущий клуба – Жан Миндубаев.

От ведущего.

На днях мыслитель местечкового  масштаба некий Филя Монов  надумал поучить нового церковного иерарха правилам и условиям приобщения нашего народа к Богу. Ему видите ли не понравилось желание церковного деятеля увидеть на Симбирской горе разрушенные когда-то яростными строителями «нового мира» храмы и монастыри.

И пустился этот бывший заместитель редактора областной газеты КПСС на Камчатке в длинные рассуждения как это надо бы делать, каким должен быть лесник – то бишь священник, пастырь, настоятель храма…

Не ведаю, как отреагирует церковный иерарх на худосочные потуги Фили Монова. Мне же они показались убого-примитивными.

Может быть потому, что я был знаком с тем, как нелегко и неоднозначно превратить  массовое безверие в индивидуальную, личностную Веру.

Ж.М.

****

ТАНЦЫ НА ИКОНАХ.

 

..СТОЯЛА посреди села Большие Ключики поруганная церковь…. Смотреть на нее было тяжело: ободранные купола, обшарпанные стены, полное запустение. А напротив разоренного храма притулилась  местная администрация. И разделял их маленький прудок, заваленный всяким хламом…

Символичным мне показалось соседство двух властей. Власти мирской, занятой житейскими хлопотами: дрова, пенсии, благоустройство села,.- и все такое прочее… А власти духовной, высшей, чья длань настигает человека, но не подавляет, а возвышает душу его, напоминая, что есть еще нечто в мире нашем кроме картошки, рюмочных радостей и притыренного с фермы мешка фуража…

Испокон веков почитали люди эту вторую, незримую и светлую власть Высшего ­  и оттого украшали землю куполами и минаретами с высоко вознесенными крестами и тонкими полумесяцами…

И рассказывала мне  старенькая жительница села  бывшая прихожанка Антонина Александровна (ныне упокоившаяся ) вот что…:

– Построили и освятили нашу Покровскую церковь за сто лет до Бородинской битвы – еще в 1712 году. В 1879 году ее разобрали и подарили погорельцам села Назайкино. А до этого, в 1872 году, на крестьянские деньги вот этот храм возвели… Царь у нас бывал – Александр Первый.. Трапезничал у нас в  1824 году. Кресло, в котором сидел государь, долго хранилось в храме…

Хороший у нас был храм. Когда на праздник или на служение собирались – такая светлость внутри! И священника уважали.

Но после семнадцатого года наступили для храма черные дни. И церковь, о которой идет речь – в селе  Ключики –  была закрыта и разорена.

– – Распоряжение снести церковь пришло в тридцать шестом году. Говорили, что она сердила начальство: куда ни едет оно мимо Ключиков – отовсюду с дороги купола видны! Ну и пришел приказ: ломать! Свои за это греховное дело не взялись, пришлось начальству нанимать бригаду комсомольцев   из Татарстана.  Колокольню снесли и два купола – но тут она  девушка  упала с кровли и разбилась… Все перепугались:»Божья кара!»  И быстренько  уехали.        Так и остался храм стоять недоломанным…

 Тогда первым делом власти решили избавиться от икон. Прихожане хотели разобрать их по домам – не разрешили. Распорядились так: выстлали иконами пол в клубе. Молодежь на танцы  в новоявленный «клуб» пригласили.

– Однако отплясывать на святых ликах не решился никто. Стоим по стенкам, баянист играет, в плясать никто не идет…

Запомним это свидетельство: на иконах веселиться не посмел никто! Еще не посмел – так скажем – в 1936 году…

Церковь, в которую ходили молиться крестьяне окрестных деревень стала ПОМЕЩЕНИЕМ. Много чего в ней помещали власти: зерно  запчасти, солярку и селедку. Храма не стало.

МНОЖЕСТВО РАЗ проезжая мимо  Ключиков, с горечью взирал я на останки некогда великолепной церкви –  немым укором высились ободранные купола и стены… Но однажды едучи мимо глянул я с пригорка на Ключики и обомлел: изодранные купола старой церкви заблестели на солнце свежекрытым металлом!

Я завернул в село. Рядом с храмом стояла техника, вагончик для строителей, лежали стройматериалы. Было видно: восстанавливают храм!. То-то поди рад народ?

Настоятеля храма в тот раз мне встретить не удалось, и я завернул в здание сельской администрации, которое, как уже сказано своим крылечком глядело на  храм. И было мне приятно узнать, что и среди жителей села, и среди начальников отношение к возрождению церкви самое положительное. Что воссоздание храма началось радостно, в согласии светских и духовных властей, при полном одобрении прихожан. Были собраны средства, необходимые для начала работ. Местные хозяйственники откликнулись на призыв: выделили  для духовных нужд трактор, грузовик и автобус. Помогли птицефабрика, дорожно-строительное управление и прочие местные хозяйственные организации.  Молодой  настоятель храма не  жалел ни сил, ни времени на возрождение церкви. Правда, разгребать завалы приходили лишь старики и старушки – молодежь отсутствовала.

