Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса о поддержке 13 непарламентских партий среди россиян. В опросе приняли участие 1800 респондентов.

Итоги:

За непарламентские партии проголосовали бы 16% россиян, чаще за «Яблоко» и Партию пенсионеров — по 4%. Более половины избирателей декларируют голосование за парламентские партии — 62%. Основными причинами этого решения называют: близость идеи, программы партии (22%), неодобрение повышения пенсионного возраста (12%), а также личные симпатии в адрес лидера партии и ее членов (8%). Среди этих партий респондентам наиболее известен председатель Партии народной свободы Михаил Касьянов (49%, 25% заявили о недоверии ему), на втором месте — Захар Прилепин, лидер партии «За правду»  — 37% (доверяют 17% россиян).

Поддержку в адрес либерально-ориентированных партий («Яблоко», «Парнас», «Новые люди», Партия прямой демократии, Партия Роста, «Гражданская платформа») чаще высказывают жители столиц (13%) и городов-миллионников (9%), а также 18-24-летние (9%) и 35-44-летние (9%) россияне. За лево-ориентированные партии («Коммунисты России», Партия пенсионеров) чаще высказываются жители сел (7%), а также россияне от 60 лет и старше (8%).

Мы попросили президента Фонда «РАПИР», практика и политолога Дмитрия Травкина прокомментировать, зачем, вообще, нужны непарламентские региональные партии и попросили дать оценку существующим. По словам эксперта, в России на сегодняшний день есть более 10 активных партий, остальные же пока “спят”.

Президент Ульяновского общественного Фонда «РАПИР» Дмитрий Травкин

После того, как в начале 2010-х годов законодательство о политических партиях было существенно либерализировано, оно упростило процедуру создания и снизило требования к количеству членов партии на этапе ее регистрации с 40 тысяч до 500 человек. В России после этого появились десятки новых партий. С тех пор прошло 8 лет. Некоторые из них так и не стали известными, другие начали активную политическую деятельность, принимали участие в региональных и муниципальных выборах и даже завоевали мандаты для своих членов. Таким образом эти десятки партий разделились на две сравнительно неравных части. В одной из них находятся партии, которые двигались все эти годы активно и обладают определенной идеологией, яркими лидерами и принимают участие в политической жизни регионов и муниципалитетов. К числу таких партий можно смело отнести партию “Яблоко”. Ее рейтинг сегодня невысок, но она узнаваемая и является носителем определенной идеологии. Из новых партий, которые появились сравнительно недавно, но активно участвуют, я бы выделил партию “Пенсионеров за социальную справедливость”, недавно образованную партию “Новые люди”, партию “Родина”, “Гражданская платформа”, Казачью партию. Это все партии, которые в ходе избирательных кампаний в своих регионах получили определенное количество мандатов. По закону они освобождены от сбора подписей в регионах. Есть партии экологические. Их несколько и некоторые из них наиболее активны. Общее количество таких партий чуть более 10. Партия “Коммунистов России” тоже более чем в 10 регионах имеет своих представителей в региональных парламентах, в муниципальных представительных органов. Остальные партии пока “спят”. В сентябре 2020 года завершились выборы в областной парламент и мы тогда в РАПИР констатировали, что на момент организации проведения этой избирательной кампании, в регионе было зарегистрировано более 40 отделений политических партий. Однако выдвинули хоть какое-то количество кандидатов всего 8. 4 парламентских и 4 непарламентских – “Коммунисты России”, “Гражданская платформа”, “Родина” и “Партия РОСТА”. Вот примерно такая тенденция повторяется в большинстве регионов России. При создании партия принимает устав, где четко сформулирована задача партии. Все эти задачи, какими бы они не были, они могут быть решены только одним способом – представительством во власти. Партия – форма общественной организации, но в отличие от НКО она единственный субъект такого некоммерческого сектора, которому разрешено выдвигать кандидатов на федеральном, региональном и муниципальных выборах, чтобы победив они могли отстаивать интересы своих последователей и членов в текущей политической деятельности. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

О смысле их политического существования мы спросили и самих представителей непарламентских партий.

Депутат заксобрания Ульяновской области, лидер партии “Коммунисты России” Максим Сурайкин: 

Роль у нас самая полезная для избирателей, т.к. мы ставим вопросы социальной защиты, медицинского обеспечения, увеличения доходов бюджета на все социальные статьи. Мы на этом пути добиваемся регулярного успеха. Несмотря на то, что у нас пока небольшая фракция в Заксобрании, тем не менее нам постоянно удается добиваться расширения выплат по социальным статьям и не давать возможности их сокращать. Мы, в отличие от многих партий, абсолютно независимы, мы не вписаны ни в какие кланы региональные. Нас вынуждены слушать. В следующем году мы будем эту политику развивать, продолжать напряженно работать в бюджетном комитете. Сейчас я лично работаю с федеральными органами власти, чтобы добиться расширения федеральных выплат для нашего бюджета. Мы сейчас ищем возможность на медобеспечение по раковым больным. С одной стороны мы будем продолжать нашу линию по защите соцправ населения, с другой стороны мы ведем и партийную работу. Сейчас мы ведем интенсивную работу по развитию нашей партийной организации, поскольку ставим стратегическую задачу через три года добиться большинства в Заксобрании. У нас сейчас уже в 7-8 районах активно формируются партийные организации. У нас уже несколько лет действует городской комитет нашей партии. Нам удалось добиться избрания нашего депутата в Гордуму. Будем добиваться большей поддержки. 

Председатель реготделения партии “Гражданская платформа” Юрий Зеленов:

Несмотря на то, что партия маленькая, роль таких партий важна. Мнения других партий может быть замылено, если говорить про парламентскую четверку. Наша партия представлена в Государственной Думе. Считаю, что нужно налаживать более тесный контакт между органами региональной власти и малыми партиями, т.к. иногда может взгляд замыливаться и мнение партий поменьше может быть правильным. Планы на следующий год – зайти в Госдуму одномандатными округами, амбициозные цели -это конечно же создание фракции и преодоление 5% барьера. 

Член политсовета партии “За правду” (новая партия писателя Прилепина) Денис Швагер: 

Роль партии сегодня мы оцениваем достаточно перспективно, т.к. мы считаем себя молодым вкраплением в региональную политику. Партия является левоконсервативной, социалпатриотической. На мой взгляд у нас нечто подобное представляли ранее ЛДПР, КПРФ. Как мы видим, на протяжении 14 лет эти партии показывают свою полную несостоятельность. Голосуют за них постоянно, но толку от этого никакого. В следующем году мы намерены работать в двух направлениях: социальное и патриотическое. Еще будем заниматься таким видом деятельности, как противодействие возможному “Майдану” на территории России. В будущем мы намерены составить жесткую конкуренцию для уже имеющихся старых политических партий в регионе.