В неоднократно цитированной нами краеведческой группе “Природа, антропология, история Симбирского края” (ведёт краевед Радий Губайдуллов) существует рубрика “Люди Симбирского края на старых фотографиях”. В ней публикуются архивные фото наших земляков, начиная с самых первых доступных и заканчивая относительно новейшей историей. Сегодня мы сделали подборку, выстроив её в хронологическом порядке. Посмотрите на лица наших земляков и предков. Период – век. И сколько же за этот непростой век всего изменилось.
Мужчина и женщина (мордва-мокша) на дрогах едут на базар.
Село Старые Печеуры Хвалынского уезда (сейчас в Павловском районе).
1907 год
Фонды Саратовского областного музея краеведения
Девушки села Крестовое Городище.
До 1917 года
Жители села Крестовое Городище.
Алексей Петрухин с внуками: Илья, Клавдия, Анна.
1920-1930-е годы
Из архива Нины Сергеевны Осиповой (Ерёминой)
Кустовое совещание рыбаков в Сенгилее.
10 июня 1934 года
Фонды Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова
Смотр на площади около церкви техники и инвентаря перед сенокосом.
Село Алёшкино Сенгилеевского района.
13 июня 1933 года
Фонды Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова
*******
«с. Алешкино при кл. Головке
Храм деревянный, теплый, построен в 1897 г. на средства, выданные из Св. Синода. Престол в нем в честь Казанской иконы Божьей Матери. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные. Прихожан в с. Алешкине (н. ч.) в 161 двор. 553 м. и 635 ж. Церк.- приход. школа открыта в 1895 г., помещается в собственном здании. Ближайшия села: Буяраки в 4 вер., Елаур в 3 вер. и Мордово в 7 вер. Расстояние от Симбирска 75 вер., от Сенгилея 11 вер., от Сенгилеевского волостн. правд. 10 вер. Почтов. адрес – г. Сенгилей.»
Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : (прил. к Симбир. Епарх. Ведомостям за 1903 г.). — Симбирск : Типо-литогр. А.Т. Токарева, 1903
***
Алёшкино (чуваш. Уличе) — село в Сенгилеевском районе Ульяновской области.
Русское название села (по Н.И. Ашмарину) — от имени первого владельца здешних угодий, которого звали Алёшка, а чувашское название — от слова околица (ворота) (по-чувашски — уличе́).
Село основано в конце XVII века на ключе Головка, переведёнными из Казанского уезда государственными крестьянами.
Об одном из первых чувашских поселений Елаур (Ялавӑр) имеются документальные материалы, выявленные в архивах местными краеведами. Село основано в 1672 г. «служилыми людьми из чуваш» Вырастайкой Сабаевым, Иштерякой Ахтеряковым и их товарищами в количестве 40 чел. В 1688 г. из Елаура на берег р. Волги в устье речки Елаура выделились дочерние селения — Вырастайки Сабаева (отсюда происходит название деревни Вырастайкино, ее чувашское название Анатьял) и Спиридона Жоина (Алешкино).
Ещё в XIX веке население сохраняло остатки общинного строя и древние условия быта (избы — срубы без окон и дверей с подземным лазом, вместо печи — костёр посреди жилища, добыча огня трением деревянных пластин и др.).
Крестьяне до 1797 года относились к категории дворцовых, до 1860-х годов — удельных; занимались земледелием.
7-й выпуск отделения пчеловодов.
Сенгилеевская М.К.Ш. (Межкраевая школа?).
17-V-1941 г.
Пожарно-сторожевая охрана фабрики Свердлова в годы Великой Отечественной войны.
Посёлок Измайловский Барышского района.
1941-1945 гг.
Фотография из архива Лидии Шокиной (Маньковой)
Жительницы русского села Большая Борла (ныне – в Тереньгульском районе).
1950-е годы
Фотография из архива Татьяны Бунтовой (Черемшанцевой)
Проводы весны.
Станция Куликовка Новомалыклинского района.
1959 год
Фотография из архива Марины Ширяевой (Петрушкиной)
Публикация группы “Ульяновск / Ретроспектива”
Конец 50-х – начало 60-х годов, в сквере «Три пионера» (ныне – «сквер Гончарова») у перекрёстка улиц Гончарова и Ленина. Источник неизвестен
Уличные гуляния в чувашском селе Каргино Вешкаймского района.
1930-1970-е годы
Фотографии из архивов Любови Калиной, Василия Портнова, Ларисы Игнатьевой (Меркуловой), Натальи Николихиной
Жительницы села Красная Река Старомайнского района
1960-1970-е годы
Туристические походы старшеклассников и молодёжи посёлка Новочеремшанск Новомалыклинского района.
1970-е годы
Фотографии из архивов Валентины (Бажминой) Шиминой, Владимира Зайцева, Владимира Светкина, Равиля Залетдинова, Светланы Семёновой (Агафоновой), Сергея Кочубея.
