Уникальный для Ульяновска прецедент создан при поддержке Центра управления городом: в суде удалось доказать, что суммы в платежках у собственников МКД выросли по вине управляющей организации.


Житель не поленился спуститься в подвал и сверить все заводские номера установленных приборов учета с документацией, предоставленной УК

Наступил новый отопительный сезон, и, как обычно, наиболее актуальным вопросом ЖКХ среди жителей становится размер платы по строке за самую дорогую коммунальную услугу – «отопление». И хотя возмущаются суммами начислений очень многие, докапываются до сути и, несмотря ни на что, продолжают бороться за свои права лишь единицы. Один из таких героических примеров – доведения дела от простой претензии до судебного решения – произошел в доме №5 по ул. Самарской. Из всего огромного 10-этажного МКД одному жителю таки удалось получить компенсацию морального вреда с ООО «УК «Атлант».

Счётчик есть, а начисляют по нормативу

Весьма распространенная ситуация: часто приходится слышать, что, несмотря на установленный в доме прибор учета, по каким-то причинам плату начисляют исходя из расчетных величин, а не фактических показаний. Бывает весь месяц теплый, а суммы в платежках не соответствуют, дерут, как за обогрев в лютый мороз.

– Обратил внимание, что за январь и февраль 2020 года в платежных документах – подозрительно высокие суммы. Многие были возмущены, ведь зима была мягкая, и ожидали, что плата за теплоснабжение будет меньше. Жители дома общаются в групповом чате через соцсети, они высказывали недовольство, а некоторые обратились с вопросами и в управляющую компанию. Ответы давали противоречивые: со слов одних сотрудников, случилась неисправность прибора учета, направили в ремонт, со слов других – просрочили поверку. На вопросы о перерасчете вообще отвечали уклончиво. Поэтому было решено обратиться в Департамент жилищной политики и регионального государственного надзора с коллективным обращением, чтобы специалисты сделали проверку. В ответ получили, я считаю, формальную отписку, – рассказал нам Арсений ДМИТРИЕВ.

Вся проверка УК выразилась лишь в запросе документов от самой УК. По сути, если совсем уж утрировать, у руководства управляющей компании спросили: «У вас там все нормально? Чего начисления такие странные?». Руководство ответило: «Да, все отлично! Счетчик просто барахлит немного, проверим». «А, ну и ладно тогда…» – сказали им, а жителям передали: «Успокойтесь, всего лишь счетчик на поверку снимали, ничего страшного».

Большинство на этом и ограничились бы. Что тут еще поделать, если даже из государственного органа, который обязан за этим следить, отвечают, что действия УК не противоречат законодательству?! Собственно, так и произошло: все возмущались, но в итоге махнули рукой после получения первой отписки, и лишь один решил добиться справедливости.

Все расходы переложили на жителей

Вот что ответили жителям дома №5 по ул. Самарской из жилинспекции, цитируем:

«Из представленной управляющей организацией ООО «УК «Атлант» информации следует, что срок поверки прибора учета тепловой энергии – 29.09.2019. В связи с чем в период октябрь-декабрь 2019 года плата за отопление потребителям осуществлялась по среднемесячному, за январь 2020 года, а также в период с 01.02.2020 по 05.02.2020 – по нормативу… Из вышеизложенного следует, что порядок расчета платы за отопление в период выхода коллективного (общедомового) прибора учета из строя не нарушен».

Странно, что по закону такое допускается, что можно не учитывать показания счетчика, который по факту есть, но его нет… В управляющей организации не успели в срок или забыли, или еще по какой-то причине не провели поверку прибора учета, из-за чего он формально считается вышедшим из строя. Наверное, никому не надо объяснять, что к отопительному сезону готовятся заранее. Согласитесь, логичнее провести поверку счетчика тепла до подачи отопления, а не после. Тем более что это входит в обязанности УК и записано в договоре управления, на что закладываются средства по строке «содержание общедомового имущества». То есть это возмездная услуга, невыполнение которой нарушает права потребителей, в данном случае – жителей МКД, заплативших УК за надлежащее содержание и своевременную поверку приборов учета.

