До недавнего времени самым древним наземным зданием Ульяновской области считалась Канадейская башня. Имелись разные мнения о времени её постройки – конец XVII века, либо начало XVIII века. Однако результаты проведённых автором в 2018 году исследований показали, что Канадейскую башню соорудили не ранее 1750 года. Поэтому, сейчас древнейшим зданием, сохранившимся на территории Ульяновской области, является церковь в селе Осока Барышского района. Этот каменный храм был построен на средства прихожан в 1743 году и освящён в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Престолов в церкви было два: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, и в тёплом приделе – во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Храм в селе Осока принадлежит к редкому в Среднем Поволжье образцу нарышкинского барокко. Близкие по стилю храмы, тоже построенные в первой половине XVIII века, сохранились в соседних Пензенской и Самарской областях: Христорождественская церковь (1724) в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района, Троицкая (1730) и Богородицкая (1730) церкви в селе Троицкое Сызранского района, Христорождественский собор (1741) в городе Сызрань и др. *** НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО Нарышкинским барокко, условно, называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. По мнению академика Дмитрия Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий. Стиль «барокко» распространился в Западной и Центральной Европе в XVII столетии, и отличался в архитектуре излишней вычурности форм. В Россию этот стиль попал благодаря Петру I, и дошёл с запозданием, когда в Европе уже распространился стиль классицизма. Своим названием он обязан боярскому роду Нарышкиных, которые были заказчиками многих церковных построек. Самым активным из «Нарышкиных-строителей» был Лев Кириллович, родной дядя Петра I. В качестве главы Посольского приказа Лев Нарышкин бывал за границей, где и полюбил красивую архитектуру, а потом воссоздавал увиденное в своих владениях. В архитектуре нарышкинского барокко соединились традиции зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Особенность нарышкинского барокко — это причудливое сочетание правильных геометрических форм и линий. Все постройки состоят из поставленных друг на друга кубов, шестигранников и восьмигранников. Их простые плоские стены украшаются затейливыми формами декора из сочетаний красного кирпича и белого камня: белокаменными арками, колонками, резными наличниками, колоннами с резными капителями, пилястрами, которые придавали зданиям строгий и вместе с тем праздничный вид. Как правило, нижний этаж таких церквей прост в отделке, а верхний — пышный, что иллюстрирует идею о земном и небесном мирах. *** АРХИТЕКТУРА ОСОКИНСКОГО ХРАМА Выстроенная по традиционной схеме церковь состоит из двухсветного четверика храма, с примыкающей с востока вытянутой апсиды с полукруглым завершением. С запада к храму примыкает низкая трапезная. Невысокий придел во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты у северо-восточного угла трапезной придаёт композиции памятника живописную асимметричность, характерную для зодчества XVII — начала XVIII вв. Здание стоит на бутовом фундаменте из дикого камня и разновысоком кирпичном цоколе. ДЕКОР ФАСАДОВ Фасадный декор церкви выполнен в духе «нарышкинского барокко», который наиболее ярко проявляется в рисунке наличников. Арочные окна храма и апсиды заключены в наличники с полуколонками с базами и капителями и с высокими трапециевидными фронтонами, а прямоугольные окна восьмерика — наличниками из полуколонок с лучковыми фронтонами. Верх стен украшен городчатым поясом, и завершен профилированным карнизом. Верхние углы четверика храма украшены рустованными лопатками, а нижние — спаренными полуколоннами. Углы трапезной выделены пучками колонн. ХРАМОВЫЕ РОСПИСИ На внутренних стенах храма до недавнего времени сохранялись старинные росписи: «Господь Вседержитель». В руках Спасителя открытая книга с текстом «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; «Христос утешитель». «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28); «Распятие Христово»; «Боголюбская икона Божией Матери». В руках Пресвятой Богородицы свиток, на котором написано: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное»; «Благословение детей». Роспись изображает евангельское событие: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16).»; «Иоанн Креститель»; «Евангелисты» — Иоанн, Матфей, Лука, Марк. *** В приделе на полусводе алтаря сохранились росписи с изображением «Тихвинской иконы Божьей Матери». Судя по стилю письма и по сохранности, она самая древняя, из сохранившихся на стенах церкви. Возможно она была создана ещё в XVIII веке, вскоре после постройки церкви. Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) — одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. По преданию, образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина: «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» сообщается, что икона «ангелами невидимо носима», семь раз «светозарно шествуя по воздуху» появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. В 1920-х годах икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны она оказалась у немцев, а затем у американцев. Только в 2004 году икона была возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. *** ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р церковь в селе Осока была поставлена на учёт как выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — «Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (православный приходской двухпрестольный храм)», 1743 г. Летом 2017 года была проведена государственная историко-культурная экспертиза Осокинской церкви. *** АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери православный приходской двухпрестольный храм», 1743 г., расположенный по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с. Осока, центр села
Правительство Ульяновской области. Государственный контракт № 157-ДХ-П от 20.06.2017 г.
ООО «Эксперт» — директор Куптулкин Александр Васильевич, адрес: 432030 г. Ульяновск, ул. Ипподромная, 13 б. ИНН 7327061036/КПП 732501001, Шашин Сергей Ирикович (г. Киров); образование — высшее профессиональное. Кировский политехнический институт, специальность «Промышленное и гражданское строительство», квалификация инженер-строитель, диплом РВ № 490171; стаж работы но профилю экспертной деятельности 22 года; аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.12.2014 года № 2448 (объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия; документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр; проекты зон охраны объекта культурного наследия; документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.)
Обоснование целесообразности включения (либо отказа во включении) выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения категории его историко-культурного значения. Вывод экспертизы:
Электронная копия документа здесь *** На основании этой экспертизы уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия Ульяновской области – Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области приняло решение не включать построенную в 1743 году Тихвинскую церковь, расположенную в селе Осока, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Такое решение принималось тогдашними руководителями Управления по охране объектов культурного наследия — Хаутиевым Шарпудином Маулиевичем и Ерёминой Любовью Владимировной. Таким образом, самое древнее наземное сооружение Ульяновской области, ценнейший памятник истории и архитектуры всероссийского и мирового значения, по мнению чиновников не является объектом культурного наследия. Почему было принято решение о снятии этого храма с государственного учёта и охраны как памятника истории и культуры: из-за профессиональной некомпетентности, из корыстных побуждений или это было прямое вредительство — не знаю. Жители села Осока в последние годы проводили ремонт здания церкви, который завершился в 2020 году. При этом, так как церковь с 2017 года не считается объектом культурного наследия, ремонт производился самостоятельно, без разрешения государственный орган охраны объектов культурного наследия, без проекта реставрации и без привлечения специальных реставрационных организаций. Такой самостоятельный ремонт старинной церкви привёл к искажению её исторического облика. Неясно также, в каком состоянии сейчас находятся ценнейшие росписи — и сохранились ли они до наших дней. СЕЛО ОСОКА Село Осока расположено в 22 км к юго-востоку от города Барыш на речке Росочке, притоке реки Сызранки, в окружении залесённых холмов. Возникло поселение в 1654 году. В 1780 году в Осоке насчитывалось 140 жителей. А в 1913 году в русском селе Осока был 281 двор, 1098 жителей, Тихвино-Богородская церковь, церковно-приходская школа, базары по понедельникам. В XIX — начале XX вв. село относилось к Сенгилеевскому уезду Симбирской губернии. В 2010 году в Осоке проживало 127 человек, преимущественно русские. ******* Автор: Радий Губайдуллов — специалист по охране и использованию объектов культурного наследия Ульяновской области, член научного совета Научно-исследовательского центра «Приходская история» (Москва) ![]() |
|