Юные рыбаки посёлка Измайловский Барышского района.
1970-е годы
Фотография из архива Юлии Рузавиной (Торгашовой)
Проводы в армию на станции «Кузоватово».
1970 год
Фотография из архива Ивана Падерова
Военно-спортивная игра “Зарница” в Тёпловской школе.
Село Тёпловка Николаевского района.
Конец 1960-х – 1970-е годы
павлик
11 декабря 2020 08:25
мой дед и дядя.
вы что еще не поняли
11 декабря 2020 09:49
теперь будет опять так! История в россии повторяется
Гость
11 декабря 2020 08:29
Эти годы для кого то уже не вернешь ,хорошие были времена для них ,время летит быстро в перед , только фотографии напоминают эти времена для всех них и нам показывают как раньше было с помошью этих фотографий
В
11 декабря 2020 08:43
“Чтобы жизнь повторилась сначала – загляните в семейный альбом!”
фидель
11 декабря 2020 08:55
Обратил внимание,что на фотографиях советских времен люди веселые,красивые ,непринужденные,улыбающиеся
Фиделью
11 декабря 2020 09:40
И что интересное – нет толстых! Видимо сказывалась , пусть скромная, но натуральная пища.
володин славка
11 декабря 2020 12:45
…и отсутствие пальмового масла!
Васо Колбасо
12 декабря 2020 08:47
Чтобы добыть эту пищу, приходилось как следует _работать_, вот и весь секрет. Причём вовсе не удалённо и не из дому.
фиделю
11 декабря 2020 09:14
Особенно на 2-ой фотографии.
Я
11 декабря 2020 15:39
Смотришь на этих людей и дух захватывает! Какие они жизнирадостные !!! Условий никаких, а от них прям добротой веет!!! Сейчас вроде всё есть, живи и радуйся, а нет, всё все чем-то не довольны, всё чего-то не хватает!!! Почаще нужно смотреть на такие подборки, чтобы сравнить и ценить условия в которых мы сейчас живём!)
амосов
11 декабря 2020 16:48
Спасибо огромное за эту рубрику!
Ферапонт Фуфайкин
11 декабря 2020 19:10
Эх, фронтовое изобретение – фуфайка, фуфаечка! Скольких ты согрела, и на фронте, и после войны и даже в 70-е! Сам до 1974 го признавал только этот вид верхнего гардероба. Правда в ДК и в школу была отдельная, поновее, носилась с шарфиком. Девочки в старших классах, в 70-х фуфайки уже не носили. Одевали только дома, и кто в совхозе работал, на сельхозработы. На кузоватовском фото это наглядно видно. Память конечно, ну и атрибут времени молодежи 50-70-х. Как вполне естественный символ советской эпохи. Хотел недавно прикупить-как память, да не нашёл, нет в продаже. Куртки и синтетика. Возможно в ИТУ её ещё носят сидельцы, но на старости лет, туда не тянет, даже за “символом эпохи”.
Юрий
13 декабря 2020 20:35
Армейский бушлат это тоже модификация фуфайки. Очень удобная одежда, факт!
Юрий
11 декабря 2020 19:14
Такое спокойствие, даже доброта на лицах! Всё очень просто, но спокойно и уверенно.
Летит времечко…
11 декабря 2020 19:17
У новочеремшанских ребятишек модный транзистор “Океан” – 98 руб.стоил! Месячная зарплата! На первом фото Новочеремшанцев видно узкоколейку. Жива ли она сейчас?
Жан Миндубаев
12 декабря 2020 12:13
Как печально видеть эту тотальную нищету, эти абсолютно смирившиеся со всеми невзгодами лица! Как долго и печально топтались люди на переходе от лапотной России к цивилизационным переменам!
Насчет телегреек…У мен в рабочем кабинете висит на спинке кресла для отдыха зеленая военного образца телогрейкяа. И будет висеть до моей кончины- как напоминание что даже при ноутбуке,принтере, диктофоне, факсе, сотовом и домашнем телефоне- и прочих современных
“дивайсах” лапти ,обмотки,ватник и валенки меня ежедневно ждут за дверью.. Этот ватник сильно отрезвляет,напоминая о том, что реальность в России не всегда бывает более-менее терипимой…
Юрий
13 декабря 2020 20:40
Какая нищета? Ты о чём вообще? Жизнь прожил и ничего вообще не понял. Ты реально думаешь что сегодня с джинсами, кроссовками и телефоном в кармане, даже с авто собственным нищеты нет? Её в разы больше. И главное у многих нет шансов из этой нищеты выбраться. Тогда была простая и скромная жизнь, а не нищета. Ты сам-то нищим был советские годы? Я скорее подозреваю что это ты сейчас нищий.