Одной из ключевых тем симбирского-ульяновского краеведения является вопрос о локализации средневекового города Синбир (Симбер, Симберская Гора и т. д.). Где располагался этот булгаро-татарский город: на правом или на левом берегу Волги? Спор историков, продолжавшийся 150 лет (с 1871 года), похоже, разрешился в пользу правобережной версии. Наибольшее распространение получила такая версия: Синбир/Симбер располагался на левом берегу Волги у нынешнего села Крестово Городище, а его остатки затоплены Куйбышевским водохранилищем. Этой версии придерживались известные исследователи Среднего Поволжья: церковный историк, археолог и археограф Капитон Иванович Невоструев (1816-1872), который первым и выдвинул эту версию; симбирский историк-краевед, археограф, юрист Павел Любимович Мартынов (1847-1921); казанский историк и археолог Альфред Хасанович Халиков (1929-1994) и многие другие. В последние десятилетия активными сторонниками этой гипотезы были некоторые ульяновские историки, археологи и краеведы: Владимир Александрович Гуркин, Александр Викторович Вискалин, Евгений Анатольевич Бурдин и др. (см. напр.: Сергей Прозоров «Чёрная Волга, или, когда был основан Симбирск?»; Евгений Бурдин «Крестово-Городище: загадки старинного села»). Однако другие исследователи считали или считают, что средневековый город Синбир/Симбер находился на месте центральной части города Ульяновска, а его остатки уничтожены при строительстве Синбирской крепости и посада (в 1648 году и позже). Такую версию считали верной: топонимист Венедикт Фёдорович Барашков (1926-1997), археолог Григорий Михайлович Буров (1933-2013), а также некоторые ульяновские историки и краеведы. Вопрос о метаположении средневекового Синбира/Симбера приобрёл в последние годы и политический окрас, – так как некоторым исследователям и жителям Ульяновска хотелось бы такой исторической правды: русская Синбирская крепость была основана в 1648 году на пустом месте и никаких связей с предшествующими ей булгарскими и татарскими поселениями и городами не имела. Версии о локализации этого средневекового города исследователи строили и строят на основании письменных и археологических источников, часто привлекая только выгодные для себя факты, и замалчивая те, которые не вписывались в их концепции. Рассмотрим основные известные письменные и археологические свидетельства о средневековом городе.
И, окончательную точку в давнем споре о местонахождении средневекового города поставил письменный документ, обнаруженный в 2000-е годы владимирским историком Валерием Дмитриевичем Кочетковым в отделе рукописей Российской государственной библиотеки «Наказ строителям Синбирской крепости» (вероятная датировка этого документа – 1647-1648 гг.). В этом Наказе было написано, что сразу по приезду первого отряда Богдана Хитрово к месту строительства, им следует расположиться «…и усилитца на синбирском городище меж рекъ волги и свияги обозом и укрепитца надолбами тотчас чтоб имъ от приходу войнских людей быти без страшным а пока места надолбы зделают и до тех мест обоз отынить пиками и держать для бережения от приходу воинских людей сторожей ближние и отъезжие, где пригоже, и велеть подымовным людям на городовое и засечное дело лес сечь меж рекъ волги и свияги с рускою сторону а в степ на нагайскую сторону однолично для лесу и ни для каких дел, кроме сторожей, никому ездит и ходит не велеть а быти новуму синбирскому городу мерою и з башнями четырёх сот сажень…» (см. копию части Наказа). Следовательно, в этом документе указано место локализации старого «Синбирского городища» – между Волгой и Свиягой, вблизи построенного в 1648 году на высоком правом берегу Волги – Синбирского кремля («Синбирского города»). Таким образом, материалы археологических исследований последних десятилетий, а также критический анализ давно известных документов и вновь обнаруженный письменный источник, – Наказ от 1647-1648 гг., решили давний спор о локализации средневекового города Синбир/Симбер в пользу сторонников