– К нам обратился житель, который рассказал, что прошедшей зимой, из-за того, что прибор учета тепловой энергии не был своевременно отправлен на поверку, управляющая компания выставила плату за отопление исходя из среднемесячных показаний за предыдущий период. Это привело к предъявлению потребителю платежного документа с завышенным размером платы. Получилось так, что управляющая компания свои обязанности своевременно не исполнила, а все негативные последствия своего бездействия переложила на жителей дома, – прокомментировал начальник консультационно-юридического отдела Центра управления городом Михаил МЕДВЕДЕВ.

Не согласившись с действиями УК и не удовлетворившись ответами жилинспекции, наш ответственный потребитель обратился в Центр управления городом. Муниципальные юристы бесплатно составили исковое заявление в суд.

В конце октября в доме №5 по ул. Самарской состоялся сход граждан с участием депутата по данному округу Натальи РЯБОВОЙ: обсуждался переход в другую управляющую компанию, сейчас жители рассматривают варианты

Почему так сложно наказать УК?

Как признаются юристы Центра управления городом, именно настойчивость и внимательное отношение к документам самого истца помогли ему убедить суд и надзорные органы в своей правоте. Стоит отметить, что мужчина работает на инженерной должности в УМУП «Ульяновскводоканал» и смог разобраться в вопросах проведения поверки приборов учета и оформления ее результатов. Он, в частности, самостоятельно запросил пояснения в димитровградском АО «Промсервис», которое выпустило средства измерений, входящие в состав теплосчетчика, а также в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ), который занимается их поверкой. Сравнив полученные данные с предоставленной УК, житель обнаружил нарушения сроков поверки. По данному факту он направил обращение в прокуратуру Засвияжского района.

– На суде управляющей компанией были представлены акты демонтажа и монтажа общедомового прибора учета, в которых фигурировала организация-«подрядчик». Однако вызванный на судебное заседание представитель этой фирмы пояснил, что договорных отношений с УК не имеет, печати организации в актах отсутствуют, а подпись вообще не его. Это означает, что документы были сфальсифицированы. Между тем копии этих актов УК представляла и в жилинспекцию, где нарушений не заметили. В прокуратуре к доводам из обращения жильцов отнеслись более внимательно и, проведя выездную проверку в УК, выявили нарушения жилищного законодательства, – отметил Арсений ДМИТРИЕВ.

В результате, учитывая данные прокурорской проверки, суд встал на сторону жителя и признал действия (а точнее – бездействие) Ук нарушающими права потребителя. Печально, что этого не увидели специалисты жилинспекции. Впрочем, они являются лишь проводниками государственной политики. А она нынче такова, как следует из ответа департамента. И вновь процитируем:

«Дополнительно сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введен мораторий на проведение в 2020 году проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключениями являются внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры. Вышеуказанное постановление вступило в силу 14.04.2020. Таким образом, до 31.12.2020 проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно только при наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Поскольку Ваши обращения не содержат фактов причинения вреда жизни, здоровью или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то оснований для проведения проверки не имеется».

Это как в том анекдоте о нерадивых полицейских: «Вот когда убьют, тогда и приходите!». Получается, если УК не угрожает вас покалечить или лишить жизни, то и проверять ее жилинспекция не имеет права: запрещено постановлением Правительства РФ.

– Данный случай еще раз показал, что, во-первых, суд является эффективным средством правовой защиты, во-вторых, является примером того, как полезно жителям внимательно следить за действиями управляющей компании. Ну и, в-третьих, надеемся, это послужит поводом, чтобы такие нарушения больше не совершались в нашем городе, – подчеркнул Михаил МЕДВЕДЕВ.

Тем временем наш ответственный собственник подготовил образец иска о компенсации морального вреда, которым по его примеру могут воспользоваться и другие жители дома. Правда, пока никто больше в суд так и не обратился.