И все же виделось скорое возрождение Покровской церкви. Но тут в Ключиках произошли события, обнажившие непростую картину наших дней.

  ГОВОРЯТ, веру убить невозможно. Я тоже так думал. Но некие события в  Ключиках заставили меня в свое время усомниться в незыблемости этого постулата. Заехав в село через год, я с удивлением узнал, что восстановление храма «притормозилось». Практически работы не ведутся. И совсем не потому, что угасло рвение священника или, как бывало, власти противодействуют. Отчуждение, обнаружилось между местными начальниками, некоторыми жителями села и настоятелем церкви  некое непонимание…

С чего же все началось? Слышал на этот счет разное… Одни говорят: «А наш святой отец вознамерился пастбище у нас отобрать!» Другие: «Отец Александр захотел лучше всех жить, потребовал себе целый гектар под усадьбу». Третьи: «В душу лезет… Несешь ребенка крестить – а он спрашивает: «Сама-то веруешь ли? С отрытым ли сердцем к Богу идешь?» А какое его дело? Раз я заплатила – крести!»

Некоторые селяне  были еще откровеннее: «Пока помощь шла со стороны организаций, и деньги были вроде бы ничейные, то все были за ворождение… А как понадобилась помощь  селян-  так сразу и засомневались …»

Вот такие рассуждения. За ними проблема, ощущаемая не только в  Ключиках –  но и во всей необъятной России. Она – в степени ИСКРЕННОСТИ  веры. И тут невольно задаешься вопросом: повсеместное возрождение храмов и монастырей – это потребность народной души или новое общественное увлечение, очередная мода? –   ЧЕСТНО говоря, таким вопросом я не раз задавался и раньше. Не очень верится мне, скажем, в искренность Веры  многих наших политических лидеров. Хоть и часто появляются они в  храмах с непременными свечками в руках, но как-то не говорят их глаза о сокровенном разговоре с Создателем… Да и лица простого люда, заполняющего храмы в российской глубинке, тоже не всегла  убеждают в том, что общение с Богом стало  нашей насущной потребностью … Что-то в сегодняшних посещениях «народными массами» проглядывается от… простите, бывших «культпоходов» в театры, музеи, картинные галереи…» Душа не просит, но раз уж надо, и все идут – то и мы пойдем!»

Да-а… Ситуация в  Ключиках лишний раз подтвердила эти

 Понимаю: невеселы мои размышления. Дело в том, что восстановление  церкви и возрождение искреннего религиозного чувства людей – это как бы два параллельных потока, текущих рядом, но трудно сливающихся воедино.

Так почему же начатое благое дело было прервано? Выше я привел различные суждения местных жителей по этому поводу. Добавлю собственное умозаключение, свое понимание происходящего.

Отец Александр – священник молодой, искренний поборник веры, всех церковных канонов – пришел в здешний приход «со стороны» – епархия назначила. Был тогда храм – в разрухе. Но! В подобном же плачевном состоянии находились и человеческие души. Да и могло ли быть иначе после десятилетий яростного и повсеместного истребления веры, религиозного чувства? Да, да: от нас требовали соблюдать «моральный кодекс строителя коммунизма», у нас были партийные, комсомольские и пионерские организации с их «высокой требовательностью» к своим членам. Нерадивых граждан прорабатывали на товарищеских судах, в октябрятских и пионерских отрядах, в прочих институтах «воспитания», устыжения и наказания – с младенческого возраста до старости.

Но внутренняя, не показная мораль (как личная, так и общественная) была лживой и ущербной. Ритуальность, а не искренность; показушность, а не совестливость – так, пожалуй, можно обозначить привычное состояние, в коем пребывали все мы, жители «больших» и «малых ключиков». Поэтому реставрация церкви в Ключиках  и была воспринята многими (и сельчанами, и властью) не как символ возрождения благости и совестливости В ЧЕЛОВЕКЕ, а лишь как некое ОБРЯДОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Тут надо подчеркнуть существенную деталь. Поначалу лич-ного участия в восстановлении храма и не требовалось: деньги, техника, материалы выделялись в основном различными ор-ганизациями и были вроде бы «ничейными». А к «ничейному» (государственному, общественному) отношение в нашей стране отнюдь не скупое. И потому все в Ключиках были вроде бы благосклонными сторонниками восстановления церкви – они не думали, что это святое дело коснется каждого.

Еще одна кошка пробежала между отцом Александром и его «паствой» ( в кавычках потому, что истинной паствы в селе, как мне представляется, нет и до сих пор), Когда священник попросил выделить гектар земли под строительство домов для него и церковных служителей (не только для себя) сельская администрация отказала:»Много!» «Тогда давайте хоть сорок соток под усадьбу», – попросил настоятель, хорошо знавший, что в сельской округе такой величины усадеб немало. Опять отказ: бери пятнадцать соток.     Батюшка обиделся, отказался. Он напомнил: когда власти реквизировали в тридцатых годах прекрасный дом и участок местного священника, они были не столь щепетильны! Да, когда-то при здешнем храме был и  немалый кусок земли.