его размещения на правом берегу Волги, в исторической части города Симбирска-Ульяновска. На мысах, образованных оврагами речки Симбирки и впадающих в неё слева ручьями располагалось небольшое мысовое городище (сейчас там расположен восстановленный «Дом Курчатова»). С напольной стороны к мысовому городищу примыкал обширный укреплённый посад. По мнению автора, линии укреплений посада проходили: на востоке – по ул. Корюкина; на юге – по бульвару Пластова и в районе ул. Мира – по ныне засыпанному оврагу; на западе – между ул. Красноармейской и ул. Федерации (по левому берегу засыпанного оврага р. Симбирки); на севере – по ул. Рылеева. Таким образом, площадь укреплённой части этого булгарского и/или золотоордынского города составляла около 350000 кв. м. Для сравнения, площади крупнейших городищ Волжской Булгарии составляли: Билярское городище – 6202000 кв. м., Староалейкинское городище (остатки города Ошель, по мнению автора) – 2300000 кв. м., Суварское городище – 1000000 кв. м. Автор полагает, что именно это мысовое городище и укреплённый посад упоминались в документах XVI – XVII веков под названием – «Синбирское городище» (маловероятно, что так называлось только мысовое городище). В путевом дневнике Адама Олеария именно это городище указывалось, – как разрушенный войсками Тамерлана город Симбирская Гора (Simberska/Simberskaia gora). Судя по обнаруженным материалам, поселение на Симбирской горе существовало и в эпоху Казанского ханства. Кроме того, у Волги располагалось ещё одно татарское городище, упомянутое в путевом дневнике Адама Олеария – как место одного из двух городов (ближнее в Волге), и в строельной книге города Синбирска – как «старое татарское городище», от которого тянулся вал к речке Симбирке. Следы старинных валов заметны на волжском косогоре вдоль Смоленского и Завьяловского спусков, однако следов этого, располагавшегося у Волги городища, пока выявить не удалось. По мнению автора, это городище располагалось на площадке, где в XVIII веке была построена Смоленская церковь. В числе планируемых следующих планируемых работ по средневековому городу Синбир/Симбер: анализ накопленных археологических материалов; разработка стратиграфической шкалы; составление пространственно-временной топографии средневековых поселений и городов, расположенных на Симбирской горе и в Подгорье и др. В следующих статьях автор расскажет о версиях происхождения названия города Синбир/Симбер, о функциях этого средневекового города, об его округе и о транспортных путях и о других особенностях истории старинной Симбирской горы и её округи. Кроме того будут рассмотрены перспективы создания новых туристических объектов для освещения средневековой истории поселения и города Синбира/Симбера (X-XVII вв.), – прямого предшественника Синбирского града (с 1648 г.) – Синбирска (до 1780 г.) – Симбирска (С 1780 г.) – Ульяновска (с 1924 г.) Радий Губайдуллов, историк Среднего Поволжья. По материалам научной статьи: Губайдуллов Р.З. О локализации средневекового города Синбир (Симбер, Simberskaia gora) в центральной части города Ульяновска // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Великий Болгар – цивилизация на Волге». – Болгар, 2019. С. 211-220. ИЛЛЮСТРАЦИИ Карта венецианских картографов братьев Пицигано с указанием городов «casar de san coga» (Симбер?) и «carabolam». 1367 год. Карта Среднего Поволжья Адама Олеария Карта Адама Олеария с указанием города Симберская гора («Simberskaia gora») на левом берегу Волги Фрагмент наказа строителям Синбирской крепости
Овраг реки Симбирки в июле 1924 года. Фотографии из Краеведческого отдела УОНБ. Справа – гостиный двор «Столбы». В центре, на заднем плане, мыс, где располагалось Синбирское городище. Работы на волжском откосе около строящегося Ленинского мемориала. Август 1969 года. Фонды Государственного исторического музея. Перед многоэтажными домами располагалась Завьяловская площадь, где в 1877 – 1878 годы Чугуновым было обследовано древнее мусульманское кладбище.
