Пандемия, локдаун, спад экономики и ухудшение качества жизни в целом – казалось бы, в параллель ситуации резкой дестабилизации должен быть взрыв количества обращений к неврологам и психиатрам. И, например, в Петербурге ситуация вполне оправдала подобные прогнозы. Доктор медицинских наук, профессор, председатель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медработников Александр Редько в контексте обвинения “окружающего ковидобесия”сообщил“У нас огромный рост психических заболеваний. Только за первую половину 2020 года в сравнении с 2019 годом рост составил 407%. Это рост только новых заболеваний! А сколько у нас обострений старых, никто не говорит”.

Мы поговорили с местными экспертами и удивительно: в этом плане регион вполне выстоял. Звучит даже неправдоподобно, но нас снизилось количество самоубийств, алкогольных психозов, жалоб по линии наркологии. Похоже, в закаленной провинции тяжелая ситуация только мобилизовала – психическое здоровье жителей Ульяновской области характеризуют относительно ровно. Чтобы не поддаваться панике и сохранить равновесие, специалисты рекомендуют не смотреть новости, не слушать рассказы друзей и родственников и получать информацию о пандемии максимум из 1-2 официальных источников.

Если сравнивать март-ноябрь и аналогичный прошлогодний период, до пандемии, количество обращений на амбулаторные приемы находится примерно на одинаковом уровне, взрывного роста, как ожидалось, нет, сообщила главный внештатный психиатр Минздрава Ульяновской области, главврач Ульяновской психиатрической больницы Ольга ГАВРИЛИНА. В целом первичная заболеваемость на 100 тысяч населения с 1 января по октябрь составила 91,3 случая. Это примерно на 3% ниже аналогичного прошлогоднего периода. Доля расстройств непсихиатрического уровня (неврозы, депрессии, тревожные расстройства) составляет 70%,  за аналогичный период 2019 года – 65%. Заболеваемость невротическими расстройствами в целом составляет 63 случая на 100 тысяч населения.

– В основном за помощью обращаются по двум категориям вопросов: те, кто боится заболеть коронавирусом, и с жалобами депрессивного характера. Иногда обращения носят отсроченный характер: в тяжелой ситуации человек смог мобилизоваться, но депрессия настигла после. 

После перенесенного коронавируса в основном поступают жалобы депрессивного характера – апатия, не хочется ничего делать, теряется вкус и интерес к жизни. Вот вроде бы человек выздоровел и должен быть на подъеме, но этого не происходит. Как правило, обращение к специалисту приводит к положительному результату. Также есть пациенты, у которых выросла тревожность из-за опасности заболевания. Многие из них неоднократно сдают тесты. Здесь проводится работа с психиатром.

 

 

Специалисты отмечают, что в осенне-весенний период возможно обострение психических заболеваний из-за смены режима дня и сокращения светового времени. В период пандемии, самоизоляции  характерно усиление депрессивных состояний, когда пациент болеет маниакально-депрессивным психозом. У здоровых людей и людей с неврозоподобными состояниями могут усугубиться расстройства настроения с переходом в депрессию, отмечает бывший министр здравоохранения Ульяновской области, врач-психиатр Павел ДЕГТЯРЬ.

– Здесь важно вовремя обратить внимание на изменения и обратиться к психиатру. По моим данным люди в последнее время стали более охотно обращаться за такой помощью с учетом изменения отпуска препаратов – теперь антидепрессанты продаются только по рецепту.

На психическое состояние также может влиять такой серьезный фактор: родственник попадает в стационар, особенно в реанимацию. Существует некий информационный вакуум – люди не знают, куда обратиться. Нагнетается обстановка вокруг лекарственного обеспечения, люди скупают антибиотики, противовирусные, гормоны. На мой взгляд, эта ситуация быстро разрешится: на федеральном уровне наши фармкомпании стали выпускать больше препаратов. При общении с коллегами из аптек они говорят, что ситуация со снабжением стала гораздо лучше, чем месяц назад. Конечно, есть позиции, которых не хватает.  В этом случае важно обратиться к врачу и скорректировать лечение. Также я противник того, чтобы в целях профилактики делать КТ.

 В режиме самоизоляции многие начинают злоупотреблять спиртными напитками – это пусковой механизм для обострения психических заболеваний и неврозопободных состояний. Это может привести к нарушению настроения, поведенческим расстройствам. Поэтому в этих условиях алкоголь лучше полностью исключить..