Отец Александр понимал: обзаведись сейчас церковь такими угодьями – и восстановление пойдет куда быстрее. Снова пошел в сельскую администрацию: дайте земли, мы будем ее в аренду сдавать и за счет этого строиться. Но местная администрация, настойчивость священника не одобрила. Быстренько собрала сельский сход. Он и решил: никаких земельных угодий храму!  «Мы на этой луговине сроду скот пасем! – кричала одна   пенсионерка  – А тут явился хозяин в рясе: не смей пасти корову – или плати денежку. Новый помещик нашелся!»

Увы, эта точка зрения укоренилась во многих головах. Как будто священник для личного пользования землю возжелал, чтобы драть с крестьян три шкуры! Враз забыли, что настоятель храма, между прочим, даже твердый ценник на церковные  -требы отменил: «Платите, братья и сестры, по возможности…» Меня, честно говоря, более всего поразило  это: стоило чуть-чуть задеть ту самую «материальную сторону» жизни, о которой мы так сильно печемся, как те же самые люди, которые вроде бы душой радели за храм, за веру, враз отшатнулись от благого дела.

Но есть и другая причина, мешающая реставрации  Веры. Она и сложнее, и куда печальнее.

Я УЖЕ ГОВОРИЛ, что отец Александр – сторонник веры твердой, основанной на канонах православия и установлениях Священного писания. То же хочет видеть в своих прихожанах. Несут крестить младенца – справляется: а крещены ли сами родители? Причащаемым может подсказать, что делать это надо чаще, чем раз в году. То есть заботится священник об искренности религиозного чувства. Но многим именно это и не нравится: бурчат: мол, чего ему еще надо? Мы заплатили за церковную требу, он получил – ну и правь свою службу! Будто и невдомек им, что Божий храм – это все же не бюро услуг, а священник – не закройщик и не парикмахер…

Однако люди свое гнут. Не понимают строгого батюшку! Сплетни распускают… Сколько досужих разговоров ходит по округе: «Не тот человек!», – это самое мягкое, что я услышал… Услышал, что особняк он в соседнем селе строит, что продает «налево» выделенный для нужд церкви транспорт. И прочее, и прочее… Много напраслины возводят на своего духовного наставника люди. Те же самые, которые вроде бы хотели возродить веру – и в обществе, и в собственных душах…

Бывшая прихожанка рассказывает:

– Так вот – повторюсь, – закрыли нашу церковь и выстелили иконами… пол в клубе. А мы не пляшем. Стоим по стенкам – и ни ногой. Тогда власти клуб закрыли. А через полмесяца снова на вечер танцев зовут! Смотрим: а иконы уже ликами вниз переложены. Ну и…

Закончу фразу:моей собеседницы  так: несмело, робко, но затанцевала молодежь  Ключиков на иконах. Посмели? Да

Рубеж был перейден. И неужели  это  навсегда?

***

Так думалось мне, когда я впервые услышал о бедствиях Покровского храма и его настоятеля в  Ключиках. Понадобился почти целый век, чтобы выбить из людей веру. Казалось: неужели еще сто лет надобно, чтобы она возродилась в душах людей? Оказалось, не все так мрачно.

Побывав снова в Ключиках, я приметил: отношение и к возрождению храма, и к его настоятелю… Было радостно узнать: появились у священника молодые помощники – и дело пошло быстрее; и уже не одна, а четыре главки сияют на храме даже в самый пасмурный день.

В сельской администрации мне сказали, что и с выделением земельного участка вопрос  решен -остались кое-какие формальности. И главное: народ сельский как-то уважительнее стал к своему батюшке относиться… Пара лет всего прошла- а какие добрые перемены…

Возвращаясь из Ключиков, все думал: что меняет людей? Может то, что областная власти благосклоннее стали относиться к местной епархии:  И  ли то, что уже  не разрушают, а строят церкви и мечети? А может, телевизоры, на экранах которых теперь часто звучит и проповедь; и слово Божье на людей благосклонно влияет? Может сами люди мудреют и начинают заботиться не только о хлебе насущном?

Однозначно ответить не могу, скорее всего все вместе сказывается… И, конечно, прав был настоятель  храма в Ключиках заметивший однажды: «Путь к вере неодинаков и не у всех легок… После насаждаемого десятилетиями атеизма осталась выжженная духовная пустыня… А из пепла возродиться – это совершить подвиг духовный…»

– Хорошо, что  процесс пошел. – И мы теперь не сторонние наблюдатели, а искренние помощники нашей церковной общине – говорят   в  сельской администрации . – И стройка через дорогу – это такая же наша забота, как клуб, школа, детсад.  А восстановим храм – и пруд расчистим, чтобы было в селе место светлое, чистое…

Думаю, руководители светской власти имеют ввиду чистоту не только материализованную.

Так неужели – как бы во искупление тех, давних, греховных – танцев на иконах – возродится  – и не только в Ключиках –  истинная Вера?