Восстановленный «Дом Курчатова» (Бывший дом купца Иванова). Здесь на мысу у ныне засыпанной реки Симбирки располагалось Синбирское городище
Сдвоенный мыс над долиной речки Симбирки, где располагалось Синбирское городище на плане Симбирска от 1800 года
Площадка в Подгорье у Смоленской церкви, где, вероятно располагалось нижнее «татарское» городище и торговый (нижний) город у волжской пристани средневекового Синбира Основные Археологические объекты XI – XVII вв. в центральной части Симбирска-Ульяновска. На основе плана Симбирска 1887 года Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Viktor Soldi
если победит татарско-булгарский вариант, то нашу область присоединят к Казанскому краю. А если – правобережный, то к Самарскому…
Если бы Ульск был нужен татарам
Они бы давно его взяли….)))
АУ
По первоначальному плану, ещё при Ленине, Симбирск должен был стать столицей Чувашии. Но Москва план пересмотрела, а территорию Чувашии сократили вдвое.
Модест Нюркин
Это называется: “Ляпнул, – ни к селу, ни к городу”
Луноход
Интересно.
“Ульяновский краевед Иршат Аляутдинович Замалетдинов, осуществлявший наблюдения за земляными работами в центральной части г. Ульяновска с 1986 года, выявил остатки рва, тянущегося вдоль западной стороны ул. Корюкина на протяжении около 100 метров и проследил его соединение с остатками укреплений, проходящих под бульваром Пластова.”
Вроде с 1986 года не так много времени прошло, и серьезных земляных работ в этом районе не было, но рва я там не припомню. Может конечно засыпали
Необлученный
Татарский национализм при слабых аргументах. Радий,облучение не прошло бесследно для тебя. Как в Губы не дуй, татарского происхождения города не найдешь. Основано поселение именьковцами-славянами. Памятников-надгробий не ищи-обряд трупосожжения применялся.
Тебе больше в степях азиатские тюркский след искать. И отношение к булгарам имеете чисто касательное.
Семён
С лупой перечитал статью, – и никакого национализма не увидел, даже намёка. Увидел лишь обычную научно-популярную статью, написанную на основе анализа исторических источников.
Малай
След есть ище какой..Свияга река к примеру..перевиди на русский!погугли.викепиди заглянит
И че?
Погуглили. “В русских говорах XIV века «свияга» – это «дикая утка». Отсюда и название одного из видов уток – «свиязь». Кстати, уток там до сих пор полно.
Не радий
Накидал зачем-то в текст русских археологов, например, Бурова с Вискалиным, которые,как известно, и доказали основание первых поселений именьковцами-славянами в здешних местах. А притянул их громкие имена к тюркской версии))
Семён
Причём тут национальность. Настоящая наука наднациональная. И к тому же, Буров – еврей, о Вискалине – не знаю.
Волжские Болгары (Сувары-Шубашы)
Булгаро – татарский? Если им так хочется, то пожалуйста…
Просто Истина Историческая в другом и ее нужно знать, помнить и уважать- без некой гордыни и нерепрезентативности!
Тимерсяны
Многие нынешние чуваши не хотят ими быть и это не есть хорошо.
Не хотите чувашами, тогда будьте Волжскими Болгарами. Хорошо работать это ещё не всё. А где: интеллект, энергия , честность?
Чуваш- это русский перевод со средневековых древних иностранных карт слова на иностранном правописании- Шубаш или Сувар! Болгары в переводе пишутся и как Булгары! Волга- это и есть Болга( р)! Анна Дыбо- лингвист с мировым именем и другие учёные признали язык чувашей- единственным сохранившемся от Волжских Болгар. Волжские Болгары- родные братья Дунайским Болгарам- за исключением славянской составляющей! Болгары входили ранее в Хазарский Каганат, поэтому в царской России Евреи почитали их за своих, в какой- то мере! Камни древние, которые в сегодняшнем Болгаре переводятся только с чувашского языка! У верхушки Болгар был л и ислам, т.к.нужно было покровительство эмирата против Хазар нападавших и татары тут не причем. Татары -Кыпчпки пришли вместе с Монголами, Чингисханом, Батыем из Сибири и только с 4 раза истребили 2/3 непокорного народа на пути на Русь и поселились на этих землях, ассимилировались во многом. Руническая письменность Болгар- Шубашей- Сувар исчезла. Остатки ушли в болота и леса под страхом не вспоминат свое великое название. Уничтожали в наглую.
