В рамках сотрудничества Представительства ФГБУ с Российской академией наук 29 и 30 сентября в регионе работал руководитель лаборатории гетерогенного синтеза тугоплавких соединений Института физической химии и электрохимии им.А.Н.Фрумкина Российской академии наук, кандидата химических наук – Владимир Владимирович Душик.

29 сентября учёный выступил для учащихся Старомайнской СШ №2 с лекцией «Как тут не заржаветь…». Доклад был посвящен металлам и их устойчивости в условиях земной атмосферы. Специалист в области химии и нанотехнологий рассказал о том, какую роль металлические материалы играют в нашей жизни, что такое коррозия металлов, как от неё защититься, почему это так важно для всех и какие успехи были достигнуты человечеством на этом поприще за последние 1 000 лет. 30 сентября данная лекция прошла и в Базовой школе РАН − МБОУ «Гимназия №1 им.В.И.Ленина» для учеников химико-биологических классов. В рамках тематической недели национального проекта «Наука», которая проходит в Ульяновкой области с 16 по 22 ноября мы узнали у молодого учёного о специфике его профессии и о том, какими качествами должен обладать будущий химик.

– Владимир Владимирович, расскажите, чему посвящены Ваши исследования и ваших коллег в лаборатории?

– Наше научное направление посвящено коррозии и защиты от нее, оно называется химическое сопротивление материалов и защиты металлов от коррозии. Лично я занимаюсь вопросами осаждения тугоплавких металлов из газовой фазы, вольфрама и его сплавов. Для широко круга приложений – это износостойкость, коррозионная стойкость, помимо этого, мы занимаемся вопросами коррозии, как и все наши коллеги. Мои коллеги являются разработчиками ингибиторов коррозии, методов исследования коррозионной диагностики и разработчиками защитных покрытий.

– В каких сфера человеческой жизни исследования больше всего востребованы?  

– На самом деле коррозия нас окружает везде, потому что вокруг нас металлы. Мы живем в металлическом мире. Я бы сказал, цивилизация зародилась из-за того, что люди научились добывать и обрабатывать металлы. Целые века посвящены этому: бронзовый век, железный век и т.д. Сейчас человечество не задумывается о многих вещах, но металлы вокруг нас и методы, которые когда-то были просто научным открытием, сейчас являются совершенно повседневными вещами.  Например, стул на котором мы сидим с хромовым, никелевым покрытие. Коррозия касается нас всех, хоть мы этого и не замечаем.

– Что такое коррозийные станции и зачем они нужны?

– Коррозионная наука, как, впрочем, и любая другая наука имеет некий спектр методов коррозионных исследований. Метода анализа поверхности, электрохимические методы исследования. Они позволяют говорить о механизме коррозионных процессов, особенности протеканий тех или коррозионных процессов в каких-либо условиях. Тем не менее, есть такие вещи, как натурные испытания, которые позволяют закрепить успех коррозионной науки и они дают самые надежные данные о каком-либо металла. Осадки, влажность, солнечная радиация, количество хлоридов в атмосфере – это всё в натуральном виде мы можем узнать наблюдая за образцами на коррозионной станции. В Ульяновской области интересный климат, поэтому мы хотим добавить точку на карте, где будем знать, как протекает коррозия для определенных групп материалов.

– Почему решили связать свою жизнь с химией?

– Вопрос очень интересный в том плане, что я никогда не задумывался идти в науку. В школе мне очень нравилась химия. Поэтому я поступил МИСиС, известный ранее как Московский институт стали и сплавов, но при этом химии там не было, она появилась на несколько лет позже. Была на первых курсах неорганическая химия, потом физика и затем появилась физическая химия. На базе физической химии у меня развился мой профессиональный коррозионный интерес. Мне нравится понимать, как материал себя ведет во взаимодействии со средами, с другими жидкостями, газами и т.д. Я мог бы работать и в другой сфере, но пришел к тому, что химия меня привлекает больше всего.

– По вашему мнению, как можно привлекать молодёжь к исследованиям в регионах?

– Прям не в бровь, а в глаз. Действительно, это очень острый вопрос. Во-первых, в 90-е по науке «проехались» очень здорово. У нас есть поколение 50-летних и следующие за ними мы – люди 35-40 лет. В промежутке 40-50 лет нет никого. Тем не менее, шаги по привлечению молодых кадров в науку уже делаются, как властями, так и вузами. Ведется определенное финансирование. На мой взгляд, надо обеспечивать достойную заработную плату и нужно привлекать тех молодых людей, которые интересуются наукой, всё-таки наука от человека требует определенного склада ума. Помимо финансирования, должны быть перспективы карьерного роста.

– Какими качествами должен обладать современный учёный-химик?

– Думаю, любопытством. Да и не обязательно это должно быть только у химиков. Любой ученый должен не бояться вникать в сложные вопросы. Ещё считаю должно быть врожденное чувство логики, и, конечно, определенный склад ума.