Обстановку с употреблением алкоголя и наркотиков​ за период пандемии можно оценить по обращаемости пациентов​ за наркологической помощью и по выявлению наркологических заболеваний, уточнил главврач ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница” Михал БЕЛЯНКИН. По словам специалиста, за этот период впервые выявленных пациентов с алкоголизмом и алкогольными​ психозами стало меньше. С​ наркоманией уменьшилось почти в два раза. ​

“Если сравнить периоды с марта по октябрь-ноябрь 2020 и аналогичного периода в прошлом году, то мы наблюдаем небольшое снижение количества анонимных обращений. За анонимной наркологической​ помощью в прошлом году обратились​ 951 человек, в этом году почти на сто человек меньше. Структура видов оказания медпомощи по профилю психиатрия-наркология не изменилась. Жалоб на оказание наркологической помощи не поступает”. 

 

 

 

По данным МЧС Ульяновской области, с 1 апреля по 26 ноября в службу 112 поступило 69 звонков суицидальной направленности. Снизилось количество попыток суицида путем отравлений, профильное отделение – полупустое. Такие пациенты порой далеки он пандемии: они не слышали про вирус, необходимость носить маски – у них совершенно другие проблемы.

– Если раньше к нам поступало 100 человек (60 – с алкогольными отравлениями и 30 – с попытками суицида),  сейчас намечена тенденция к снижению госпитализаций. Да, в процентном соотношении выросло количество попыток отравлений, но не в количественном, с чем это связано, будем смотреть в конце года, – сообщил главный внештатный токсиколог Ульяновской области Игнат ПОНОМАРЕНКО. – Общее количество пациентов в токсикологии уменьшилось, загруженность отделений низкая. Если анализировать без отчетов тех, кто поступает с суицидами, то причины по структуре остались те же самые – несчастная любовь, алкогольный абстинентный синдром. Такого, что пытаются покончить с жизнью на фоне нехватки денег или страха коронавируса, нет. Пациенты вообще далеки от пандемии, порой даже и не слышали про нее – у них другие проблемы в жизни.  Снизилась и смертность – если раньше в год было 48-50 случаев, то сейчас и 40 нет. 

 

 

Снижение количества выездов по суицидам, несмотря на осень, отмечает первый заместитель начальника МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» Андрей ТАМБОВСКИЙ.

“Бывали годы, когда осенью наблюдался всплеск. Сейчас количество выездов по таким случаям минимальное. Могу отметить, что подросла бдительность граждан. Был вызов, когда очевидцы приняли за попытку суицида ситуацию, когда мужчина собирался поправить москитную сетку”.

Чтобы сохранить свое психическое здоровье, у специалистов единые рекомендации: сократить до минимума информационные потоки, не слушать чужие рассказы и домыслы, в случае самоизоляции четко выстраивать режим дня, не пить алкоголь и уделить больше времени любимым занятиям.

“Нужно дозировать информацию, не черпать данные ото всюду. Есть люди ,которые открывают любые ссылки, смотрят везде новости и в голове складывается сумбур,  нет понимания ситуации. Если человек интересуется темой, нужно выбрать 1-2 официальных и достоверных источника, а не кидаться в разные ресурсы. Информации сейчас очень много, зачастую она носит фейковый характер. Вторая рекомендация – больше гулять. Сейчас в холода люди склонны больше находиться в помещении. Поэтому  нужно больше времени проводить в парках, скверах, при возможности выезжать за город. Наблюдение за природой помогает плохим мыслям покинуть голову. Еще рекомендация – заниматься больше тем, на что раньше не хватало времени, –  творчеством, разведением цветов, спортом, любым хобби. Еще можно добавить достаточный сон”, – прокомментировала главный внештатный психиатр.

“На сегодняшний день фактически люди испытывают дефицит специализированной помощи. Необходимо следить за уровнем артериального давления – на этом фоне высок риск развития инсультов, острых мозговых, сердечных катастроф, – отметил Дегтярь. 

Когда человек остается дома, в семье, важно руководствоваться несколькими принципами: четко понимать, чем заниматься в течение дня, когда принимать пищу, заниматься дистанционной работой, физкультурой.

Если говорить о профилактике, то людей на самоизоляции необходимо отгородить от всех информационных потоков. Если включим новостной блок любого федерального канала, то в первую очередь услышим о том, сколько людей умерло от ковида, сколько заболело. К этому можно по-разному относиться. По тем показателям, которые я вижу на сегодняшний день, заболели всего 2% жителей Ульяновской области, большая часть из них излечилась. Общая истерия, которая сформирована медиа вокруг этой проблемы, говорит о том, что люди просто потенциально боятся этой болезни и начинают нагнетать обстановку среди друзей и родственников. Во многом распространяются недостоверные слухи. Еще немаловажный фактор, когда человек получает положительный тест и включается психосоматика: человек  начинает себя убеждать, что болен неизлечимой болезнью, сложив руки, готовится к худшему”.