Так образовалась по средневековым картам- Амазония!!! А сколько претерпели язычники от насильственной христианизации и уходили в мусульманство и в та тары в Казанской губернии, а ведь было большинство потпереписям.Гляньте на досуге!!!
Не знают и не хотят знать Историю, язык, еультуру своего Великого и многострадального народа. Очень жаль.Поэтому и уважаем За это депутата, адвоката Александра Вячеславовича Сидорова, который знает что и как делать в этом направлении сосвоими советниками и помощьниками, но ему не дают феодально- бюрократические силы. Концертами только и Акатуями проблем не решить! Надеямся, что – это временно пока, но время безвозвратно уходит за 30 бессистемных лет развала национальных поселений…
Знающий
Создатель Вселенной вообще говорит только на русском языке и других языков не знает. Остальные языки произошли от русского и созданы они были уже на нашей планете людьми. Когда души после смерти после перехода в иной мир начинают говорить с создателем на разных рассинхронизированных языках типа чувашского (или особенно китайского), то создателя это очень сильно раздражает, он начинает болеть и тупо стирает (убивает) такие души.
краевед
Без материалов раскопок это все гипотетично.
Виктор
Почему институт истории и культуры и г. Прокопенко молчит? А союз краеведов?
Кузьма Егоров
А, что они должны сказать?
Козьме
А что им и сказать нечего?
Читатель
Прокопенко и его работники -не доя этого… где они и где наука…
Митюк
А, они – дармаеды, тока показухой и занимаются
Карел
Вы все забываете про угро-финнов, которые засели эти опустевшие на время земли стали матрицей и для славян, и для булгар, и для кипчаков… И без их незаметного участия не обходился весь этот движ…
Радий Губайдуллов
Учитывая такой интерес (судя по комментариям) к происхождению и этническим компонентам народов Поволжья, – планирую серию статей по этногенезу чувашей, казанских татар , татар-мишарей, мордвы, средневолжских русских и др., на основе последних научных данных
Кайсарово.Кундюковка,Телешовка. Цильна.
Бесспорно! И, вообще, мордва- это: мокша и эрзя , а в соседях: марийцы, удмурты. Татары и кряшены, Башкиры.И все Мы- Русские, но, со своими прекрасными особенностями! Господь создал сотни и тысячи народов и языков! Нельзя это стереть и забыть- преступно!
Карелу
Именьковцы – вот матрица этих мест!
зх
Очень интересно. Жаль только в последние 30 лет все особо ценные куски культурного слоя уничтожили при строительстве новых домов.Еще остались кое-где дворы и огороды -вот единственное окно в далёкое прошлое,которое ждёт своих исследователей.Топографию Смоленского спуска на местности выявить очень трудно. Нижняя половина его восьмерки занята садами.Поиски Смоленской церкви в этих дебрях тщетны.Небольшой закуток внизу спуска южнее бетонки – видимо последний остаток гужевого съезда и выход на площадку храма.В этих садах валяется кусок старинной краснокирпичной стены метр на метр.Возможно,что он и не от церкви.Здесь вблизи Волги и коттеджей много следов застройки 19 века – кирпичи и т.д. Но церковь вроде чуть выше была,ибо на фото между ней и поселком внизу здоровый утёс.А выше поселка уже ничего от следов церкви не разобрать за разрушенными домиками и зарослями.Опять же коттеджи на набережной закрыли возможность изучения слоя в этом месте,облюбовав часть тысячелетнего Симбера.
Юрий
Тогда уж надо и чудь белоглазую вспомнить… Дальше в лес, больше дров.
Вы ещё поленитесь, горячие чумотарские парни)))
Вам места мало? Что вы все никак не успокоитесь кто первый, кто второй. У кого прав больше))))
Одни вон вроде не дураки а недавно из за камней в войнушку играли. С них пример берете?))
дж
Была бы воля власти и уверенность в своих силах историков – давно бы законно удревнили город.Ханская Казань тоже была только в документах,легендах и национальном эпосе.Но раскопали стены,мавзолеи и фундаменты – история ожила для туристов.К тому же укрепления этого великого города подробно описаны в истории штурма .Но немногие туристы подозревают,что Иван Грозный брал вовсе не только кремль.Гигантский укрепленный посад включал в себя и гору будущего Богородицкого Казанского монастыря,и место церкви где крестили Шаляпина ,носившее характерное название” У Проломных ворот”(т.е ворот ещё ханской Казани ,проломленных Грозным). Стены шли и вдоль Булака. Улица Баумана (Проломная) в ханское время называлась Ногайской. Посад Синбира так же должен быть отражен в памяти горожан и дизайне улиц,как и его казанский “коллега”.Пора отбросить пренебрежительное отношение к Ульяновку и малой родине ,достигающее у иных граждан невиданных размеров. Тысячелетнему городу Симбирску-Ульяновску есть чем гордится и в первых 7 веках своей истории. Булгарская застава под Ивановкой – хорошо,но булгарская башня на горке при перекрестке Пролетарской и Рылеева – ещё лучше.
Читатель
Прошу выложить научную статью из сборника или здесь или в группе вконтакте. Спасибо!
Р.Г.
Научная статья из сборника
Р.Г.
Статья в PDF не прилепляется, – см. по ссылке в VK : https://vk.com/simbir_nature_history?w=wall-86702529_9777
Р.Г.
Здесь PDF не прикрепляется. См. в VK в группе “Природа, антропология, история Симбирского края”
читатель
Благодарю!
напрасно
Радий связывается с главредом.
Печальный опыт Алмаза ничему не учит.
Семён Нюркин
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим ответственность за распространение угрозы жизни и здоровью человека (в том числе в соц. сетях), является статья 119 Уголовного кодекса РФ.
И как знания УК помогли Алмазу?
Вывод из грустной истории. Не имей дел с главредом. Особенно если ты из “любимых” им и его Ко “приезжих”. Подставят. И минимум обгадять склоняя ФИО на своем сайтике в комментиках.
Берег левый, берег правый…
Считаю, Радий совершенно прав! Вся эта левобережная версия возникла из-за напортачившего картографа, иллюстрировавшего записи Олеария. Он даже Поливно умудрился поместить на левый берег. А если следить по тексту Олеария, то все говорит о правобережной версии. Фарватер – под правым берегом. Левого берега тогдашний путешественник вообще не мог видеть за островами. Там в одном ряду Унеровская (Ундоровская), Симбирская и Арбухимская горы – именно так они и идут по правому берегу, ничего выдумывать не нужно.
Синоптик
Помнится, как по одной найденной древней арабской монете в Казани татарстанские историки “определили” возраст своей столицы более 1000 лет… Явно не по настоятельной просьбе руководства республики… Зачем возрождать национальные противоречия на исторических открытиях? “Город” Симбер канул в лету задолго до постройки крепости на стратегически выгодном месте, случайно совпавшем с местом исчезнувшего городища. И Симбирска давно уже нет. Город переименован в память о великом земляке, выдающейся исторической личности. Сколько в нынешнем Ульяновске осталось жителей родившихся в Симбирске? И к вопросу о национальных принадлежностях: – за долгие годы благодаря смешанным бракам практически невозможно определить истинную “чистую” национальность любого гражданина России. Даже в СССР при получении паспорта ребёнок, имевший родителей разных национальностей, сам выбирал себе свою национальность по отцу или матери… Историю надо чтить, но жить исходя из современных реалий.
Сергей
поиск черной кошки, в темной комнате))очень сложен, особенно когда ее там нет, отдельные местные археологи высказывали свое мнение реалистичное по вопросу, что таки да нижняя рыбацкая деревня и торговое поселение и верхняя “деревня”,где выращивали еду и кладбище, чтоббб река могилы не размывала, культурный слой очень тонкий и оно все без особых находок, даже сенгилей и то богаче в разы по результатам и византийские бусины и стекло и монеты и даже ювелирка.
сергею
В Ульяновске три с половиной археолога, и не припоминаю, чтобы кто-из них такое говорил или писал. Давайте ссылку. тогда